Проект «Воспитание и развитие детей средствами художественного конструирования из бумаги в технике «оригами»

Марина Багрова
Проект «Воспитание и развитие детей средствами художественного конструирования из бумаги в технике «оригами»

Проект: Воспитание и развитие детей средствами художественного конструирования из бумаги в технике оригами в подготовительной группе.

Актуальность.

Необходимость создания данного проекта продиктована тем, что у детей плохо развита мелкая моторика рук. В последние десятилетия отмечается недостаточное развитие у детей мелкой моторики рук. Развитие речи неразрывно связано с мелкой моторикой.

Оригами — это один из способов, способствующих развитию интелекта и речи ребёнка, в подготовке к обучению в школе, способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков. Занятия оригами прекрасно развивают мелкую моторику рук. В процессе складывания бумаги работают почти все пальцы рук. Овладение детьми оригами поможет детям преодолеть трудности развитии речи. Применение поделок в театрализованной деятельности развивает диалогическую речь. Складывание поделок из бумаги развивает умственные способности и пространственное воображение, это занятие очень нравится детям. Работа в техники оригами способствует созданию игровых ситуаций.

Цель проекта: Развивать творчество дошкольников в процессе создания образов, используя бумагу. Учить конструировать поделки из бумаги в технике оригами. Создание оптимальных условий для развития связной речи и творческого мышления у детей в художественно - речевой и театрализованной деятельности. Исходя из цели проекта, определила задачи.

Работа с бумагой направлена на решение следующих задач.

Образовательные задачи.

1. Познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности.

2. Учить делать поделки используя пооперационные карты — схемы. Научить «читать» пооперационную карту;

3. Обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;

4. Обучать дошкольников различным приёмам преобразования из одной поделки в другую.

5. Учить использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

Развивающии задачи.

1. Развивать все компоненты связной речи, её грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

2. Развивать у детей навыки мелкой моторики правой и левой рук, формировать точные и согласованные, координированные движения рук.

3. Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

4. Развивать пространственное восприятие, воображение, фантазию, мышление, глазомер.

5. Развивать у детей эстетичиский вкус, художественно—творческие способности и уверенности в своих силах.

6. Развивать желание придумывать свои поделки, обыгрывать свои поделки, показ спектаклей (настольный театр, составление рассказов и сказок по своим поделкам.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, целеустремлённость.

2. Создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;

3. Воспитывать ребёнка как субъект детской деятельности.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Срок реализации: долгосрочный (календарный год 2012 — 2013 год.)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Основные направления работы с детьми:

а). организованные формы обучения-НООД — конструирование из бумаги в технике оригами;

б). совместная деятельность взрослого и ребенка;

в). самостоятельная деятельность детей;

г). театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам известных детских сказок);

д). рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;

е). чтение художественной литературы;

ж). художественное творчество;

з). игры;

и). расширение кругозора за счёт сообщения сведений различного характера.

Принципы реализации проекта:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учёт личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития, их сопутствующих дефектов;

2. Принцип интеграции в различных видах деятельности детей (развитие речи, театрализованная деятельность, игры, музыка);

3. Принцип доступности;

4. Принцип постепенности, системности.

Методы и приёмы, используемые в работе:

Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами, пооперационными картами.

Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод инсценизации, симуляционные игры, создание проблемных ситуаций.

Игровый метод. (обыгрывание в театральной деятельности, в сюжетно — ролевых играх.)

При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек был разделен на ряд последующих операций:

- знакомство с образцом готовой игрушки;

- анализ пооперационной карты;

- одновременное складывание игрушек;

- оказание индивидуальной помощи на начальном этапе.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок.

- анкетирование «Как мы проводим время с ребёнком дома?»;

- беседы с родителями о важности оригами для всестороннего развития личности ребенка и успешной подготовке к школьному обучению;

- консультация «Совместные занятия с детьми дома»;

- папка-передвижка «Поделки в технике оригами»;

- подбор книг по оригами;

- совместное творчество - выставка работ, выполненных в технике оригами;

- практическое занятие для родителей совместно с детьми.

Создание условий.

- оборудовать место в группе - уголок оригами;

- цветные квадратные листы бумаги разного размера, литература.

- сделать пооперационные карты на каждую фигурку;

- изготовить схемы базовых форм.

- подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.

- рассказы детей.

Предполагаемые результаты:

- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

- проявление творчества при изготовлении поделок;

- применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности. Решение задач данного проекта осуществлялось средствами разных видов деятельности-учебно-познавательной, игровой, театрализованной, художественным конструированием, изобразительной, музыкальной, физической культурой.

Презентация проекта.

Представление рукописной книги по Мордовской сказке «Как собака друга искала».

Организация выставок поделок.

Настольный театр по сказке «Заюшкина избушка».

Перспектывный план.

Срок.

Непосредственно-организованная образовательная деятельность.

Совместная деятельность.

Октябрь.

1. Знакомство с бумагой. Какая бумага по фактуре.

2. Экперементирование с бумагой. Определить её свойства.

3. Рассмотреть фигурки, выполненные в технике оригами.

4. Знакомство с базовой формой «Треугольник». Делаем «Галку».

1. Чтение детской энциклопедии. Тема: «Откуда появилась бумага».

2. Рассмотреть альбом «Разные виды бумаги».

3. Рассматривание альбома фигурок выполненных в технике оригами.

