Лучший педагог года

Воспитание детей в условиях современной якутской семьи

Валентина Сысолятина
Воспитание детей в условиях современной якутской семьи

Воспитание детей в условиях современной якутской семьи.

Сысолятина Валентина Илларионовна

воспитатель высшей категории

МБДОУ ЦРР-Д/с № 82 «Мичээр» г. Якутска.

Проблема использования потенциала этнопедагогики родителями в процессе воспитания детей в современной якутской семье является на сегодняшний день значимой.

Публикация «Воспитание детей в условиях современной якутской семьи» размещена в разделах

Учитывая результаты исследований последних лет, можно отметить, что особую тревогу вызывает снижение уровня нравственной воспитанности и культуры общества в целом. Данное обстоятельство позволяет ставить перед собой одну из важнейших для семьи, школы и общества цель: как решать проблему нравственного воспитания детей.

В вопросах воспитания детей должны появиться новые ценностные задачи, которые следует искать в недрах народной педагогики, поскольку по точному определению Г. Н Волкова: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которая нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

У народа саха существует своя самобытная система семейного воспитания : мудрость народа, отраженная в фольклоре и литературных источниках, как теоретическая основа народной педагогики, которая выполняет ряд функций, формировавшихся на протяжении многих лет теми или иными поколениями людей по подготовке детей к жизни и деятельности в суровых условиях Севера

К особенностям народных традиций в воспитании семье И. С Портнягин относит следующее:

- забота народа об укреплении здоровья детей и привитие им таких качеств, как уважение к людям, бескорыстное гостеприимство.

- широкое использование и привлечение в воспитательных целях устного народного творчества, танцев, игр, упражнений, декоративно-прикладного искусства, праздников, обычаев, традиций. Эти теории не противоречат одна другой. Скорее всего, они раскрывают разные аспекты процесса социализации в семье.

Анализ воздействия народных традиций на семейное воспитание доказывает, что многие семьи недостаточно знают методы воспитания, используемые когда - то нашими предками. Так, результаты проведенного в МБДОУ ЦРР - Д/с№82 «Мичээр» анкетирования родителей, индивидуальных бесед и наблюдений позволяет сделать следующие выводы: из 22 исследуемых семей 27% (6 семей) имеют высокий уровень использования в основе воспитания традиционной и народной педагогики – обучение музыки, танцам, пению, прикладному искусству, родители используют подвижные и дидактические игры в качестве физического и умственного воспитания, практикуют закаливание. Из 100 опрошенных 36% систематически посещают выставки, театр, кино. Данная категория родителей показала хорошие знания традиций народной педагогики, 41% респондентов считают трудовое воспитание важным и необходимым условием развития ребенка. 45% детей имеют постоянные домашние обязанности, при этом учитывают их личные интересы и время.

Средний уровень составили 37% (7 семей, родители имеют недостаточное представление о народных традициях в воспитании ребенка, дети часто проводят свободное время одни, перед телевизором или за компьютером. Главным критерием в воспитании детей считают самостоятельность, так как родители заняты на работе полный рабочий день. Основным недостатком считают нехватку времени, недостаточно полное общение с ребенком.

В третью группу вошли 41% (9 семей) с низким уровнем, который характеризуются следующим: родители не используют в воспитании детей методы и средства этнопедагогики, затрудняются назвать традиции своего народа в воспитании ребенка, считают необязательным иметь трудовые обязанности.

Итак, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: в семьях осознают важность нравственного, эстетического и трудового воспитания, но уделяют этому недостаточно внимания в виду отсутствия времени, педагогических знаний, литературы. Родители стремятся освободить детей от обязанностей и поручений по дому, им не доверяют заботу о младших, не пользуются пословицами, поговорками, загадками, в воспитании детей. Отдают предпочтение просмотру видеофильмов, компьютерным играм, нежели совместному выходу в общественные места. Данные опроса определили основные средства и методы в воспитании детей в семье : совет, разъяснение, одобрение, поощрение и наказание, осуждение, принуждение. Также выяснили следующие:

- недостаточное использование фольклора как средства воспитания ребенка, в условиях семьи этот факт объясняется как незнанием родителями этнопедагогики;

- недостаточно пропагандируются знания и опыт лучших семей по воспитанию детей;

-низкая педагогическая культура родителей не дает возможности воспитывать детей в семье в соответствии с принципами и условиями психологических, дидактических, национальных требований педагогики в современных условиях;

- наблюдается преобладание словесных методов воспитания в ущерб практическим. А также чрезмерным использованием в воспитании детей СМИ;

- игнорирование родного языка во многих семьях приводит к отрыву детей не только от национальной культуры, но и нарушает преемственности поколений.

