Воскресный семейный абонемент «Край Донской — земли огромной долька».

Ольга Елетская
Воскресный семейный абонемент «Край Донской — земли огромной долька».

На фоне музыки читают стихотворение:

Край Донской - земли огромной долька,

Прославленный веками Тихий Дон,

Ты беглых принимал, да и не только,

Тут каждый жил, как, будто здесь рождён

Тебе, родной, поклон земной наш, низкий

За доброту, за хлеб и соль.

Справляли казаки здесь свадьбы и теряли близких,

С тобой делили радость, горе, боль.

Простор Донской - от края и до края,

Ты сердцу самый близкий и родной.

Ты на земле для нас частица рая,

Ты не покинешь нас, и мы всегда с тобой.

(слайд 1, 2)

«Чернявая моя» песня в исполнении детского анс. «Донской родничок» ГДК.

1 Ведущий: Широко, в приволье зелёных степей, течёт Дон. Зеркальною лентой блестящего серебра извивается он среди полей, меж белых мазанок станиц (слайд 3-6, меж зелёных садов, по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Нигде не бурлит он, нигде не волнуется. Зелёные деревья обступили его берега, придвинулись близко к воде, отразились в зеркальной глади широкой реки и будто глядятся в неё. Там точно скалы нависли крутые утёсы, виноградник сбежал к самой воде и тёмные гроздья висят между крупных узорных листьев. Медленно и плавно катит свои воды Дон. Будто спит на песчаном перекате, точно и не течёт, а замер, застыл на одном месте. Недаром и зовётся он – Тихий.

«Как за Доном, за рекой» песня в исполнении Маши Клюевой и Вики Корсиковой д/с № 8 «Алёнушка».

2 Ведущий: Тихий Дон. Тихо в могучем просторе его степей. Зацветут весною его берега пёстрыми цветами (слайд 7, дивным запахом наполнится степь, а потом всё сильней и сильней станет палить солнце, и выгорит, пожелтеет и почернеет степь (слайд 8). Понесётся над нею знойный ветер. Помчит сухое перекати - поле и принесёт пряный запах в станицу (слайд 9).

«У Попова рундука» песня в исполнении детского фольклорного ансамбля «Фролушка» ДШИ.

1 Ведущий. Донское казачество впервые появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские казаки.

Донские казаки или донцы, донское казачье войско – первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещались на отдельной территории называющейся Область Войска Донского, которая занимала много областей и в том числе, нашу Волгоградскую область (слайд 10,11).

Песня «Казачий край» авт. Лариса Викторовна Булавинцева, исполняет Бондарик Диана 6 лет, д/с № 4 «Колосок».

2 Ведущий. Флаг Донского казачьего войска – три продольные полосы равной ширины: синей, жёлтой, алой, означающих цвета издревле живущих на донской земле трёх народностей – донских казаков. Калмыков и русских крестьян. По другой версии, цвет флага Донского войска читается так: «По крови, через огонь и воду». (слайд 12).

«Посвящение в казаки» исполняют воспитанники д/с № 7 «Тополёк».

1 Ведущий. Указом президента РФ Д. Медведевым от 9 февраля 2010 г. Утверждён герб войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».

Описание герба: «в лазоревом поле, под червлёной главой. – идущий влево серебряный олень с золотыми рогами и копытами, поражённый золотой стрелой. В червлёной главе – возникающий золотой двуглавый орёл – главная фигура Государственного герба Российской Федерации. За щитом, в косой крест, - четыре золотых знамени, на полотнищах которых – Государственный герб Российской империи, периода царствования императора Николая II. Древки знамён перевиты червлёной, с узкой серебряной каймой, лентой. (слайд 13).

2 Ведущий. Как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим (слайд 14, уважение к женщине (слайд 15, обучение мальчиков военному делу с ранних лет (слайд 16).

Казак рождался воином. В семье его не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном.

Песня «Казачата» исполняют воспитанники д/с № 14 «Ручеёк».

1 Ведущий. У каждого новорождённого казака, помимо кровных отца и матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных, кровные родители, заботились заранее. Это не должны были быть родственники. Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный, у которого было чему поучиться. Это он, в первую очередь. Формировал дух казака. И немаловажный факт, что крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника. (слайд 17). Крёстную подыскивала мать из числа своих подруг (желательно, хотя бы, немного старше её возраста).

2 Ведущий. Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери, в этом случае, состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке – казачке, как к жене, матери и хозяйке. После крестин казачонку клали шашку (кинжал, либо пулю (раньше стрелу, что называется «на зубок». (слайд 18). И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.

Далее, мальца старались окружить именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

1 Ведущий. Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня под уздцы и проводил его по двору (слайд 19).

До 7 – 8 лет казачонок жил на женской половине куреня.

В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И, главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.

2 Ведущий. А что в себя включала, именно, казачья среда обитания для казачонка? На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей…

«При лужке…» песня в исполнении вок. группы «Подберёзовички» д/с № 6 «Берёзка»

1 Ведущий. И. естественно, вопросы: что это и зачем это.

