Лучший педагог года

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка

Глубоких Ирина
Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребёнка.

Глубоких И. Н., воспитатель филиала №3 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка», г. Ревда.

Пребывание детей в домах ребёнка является препятствием для их развития. Важно помнить, что все моменты жизнедеятельности проходят в плотном окружении взрослых и детей. Постоянное вторжение в индивидуальную комфортность приводит к различным заболеваниям и стрессам. Ребенок, находящийся в учреждении закрытого типа часто оказывается в обедненной стимулами среде. Такая среда для ребенка губительна. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте.

Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка» размещена в разделах

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В законе закреплено и понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования[2] подразумевает комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, т. е. осуществлять не только образовательную деятельность, но и присмотр, и уход за детьми раннего возраста с ОВЗ.

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период происходят важные изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, развивается двигательная активность, появляются первые устойчивые качества личности, зарождается коммуникативная деятельность[5].

Педагогическая работа с детьми раннего возраста, построенная с учетом охраны их здоровья, предусматривает организацию жизни ребенка, режима дня, различных видов самостоятельной деятельности, а также занятий.

При воспитании детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и здоровые дети [3]. Но прохождение каждого этапа у таких детей затрудняется особенностями психологического и социального развития при различных нарушениях:

- дети с нарушениями интеллекта;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушениями зрения или слуха;

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- дети с нарушениями речи;

-дети со сложными нарушениями (сочетание нарушений ЦНС и анализаторов[4].

Для детей с ОВЗ характерна значительная неоднородность психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Однако можно отметить, что при любом нарушении в развитии наблюдаются отклонения в развитии внимания и мышления. Развитие памяти может соответствовать возрастным нормам.

Значительное влияние на развитие мышления детей с ОВЗ оказывает задержка речевого развития, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Ребенок быстро забывает поставленную задачу, легко переключается на другие виды деятельности. Незрелость высших психических функций у детей с ОВЗ не позволяет им нормально переносить интеллектуальные нагрузки.

Почти у всех детей с ОВЗ присутствует повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своим действиям, обычно их удовлетворяет оценка в виде простых определений «хороший мальчик», «хорошая девочка», «молодец», «умничка», а так же эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание, обнимание и т. д.).

Общение со своими ровесниками в основном носит кратковременный характер. Большинство детей предпочитают играть в одиночку или с детьми младшего возраста.

В этот период из-за слабого иммунитета организм маленького ребёнка с ОВЗ сильно подвержен различным инфекционным заболеваниям, заболеваниям дыхательной системы, носоглотки, которые могут вызвать тяжёлые осложнения или перерасти в хронические формы. Поэтому важно научить детей регулярно и своевременно соблюдать правила личной и общей гигиены.

Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система ребёнка пластична, и действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умывание, повторяются систематически. Дело в том, что самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его самостоятельности.

Обучение детей раннего возраста правилам соблюдения гигиены будет более рационально и продуктивно осуществляться преимущественно в игровых формах, т. к. игра является ведущим видом деятельности детей раннего возраста. Поэтому все занятия проводятся в форме игры и сопровождаются различными стихами и потешками.

Освоение детьми раннего возраста с ОВЗ навыков личной гигиены играет большую роль в воспитании таких волевых качеств личности, как организованность, дисциплинированность, выдержка, самостоятельность.

Воспитание культурно-гигиенических навыков создаёт условия для формирования основ эстетического вкуса. Ребёнок учится оценивать свой внешний вид, устранять неряшливость в своей одежде и внешности.

Таким образом, следует, что воспитание у детей раннего возраста с ОВЗ навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом только совершенствовались.

Литература:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. №1155.

3. Закревская О. В. «Развивайся, малыш!» Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

4. Ляш А. И. «Дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : особенности развития и психологическая диагностика». – М. : Просвещение, 2009.

5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется.

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация для родителей на тему: “Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. ”.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста.

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков и здоровье ребенка» Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста «Мойдодыр в гостях у ребят»Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста «Мойдодыр в гостях у ребят» Вид проекта: познавательно - игровой. Тип проекта: долгосрочный. Цель проекта: формирование у детей группы раннего возраста культурно.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второго раннего возраста Проект «по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второго раннего возраста» 1. Тип проекта: комплексный 2. По количеству участников:.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Воспитание культурно-гигиенических навыков»Родительское собрание в группе раннего возраста «Воспитание культурно-гигиенических навыков» Родительское собрание: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка
Опубликовано: 22 июня 2018 в 06:22
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД