Воспитание детей дошкольного возраста на семейных традициях

Гузяль Русанова
Воспитание детей дошкольного возраста на семейных традициях

Воспитание детей дошкольного возраста на семейных традициях.

Русанова Г. У.

Воспитатель высшей категории

МБДОУ ЦРР д/с №454

В последние годы отмечается проблема снижения уровня нравственной культуры большинства современных родителей, утраты семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Сложив-

шееся положение является следствием перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека, период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. И нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для детей являются члены семьи. Ведь семья – одна из главных ценностей, созданных человечеством за всю историю, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка.

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома,которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Семейно – бытовые традиции и обычаи необходимо сохранять и совершен-

ствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.

Каждый народ имеет свои традиции и обычаи. Я по национальности татарка, родилась в Казани, но уже более двадцати лет живу в Челябинске. В своей работе по воспитанию нравственных качеств толерантной личности я опираюсь на идеи народной педагогики.

Приобщению детей к культуре и традициям татарского народа способствует мини-музей татарского быта и культуры на базе татарского этнографического кружка «Экият» («Сказка», организованного в нашей группе.

Среди экспонатов музея много бесценных реликвий моей собственной семьи. Это пожелтевшие от времени фотографии и газеты с заметками о моих родственниках, татарская гармошка моего отца. Я привезла её из родной Казани – как память о нём. Ребята с интересом рассматривают их и слушают рассказы об истории моей семьи, о бабушке – Ворошиловском стрелке, о дедушке – политруке, о моем папе, который в пять лет сам научился играть на гармошке, как он, будучи маленьким мальчиком, выступал с концертами во время Великой Отечественной войны в госпиталях перед раненными солдатами и перед тружениками тыла. Творческим человеком была и моя мама – она танцевала в самодеятельном хореографическом коллективе. Благодаря танцу они и познакомились. Об этом рассказывает оформленный мною альбом «Моя семья», в котором фотографии из нашего семейного архива.

Рассказывая о своем детстве, о родителях и родственниках, я знакомлю детей с историей, традициями, увлечениями и интересами моей семьи, а дети, в свою очередь, рассказывают о жизни своей семьи.

Многие национальные традиции стали неотъемлемой частью жизни семей наших воспитанников. В семьях Йасина С., Рушана Ш. придерживаются мусульманских традиций и отмечают все национальные праздники. Бабушка Кати Б. традиционно собирает всю семью на Рождество по-католи-

чески. В каждой семье есть свои любимые блюда, которыми угощают гостей, а многие дети вместе с бабушками и мамами любят печь пироги.

Традиции татарского гостеприимства мы демонстрировали, приглашая в гости детей из соседней группы.

В музее есть ещё одна реликвия «генеалогическое древо» нашей семьи, созданное моим дядей, старшим братом отца, участником Великой Отечественной войны. Так возникла идея продолжить дело, начатое им, а совместно с детьми оформить адаптированный вариант родословного дерева.

В процессе работы над родословным деревом родителям предоставилась возможность вместе с детьми полистать семейные фотоальбомы, вспомнить своих родных, рассказать о них сыновьям и дочкам. Дети с помощью родителей узнали много нового о своих предках, а узнав – научились любить и уважать историю и традиции своей семьи.

И в продолжение этой работы мы начали создавать книгу «О происхождении наших фамилий». Я предложила детям и их родителям подумать, что означают их фамилии, как они произошли, и написать страничку в нашу книгу.

В нашей группе сложились определённые традиции, которые стали и семейными традициями в семьях наших воспитанников.

Это:

• совместные трудовые дела - субботники,

строительство горки и изготовление кормушек для

птиц зимой;

• праздники и развлечения, спортивные

соревнования,совместные игры;

• празднование Дня рождения детей;

• чтение стихов – «засыпалочек», сказок или пение

колыбельных песен перед сном;

• обмен мнениями о делах трудовых, общественных;

об увиденном и услышанном, о важных событиях;

• участие в семейных конкурсах;

• чаепитие у самовара;

• поздравление ветеранов и вручение им

изготовленных своими руками подарков.

Позитивное взаимодействие между педагогами, детьми и родителями способствует активизации интереса к возрождению семейных обычаев и традиций, осуществлению процесса становления личности, привитию морально – нравственных ориентиров в жизни у дошкольников, объединению родителей в решении воспитательно – образовательных задач.

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Уроки семьи и семейных ценностей в нашем детском садуУроки семьи и семейных ценностей в нашем детском саду Семья и семейные ценностей3 сентября в дошкольных учреждениях Волгоградской области проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей» на основании.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Воспитание детей дошкольного возраста на семейных традициях
Опубликовано: 6 августа 2013 в 14:34
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...