Воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения

Татьяна Катыхина
Воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения

Воспитание высокообразованного, культурного и здорового подрастающего поколения является первостепенной потребностью любого цивилизованного общества. Существующие на сегодняшний день стратегии решения проблемных областей здоровья и образа жизни детей дошкольного возраста не справляются с имеющимися трудностями и носят, как правило, медико-гигиенический и информационно-просветительский характер. Именно поэтому подготовка воспитателей к воспитанию культуры здоровья и здорового образа жизни дошкольников становится весьма актуальной.

В своей работе использую труды ученых, в которых рассматриваются проблемы воспитания культуры здоровья личности Л. М. Аллакаева, Е. В. Конькина, В. А. Магин, Е. Г. Новослодская, И. Н. Нотфуллин, гендерный подход В. Ф. Базарный, Т. В. Бендас, В. Д. Еремеева, В. В. Знаков, И. С. Клецина, В. А. Лабунская, Н. П. Фетискин.

Интересна позиция Л. М. Аллакаевой, согласно которой культура здоровья дошкольника выступает как его ценностное отношение к здоровью, в рамках которого он осознаёт личностную и социальную значимость здоровья, рассматривает его как ценность и в соответствии с этим проявляет к нему интерес, испытывает потребность в его сохранении и укреплении, ведёт соответствующий образ жизни [1, 15-26].

По мнению Е. В. Конькиной, культура здоровья - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни [9, 12].

Актуальной мой взгляд является точка зрения Е. Г. Новослодской, которая придерживается мнения о том, что культура здоровья как часть общей культуры человека представляет собой совокупность валеологически развитых сознания, операционально - деятельностной, эмоционально - чувствительной и волевой сфер личности, характеризующаяся достаточным уровнем проявления человека в реализации собственной программы здоровьетворения[12, 9].

Нельзя оставить без внимания интерпретацию В. А. Магина, согласно которой культура здоровья - интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности[11, 72].

В результате обработки вышеперечисленных определений феномена, культура здоровья - составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью, основанная на ведении здорового образа жизни и выраженная в полноценном физическом, психическом, духовно нравственном, социальном развитии.

Здоровый образ жизни – с одной стороны - это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Также можно сказать, что здоровый образ жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья. С другой стороны, это глобальная социальная проблема, составная часть жизни общества в целом.

Технология воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения, включает самостоятельную, непосредственно-образовательную, совместную деятельность детей и взрослых.

Непосредственно-образовательная деятельность включает в себя:

а) соблюдение норм САНПиНа при проведении непосредственно-образовательной деятельности;

б) рациональную смену видов деятельности детей: на каждом этапе деятельности следует заботиться о смене видов деятельности детей, проводить одну-две физкультминутки, способствующие разрядке и снимающие утомление детей, что благоприятно влияет на воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения.

Совместная деятельность, направленная на воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения объединяет в себе формы, виды, направления.

Наиболее используемые формы совместной деятельности по воспитанию культуры здоровья и здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, КВНы, соревнования; игровые формы: игры активного отдыха, деловые, обучающие, развивающие, сюжетно-ролевые, психологические, творческие игры, и др., очень часто используются игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию определенного содержания.

Для организации успешной и интересной самостоятельной деятельности дошкольников, направленной на воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни, дети привлекаются к кружковой деятельностям: кружки, творческие группы и клубы по интересам:

- технические объединения (ЛЕГО-клуб, техническое моделирование, автомодельные кружки, «Юные конструкторы и изобретатели», «Очумелые ручки» и т. п.);

-художественно-прикладные кружки (оригами, художественной вышивки, бисероплетения, «Куклы в костюмах народов мира», «Букеты со всего света», «Украшения - своими руками», «Хозяюшка» и т. п.)

Таким образом, для того, чтобы взаимодействие воспитателя со всеми участниками процесса воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения было эффективным, педагог должен обладать высокой культурой здоровья, требовательностью к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников.

Для того чтобы процесс воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения происходил наиболее успешно и продуктивнее определены следующие направления в работе:

- обогащение предметно-развивающей среды в спортивном зале и центров и зон физической активности в группах ДОУ;

- оформление в соответствии с нормами САНПиНа и учётом возрастных особенностей детей спортивной площадки на территории ДОУ;

- проведение физкультурных досугов и праздников для детей - интереснейшая и яркая форма совместной работы считаются спортивные праздники: «Мама, папа и я – спортивная семья», «Вместе со спортом». Это очень веселое, эмоциональное действо, в котором активное участие принимают дети, родители и весь коллектив детского сада;

- организация семейных стартов для детей и их родителей на темы: «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата», «Чрезмерный вес ребенка – угроза здоровью» всегда вызывает живой отклик;

- обеспечение преемственности воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения и в условиях других оздоровительных инфраструктур, находящихся поблизости с ДОУ.

Используя все перечисленные формы сотрудничества, можно не только приобщать детей к здоровому образу жизни, развивать физические качества и навыки, но и способствовать самореализации каждого и взаимообогащению всех.

Библиографический список

1. Аллакаева, Л. М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников [Текст] : дис: канд. пед. наук: 13.00.01 /Аллакаева Людмила Михайловна. - М., 2003.-234 с.

2. Базарный, В. Ф. Методология оздоровления детей и подростков [Текст]. М., 1996.

3. Битинас, Б. П. Структура процесса воспитания: Методологический аспект [Текст] /Б. П. Битинас. - Каунас, 1984.- 190 с.

4. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания [Текст] /Е. В. Бондаревская. - Педагогика, 1995. № 4 с. 29, 41. С. 30-31.

5. Борытко, Н. М. Пространство воспитания: образ бытия [Текст]: монография/Н. М. Борытко// науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: «Перемена», 2000.- 225 с.

6. Газман, О. С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы [Текст]: сб. науч. тр. /Под ред. Газмана О. С. М. - Изд. АПН СССР, 1989.-

с. 15-16, с. 8-9.

7. Геодакян, В. А. Два пола: зачем и почему? [Текст] СПб., 1992.

8. Еремеева, В. Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира [Текст]. СПб., 2000.

9. Конькина, Е. В. Воспитание культуры здоровья старшего подростка в специализированной школе-интернате [Текст]: автореф. дис: канд. пед. наук: 13.00.01/ Е. В. Конькина. - Оренбург, 2006. -24с.

10. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1993.-256с.

11. Магин, В. А. Формирование культуры здоровья личности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки [Текст]: дис: канд. пед. наук: 13.00.01 /В. А. Магин. - Ставрополь, 1999. - 180 с.

12. Новолодская, Е. Г. Формирование культуры здоровья учащихся в учебно- воспитательном процессе начальной школы [Текст]: дис: канд. пед. наук: 13.00.01/ Елена Геннадьевна Новолодская. - Бийск, 2003. - 176 с.

13. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток – Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация – XXI век, 2002.

14. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Публикации по теме:

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 19:29
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...