4. Складываем птицу «Ворона».

Закрепить базовую форму.

Ноябрь.

1. «Осень». Чтение стихов об осени И. Бунина «Лес, точно терем»; складываем листочки (берёзовые и кленовые) для оформления группы коллективное пано «Осенние листочки».

2. Делаем осенние деревья, базовая форма «Летучий змей». Знакомство с пооперационными картами.

3. Делаем грибочков для белочки. Используем пооперационную карту. Просмотр занятия родителями.

1. Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад». Продолжить оформление пано. Складывание из квадрата листочки.

2. Рисование «Осенний пейзаж».

3. Чтение рассказа Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся». «Цветок» из базовой формы «Конфетка». Чтение рассказов В. Бианки «Белкина сушильня»; Л. Н. Толстой «Белка».

Декабрь.

1. «Зима». Чтение стихотворения И. Бунина «Первый снег», И. Никинтина «Встреча зимы». Конструируем ёлочку, базовая форма «Треугольник».

2. Изготовление поделки «Снегурочка».

3. Изготовление поделки «Дед Мороз», используя пооперационную карту. Чтение стихотворения М. Клокова «Дед Мороз».

1. Чтение рассказа Б. Житкова «Белый домик». Рисование «Зима». При конструировании ёлочки, птички, использовать карту.

2. Чтение Е. Третнева «Ёлка». Изготовление пригласительных открыток к празднику «Новый год».

3. Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Подготовка к выставке «Зимушка-зима».

4. Подвижная игра «Два мороза». Оформление плаката к Новому году.

Январь.

1. «В гостях у сказки». Сказки с героем Баба-Яга. Изготовление домика для Бабы-Яги «Избушка на курьей ножке».

2. Чтение сказки «Заюшкина избушка». Поделки к инсценировке сказки Заяц. Лиса, домики в технике оригами. Беседа «Зимующие птицы». Изготовление поделки коробочка с птичками.

1. Чтение сказок О. Пройслер из книги «Маленькая Баба-Яга». Изготовление мудрого ворона.

2. Рисование «Любимый герой сказки». Использование поделок для инсценировки сказки «Заюшкина избушка». Изготовление ёлочек. Лепка фигурок зайца и лисы. Подвижная игра «Хитрая лиса».

Февраль.

1. Дикие животные лесов. Беседа о жизни диких животных и их охране В. Бианки из книги «Лесная газета»: Книга зимы. Чтение загадок. Изготовление поделок в технике оригами: Волк, Лиса, Медведь, Заяц.

2. Изготовление подарков папам ко дню 23 февраля, «Кораблик» выполненный в технике оригами.

1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Лиса». Рисование «Жители леса». Предложить сочинить сказку, используя готовые поделки.

2. Просмотр слайдов о военных профессиях. Чтение стихотворения М. Джалиль «Звёзды».

Март.

1. Беседа о маме. Изготовление поделки «Розочка» для мам ко дню 8 марта.

2. Беседа о домашних животных. Чтение загадок. Изготовление поделок: Собака, Котик.

1. Чтение стихов посвящённых весне. Беседа о семье. Изготовление поделки «Лилия» для бабушек к 8 марта.

2. Чтение Мордовской сказки «Как собака друга искала». Создание книги по этой сказке. Беседа «Какие поделки мы можем использовать из уже сделанных для персонажей сказки».

Апрель.

1. Беседа о весне. Какие насекомые появляются. Чтение «Салют весне» З. Александрова. Изготовление поделок: Бабочки, Божья коровка, используя пооперационную карту.

2. «День космонавтики». Беседа о космосе, о первом человеке в космосе. Изготовление поделки «Ракета» из базовой формы «Дверь», используя пооперационную карту.

3. Изготовление поделок к выставке, чему научились, используя пооперационные карты.

1. Рисование на тему «Природа весной». Чтение стихотворения «Черёмуха» С. Есенина. Сочинение сказки «Приключение бабочки». Делаем поделку в технике оригами «Гусеница».

2. Чтение детской энциклопедии по теме: «Космос». Чтение В. Степанов «Звёзды».

3. Организация выставки поделок на тему «Весна».

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Оригами «Овощи» (старшая и подготовительная группа). Презентация для воспитателей В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Домашние птицы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Проект «Воспитание и развитие детей средствами художественного конструирования из бумаги в технике «оригами»
Опубликовано: 31 января 2014 в 05:29
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Снеговик из ватных дисков (мастер-класс)
Хочу предложить вашему вниманию идею как сделать снеговика из ватных для оформления интерьра. Он не мал и не велик, Снежно белый снеговик. У него...
«Зайка беленький сидит» — детский мастер-класс.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию детский мастер - класс «Зайка беленький сидит». «Кто в горку бегом, а с горы кувырком… » В...
Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница вода»
Цели: -познакомить детей с основными свойствами воды, основываясь на проведенном опыте. - формировать представление о том, что вода является жизненно...
Фотоотчет «В царстве елок» Поделки родителей с детьми в рамках проекта «Берегите...
Проект «Берегите елочку! » Вид проекта: исследовательско-творческий, агитационный. Продолжительность: краткосрочный. Цель: Воспитывать любовь к...
Композиция «В ожидании Нового года…» — использование нетрадиционных техник...
Описание: в мастер-классе представлено описание изготовления поделки к Новому году. Работа предназначена для детей младшего дошкольного возраста,...