Учитывая все недостатки можно отметить, что особую тревогу вызывает снижение уровня нравственной воспитанности и культуры детей. В вопросах воспитании детей в семье должны появиться новые ценностные ориентиры, которые следует искать в гармоничных отношениях, в современном искусстве, в потенциале народной педагогики. И самое главное это достигается через повышение педагогической культуры родителей, осознания воспитательного потенциала семьи.

И чтобы повысить уровень знания, в целях наилучшего привлечения родителей к народным традициям, овладению практическими методами воспитания детей, наш коллектив проводил ряд интересных мероприятий. Эта работа проводилась в форме родительских собраний, круглых столов, лекций, консультаций, организовывались практические занятия, диспуты, конкурсы, фольклорные праздники и развлечения: н-р, конкурс национальных костюмов «Талба мааны саха танаа», праздники «Ысых», «Ньукуолун кнэ», «Танха», «Олонхо кнэ», ежегодный конкурс для бабушек «Мичээр эбээлэрэ», для отцов и сыновей «Мин а5абынаан», круглый стол «О5ону олонхо педагогикатынан иитии», и мн. др.

Во время мероприятий родители делились опытом воспитания детей в семье, высказывали свои предложения по более успешному использованию прогрессивных традиций народной педагогики. Необходимо отметить, что в своих выступлениях перед родителями мы акцентировали свое внимание на использование многочисленных методов и средств воспитании традиционной и народной педагогики, о которых они имели поверхностное представление.

На основании полученных результатов повторного анкетирования родителей, можно утверждать, что если в процессе организации жизнедеятельности детей в современной якутской семье использовать национальные традиции и повысить психологическую культуру родителей с позиции современных требований к воспитанию, то это позволит успешно решать вопрос учета в воспитательной работе индивидуально- половых различий детей дошкольного возраста.

Модель воспитания детей в якутской современной семье.

Направления Средства Методы

Формирование основ ЗОЖ Соблюдение режима дня, питание, спорт. Словесные методы одобрения и порицания

Воспитание трудолюбия, умений необходимые для ведения хозяйства Совместный домашний труд, общественная нагрузка. Дидактические игры, народные настольные игры, игры разных народов.

Формирование эстетического вкуса. Закаливание, спорт, навыки самообслуживания, личная гигиена Совместные занятия с родителями (пение, проведение семейных праздников, помощь старшим, забота о младших)

Формирование культуры поведения, (гостеприимства, вежливости, доброты, обязательности) Авторитет родителей, правила поведения в обществе, семейные традиции, народные обычаи, ритуалы Занятия прикладным искусством (народные промыслы, картинная галерея)

Развитие коммуникативных качеств (терпеливое отношение к людям) Традиции, семейные праздники, обычай добрососедства, бережное отношение к окружающему. Устное народное творчество, чтение художественной литературы Показательные, словесные,

совместное посещение культурных мероприятий.

Подготовка к жизни Народное прикладное искусство, фольклор, беседы Авторитет родителей, уважительное отношение между собой.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ Содержание. 1. Введение. 2. Актуальность. Цель и задачи. 3. Реализация работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников.

Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада Цель: Познакомить родителей, с особенностями развития речи у детей 4-5 лет, рассказать о том, как помочь своему ребенку преодолеть проблемы.

Информационные технологии в жизни современной семьи. Информационные технологии в жизни современной семьи. Воспитатель Киселева Г. П. В условиях современного развития общества и производства.

Занятие по ознакомлению детей с якутской национальной посудойЗанятие по ознакомлению детей с якутской национальной посудой Цель: Воспитать интерес у детей к национальному быту народа Саха, знакомство с новыми словами: чороон, кытыйа. Материал: Посуда - чороон,.

Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи» по теме «Формирование личности ребенка в условиях сотрудничества ДОУ и семьи» МБДОУ «Детский сад № 112» г. Чебоксары Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи» Тема: Особенности формирования личности ребенка.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Форма проведения: семинар – практикум. Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: • познакомить родителей.

Семейные ценности и традиции в контексте современной семьи Слайд №2 Для начала вспомним, что же значит такое простое и знакомое с детства слово «семья». Согласитесь, могут быть разные варианты на.

Семинар-практикум «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным.

Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьи Занимайся волейболом, Греблей, плаваньем, футболом, Змеев пёстрых запускай, Езди на велосипеде И всегда стремись к победе. Сильным будь.

Воспитатель ДОУ в современной ситуации в условиях реализации ФГОС .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей в условиях современной якутской семьи
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 17:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД