Воспитание культуры поведения и отношений

анна вечер
Воспитание культуры поведения и отношений

Что помогает человеку в общении с окружающими? - Правила и нормы, основанные на уважительном, тактичном отношении к личности другого человека. Если эти правила усвоены с детства, то они становятся привычными и полезными, создают почву для эмоционального благополучия, комфортного самочувствия в различных коллективах, и таким образом помогают успешной жизнедеятельности. Поэтому важным моментом в воспитании ребёнка является воспитание культуры поведения и общения

Воспитание культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество полезных привычек в поощряемом обществом (и родителями) поведении, для начала детям объясняют, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна "методика предвосхищения". Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. Например: "Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети. И пусть ребёнок сначала еще много делает ради похвалы, бояться этого на начальном этапе не следует. Похвала необходима каждому человеку, она укрепляет его уверенность в себе. Ребенку-дошкольнику это особенно важно.

Дети старшего дошкольного возраста уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил, стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче; тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

В этом возрасте важно обогащать словарный запас ребёнка выражениями словесной вежливости "здравствуйте", "до свидания", "пожалуйста", "извините", "спасибо" и т. д.

Родителям следует обратить внимание на воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; воспитывать доброжелательность, умение ориентироваться на состояние сверстников, их интересы, поощрать привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками. Воспитание уважительного отношения к окружающим.

Необходимо воспитывать желание заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.

Одной из задач воспитания культуры поведения и отношений является формирование самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы осуществить самоконтроль за своими действиями в конкретной ситуации, ребенку необходимо: осознать смысл ситуации и определить свой поступок в ней; выбрать моральное правило, регулирующее действия в этой ситуации; понять (осознать) справедливость этого правила как соответствующего необходимым действиям, его моральный смысл, личностную значимость; предвидеть (предвосхитить) последствия предполагаемого поступка; проявить волевое усилие, совершить поступок.

В формировании самоконтроля большое значение имеет обсуждение с детьми конкретных ситуаций, которые требуют поиска выхода из них, опираясь на моральные правила.

Взрослым весьма важно овладеть умением использовать замечания, выражения без частицы "не". Хотелось бы обратить внимание родителей на то, как часто в течении дня мы используем подобные фразы (фразы с "не"). Необходимо заменить прямую негативную оценку поведения ребенка на форму обращения, которая бы вызвала у ребенка наименьшую психологическую самозащиту и наибольшее желание изменить свое поведение. Придумайте как можно больше таких фраз. Например: вместо – какой же ты неряха, не умеешь есть аккуратно; пожалуйста, будь поаккуратнее, мне неприятно, когда детки так грязно едят.

Итак, воспитание культуры поведения и отношений нужно строить с учетом механизма нравственного воспитания:

• для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

• У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

• Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

• Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

И, главное: ребенок «фотографирует» все, что происходит в семье. Значит, если вы хотите, чтобы ребенок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте, прежде всего, их положительные качества, чаще хвалите окружающих.

Публикации по теме:

Обучение правилам этикета детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы Обучение правилам этикета детей младшего дошкольного возраста. Что помогает человеку в общении с окружающими? Культура поведения. Именно.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника В дошкольном возрасте эмоциональное развитие ребёнка происходит постепенно, в общение с окружающими людьми в процессе разных видов деятельности:.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
  • Этикет
Автор публикации:
Воспитание культуры поведения и отношений
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 19:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление папок творческих работ детей выпускной группы
Подходит к концу учебный год, а это значит, что мы, воспитатели, прощаемся с очередными детками и совсем скоро к нам опять придут малыши. Сегодня хочу...
Проект мини-музея «Книги Красноярья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...
Мастер-класс «Желтый одуванчик — солнышко на ножке»
Мастер-класс «Желтый одуванчик - солнышко на ножке» Словно солнышко на ножке Появилось у дорожки, Пахнет мёдом и травой, Завлекает красотой. (...
«Жители леса» (итоговая творческая работа по тематической неделе «Дикие животные» )
Еще одна тематическая неделя позади. На этот раз мы с ребятами взялись за изучение диких животных, а именно- жителей леса. Узнали, как их зовут; что они...
Фотоотчет о проведении поэтического вечера «Литературно-музыкальная гостиная...
Дорогие друзья, спасибо огромное всем за визиты, за добрые комментарии к моим постам! Сегодня я расскажу о том, как прошел наш вечер. Многие друзья на МААМе...