Воспитание бережного отношения и любви к природе у дошкольников

Оксана Андреева
Воспитание бережного отношения и любви к природе у дошкольников

Воспитание бережного отношения и любви к природе у детей дошкольного возраста.

В начале 21 века народы мира решают вопросы,затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем-экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы,то ребёнок погружён в эту стихию в ещё большей степени,ведь он ещё учится управлять собой,чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня-воспитать планетарный патриотизм у дошкольников. Ели внимательно относиться к потребностям ребёнка,то вырастает человек с чувством собственного достоинства,уважающий окружающих,их собственность. Очень важно обращать внимание на усилия,которые прилагает ребёнок,чтобы научиться быть отзывчивым,помогающим,заботливым как по отношению к себе,так и по отношению к окружающим. Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Воспитывает малыша не столько отрицательное,сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношенийребёнка сприродой ещё исследована не полностью. Поэтому уже в дошкольные годы так важны проблемы экологического сознания и установление закономерностей его формирования. Познавая,ребёнок осваивает представления о связях в природе и социуме,о многообразии ценностей природы Земли. В связи с этим возрастаютвозможности операциональной стороны интеллекта:совершенствуются познавательные умения,наблюдательность и познавательный интерес,способность понимать последствия поступков и осознавать возможность соблюдения норм и правил поведения в природе. Это позволяет детям применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания,культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-самом начальном звене непрерывного образования.

Именно дошкольный период-это начальный этап формирования личности человека,его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе,к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение строится на чувственном её восприятии,эмоциональном отношении к природе,знании особенностей жизни,роста и развития отдельных живых существ,знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе,основными проявлениями которого служат:доброжелательное отношение к живому,эмоциональная отзывчивость,интерес к природным объектам,стремление осуществлять с ними взаимодействие,учитывая их особенности как живых существ,желание и умение заботиться о живых существах,создавать условия,необходимые для жизни.

Для формирования бережного отношения к природе необходимо соблюдать решение следующих задач:

-развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений,знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

-формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;

-накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

-готовность педагога к осуществлению экологического воспитания детей;

-личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения задач;

-постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

-построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

-активном участии родителей в воспитательном процессе.

Воспитать настоящего человека без любви к природе,любви действенной,подкрепляемой полезными делами,без заботы об охране природы просто невозможно. Поэтому любовь к природе должна прививаться с детства. С ранних лет необходимо убеждать детей в необходимости гуманного,любовного,бережного отношения ко всему живому,учить видеть красоту природы,думать о ней. И чем раньше маленький человек познакомится с миром природы,тем быстрее пробудиться в нём чувство прекрасного.

Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс,зависящий от семьи,от примера старших,от правильной,глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду.

Ребёнок должен получить первоначальные знания о живых существах. Все эти знания мы черпаем из художественной литературы,рисунков с изображением животных,но самое главное-из непосредственного общения с животными.

Общаясь с животными,малыши учатся понимать животных. Любовь к животным,ответственность за них лучше воспитывается на наглядном примере,когда сам ребёнок непосредственно участвует в уходе за животным.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях,когда это необходимо,поэтому дошкольники должны знать,как ухаживать за растениями и животными,какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания воспитателя. Педагог,воспитывая у ребёнка чувство любви к природе должен стремиться к тому,чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления,вызывающего тревогу,чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного отношения к природе также зависит от способности воспринимать её эстетически,то есть уметь видеть и переживать красоту природы. Это обеспечивается непосредственным общением детей с живой природой.

Публикации по теме:

Презентация «Район, который я люблю» Воспитание любви детей к своему району является одной из основных задач дошкольного учреждения. И мы в своей группе вместе с детьми и их.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Воспитание бережного отношения и любви к природе у дошкольников
Опубликовано: 14 января 2014 в 14:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
Фото отчет «Нетрадиционная техника рисования, как способ выражения восприятия...
Дорогие коллеги, хочу поделиться опытом использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками. Каждый ребенок, познавая окружающий...