И ответы старших на них: лампас – это символ казака, шашка - это наше казачье оружие и символ казачьей воли (слайд 20), конь – это друг и товарищ казака (слайд 21, кресты и медали – это отличие за участие и подвиги в военных компаниях (слайд 22).

2 Ведущий. А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.

А ещё песни, которые казаки и казачки постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях.

Обряд «Проводы казака в армию» показывают воспитанники д/с № 9 «Улыбка»

1 Ведущий. А ещё пословицы и поговорки из уст старших. Станичные праздники. Где казаки и казачки поют, пляшут – кто лучше. Состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.

С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой (слайд 23). Нагайка предмет очень символичный для казаков и очень древний.

С этого же времени казачонка начинали приглашать на «беседы». Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»

«В 93 годике» песня в исп. детского анс. «Донской родничок». ГДК.

2 Ведущий. Ещё одна традиция у казаков – это национальные казачьи игры – шермиции (слайд 24). Шермиции – это «примерные бои», устраиваемые на праздниках донскими казаками. Они приурочивались к календарным праздникам, военно – траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Со многих станиц в одно место собираются казаки – малолетки на смотр (слайд 25-27). И вот, начинались скачки, стрельба в цель, стрельба на всём скаку, рубка и фланкировка, кулачные бои. Разгоревшись отвагою, целые станицы малолеток с полного разгона кидались в реку и плыли на ту сторону с лошадьми, амуницией и пиками. Они рассыпались лавою, скакали друг против друга, схватывались в объятья и боролись на коне. Зимою строили из снега город, водружали на вершине его знамя и атаковали на конях и пешком.

«Чего не могу? Всё могу!» - говорили казаки и самоуверенно смотрели на всякую опасность, на всякую удалую потеху. Это были живые игры, где нужна была отвага, смелое сердце. Крепкие руки и сильные ноги. Они готовили казака к его будущей тяжёлой военной службе.

Существовало множество игр – упражнений для развития казачат. Это скорее упражнения – тесты. Они выявляли наличие того или иного качества, либо навыка у казачат. И казачата делали эти тесты – игры, соревнуясь между собой, играя. И в эти игры казаки играли чуть ли не всю свою жизнь.

«Всадники» играют дети д/с № 12 «Сказка».

1 Ведущий. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу) (слайд 28). Начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать (слайд 29).

2 Ведущий. Приходило время жениться – об этом думали родители. В отцовском и материнском сердце давно облюбована была невеста сыну и жених дочери. Невеста и жених, достойные и по положению, и по достатку. И между собою родители сговорились давно. Однако, нужно было учинить сватовство (слайд 30).

Самые интересные и весёлые традиции у казаков – свадебные обряды. Начинался торг. Девушки ни за что не уступали невесту. «Она у нас золотая, недёшево вам достанется», - приговаривали они.

Все собирались смотреть этот торг, наконец, жених выкупил невесту, и её ставили в угол комнаты (слайд 31). Наступала тишина, а потом через полчаса все оживлялись и начинались танцы (слайд 32).

«Во чистом во поле» игра записана в Урюпинском р-не, ст. Михайловской, играют воспитанники д/с «Теремок».

1 Ведущий. Такова была жизнь и обычаи донских казаков в пору величайшей их славы. Этими обычаями крепко держалась старина. Славное прошлое. Дети, почитая родителей, росли добрыми казаками и, возвращаясь со службы, по чести могли сказать: Да, послужили наши казаки Богу, государю и великому войску Донскому.

2 Ведущ

Воскресный семейный абонемент «Край Донской — земли огромной долька».

h4][/h4]

ий. [/b] Эта казачья песня в семье Топилиных передаётся из поколения в поколение. Её пели Настины прапрабабушки и прапрадедушки. Называется она «Куплю я ленту в 3 аршина» исп. Любовь Геннадьевна, Лариса Петровна и Настя Топилины д/с № 16 «Радуга».

Публикации по теме:

Мнемосхемы для заучивания стихотворений, потешек, считалокМнемосхемы для заучивания стихотворений, потешек, считалок Уже многим знакома мнемотехника в работе с детьми. Эта техника помогает развитию памяти, логического мышления, внимания. И я в своей работе.

Сценарий детского утренника. «До свиданье лето» До свиданья, лето! Здравствуй, осень! Ведущий: Лето… Как мы его ждем, когда за окном сеет осенний дождь, когда бушуют метели и трещат зимние.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Фрукты и ягоды
  • ПДД
Автор публикации:
Воскресный семейный абонемент «Край Донской — земли огромной долька».
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 18:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Снеговики и снеговички» 1 часть
Как известно из песка, Не слепить снеговика, Он из снега чистого, Белого пушистого. Шапка колотый горшок, Там, где нос, воткнем сучок. Или же...
Экспериментальная деятельность «Как перелить воду из бокала в бутылку?»
Цели: - продолжать знакомить детей с простейшими свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, обладает текучестью; - формировать у детей...
Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба»
В нашем детском саду вновь выступал театр на колесиках с новой зимней сказкой. Наступила зима, и Мороз Иванович обратился к ежику ( он главный портной в...
Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической...
15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель конференции:...
Конспект занятия в подготовительной группе «Снеговик»
Ход мероприятия: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру...