Воспитание детей с учетом гендерных особенностей в сюжетно-ролевой игре

Татьяна Щеглова
Воспитание детей с учетом гендерных особенностей в сюжетно-ролевой игре

Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни -он определяет свое место, свой путь среди людей. И именно для ее выполнения нужна сюжетно-ролевая игра.

Доказано, что в этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, волю, воображение и общение.

Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра – это стремление к самореализации, самовыражению.

В возрасте с 4-7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что пол не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменяется в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего место среди взрослых людей. Ребенок, живя полной жизнью в настоящем, тем не менее, устремлен в будущее. Ребенок устанавливает свою принадлежность к разным социальным кругам раньше, чем это произойдет в реальной жизни.

Для того чтобы появилась потребность в игре, нужен материал, из которого дети будут сами что-то создавать. Игра рождается, как стремление воспроизвести увиденное или услышанное и еще раз пережить это. С этой целью мы пополняем у детей кладовую памяти, кладовую впечатлений (для этого проводим тематические беседы «Профессии моих родителей», «На кого хочу быть похожим», «Кто мои предки»; беседы о разных профессиях и их значимости; организовываем выезд на экскурсию в пожарную часть №1, усадьбу Сукачева, театр; дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Кто нас одевает?» и т. д.)

Очень помогает в моей работе и художественная литература. Через чтение ребенок познает прошлое, настоящее мира, а также учится анализировать. Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, мальчики обладают природным умом, настойчивым характером и ловкостью. А девочки герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту. Читаем сказки, где речь идет о девочках, женщинах («Золушка», «Крошечка - Хаврошечка» и т. п.). Сказки, где речь идет о мальчиках, мужчинах («Два Ивана», «Как мужик гуся делил» и т. п.). После прочтения обсуждаем с детьми поведение, сходства и различия героев произведения.

Центры занятости в группе созданы и размещены с учетом возрастных особенностей детей. Для мальчиков и девочек отведено определенное пространство. Уголок для мальчиков, где есть макет – дорога для дорожного движения, сюжетно-ролевая игра «Шофер» и «Моряки», «Военные игры», различные конструкторы, строительный материал. И уголок для девочек. Это уголок «Ряженье», «Салон красоты», «Кукольный уголок», «Больница», а также уголок «Магазин» - со всеми необходимыми атрибутами. Для игровой деятельности детей мы постоянно пополняем и обновляем предметно-развивающую среду разными игрушками, игрушками – заместителями и атрибутами.

Организация уголков осуществляется с обязательным участием детей и родителей, что создает положительное отношение к играм, интерес, желание играть.

Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж.

Мальчики воюют на войне, водят автомобили, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам - у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам – у девочек.

Пример: наблюдая за игрой детей в сюжетно-ролевую игру «дом» заметила несколько моментов, когда мальчики, исполняя роль папы, говорят девочкам- мамам такие фразы: «Ты вари суп, а я пойду на работу», или «Я поехал на рыбалку, привезу рыбу приготовим вкусный ужин» или девочки говорят мальчикам «Посмотри, как я красиво накрыла стол, а ты будешь мыть посуду». В этой ситуации ребенок понимает свою роль, свое полоролевое назначение.

Но бывают случаи, когда мальчики берут на себя роль женщины. Один из моих воспитанников узнав о том, что его мама ждет ребеночка, решил примерить эту роль на себе. Он под футболку положил подушку и такой счастливый, что у него в животике, как и у мамы ребеночек. Вот здесь пришлось вмешаться мне и объяснить ребенку, что мальчики не могут рожать детей, вынашивать их в своем животе, что это роль достается женщинам (т. е. маме, мужчины должны быть защитниками, добытчиками.

Вывод: Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения.

Я считаю, что наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям – это возраст до 6 лет. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

Сюжетно-ролевая игра, как никакой другой вид деятельности, влияет на формирование гендерной устойчивости, но под чутким руководством взрослых.

Свое выступление хочу закончить словами Габриеллы Мистраль:

Многое из того, что нам нужно,

Может подождать, но не ребенок.

Ему нельзя сказать: Жди до завтра».

Его зовут – Сегодня!

Публикации по теме:

Неделя сюжетно-ролевых игр.Неделя сюжетно-ролевых игр. У нас в группе прошла неделя сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру -деятельность отражательна. Основой сюжетно-ролевой.

Педагогический ринг для педагогов «Сюжетно-ролевая игра» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ Тема: Сюжетно-ролевая игра. ЦЕЛЬ: Закрепить знания воспитателей по руководству и организации сюжетно-ролевой игры. Коллектив.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Воспитание детей с учетом гендерных особенностей в сюжетно-ролевой игре
Опубликовано: 14 октября 2013 в 15:20
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе
Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа ( с 8. 30 до 12. 30. Цель: Заложить основы доверительного отношения к...