Воспитание личности на основе отечественных духовных, народных и культурных традиций

Наталья Мандрыкина
Воспитание личности на основе отечественных духовных, народных и культурных традиций

В современном обществе стало труднее прививать дошкольнику доброту, отзывчивость, гордость за свою страну. В нашем детском саду главной задачей на сегодняшний день является становление основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом. Решаем мы эту задачу через проектную деятельность, в которую включаем не просто получение детьми знаний о культуре собственного народа, а возможность проживания русских традиций через игровую деятельность.

В первую очередь в нашей группе мы разработали и реализовали детско - родительский проект "Семья и семейные ценности». Именно семье мы отводим ведущую роль в формировании духовно-нравственных качеств малышей. Итоговым мероприятием стал праздник, на котором дети и родители открыли для своей семьи еще одну интересную традицию - празднование дня знаний в тесном семейном кругу с играми, рассматриванием семейной родословной, фотографий и презентацией сладких блюд, которые готовили дома взрослые вместе с детьми.

Наш следующий проект назывался «Народные игры и игрушки». В основу проекта была положена работа с энциклопедией «Предметы русской культуры». Дети с интересом знакомились с народными играми, русскими народными игрушками, предметами русской культуры. Родители с удовольствием вспомнили игры своего детства и вместе с детьми сделали книжки-малышки. В них родители описали любимые игру, а дети самостоятельно проиллюстрировали каждую игру. Затем в группе прошло игровое открытие выставки книжек "Вспомним забытые игры". Каждый ребенок рассказывал правила игры из своей книги и разучивал ее с остальными детьми.

В рамках данного проекта дети осознали одну из важных нравственных основ: ценность успеха всего детского коллектива как личный успех и достижение каждого ребенка.

Следующий проект в нашей группе был разработан и реализован под названием «Народный праздник и обрядовая кукла». В ходе работы над проектом в нашей группе была создана развивающая стена, на которой появилась мини-композиция, отражающая этапы проекта: цикличность народного календаря, историю возникновения обрядовой куклы и ее разнообразие, народные приметы и быт русского народа. Мы познакомили детей с техникой изготовления кукол, традициями празднования народных праздников. Играя с детьми, мы воздействовали на эмоциональную сферу дошкольников, обогащая их жизненный опыт, оставляя в их памяти глубокий след.

В канун самого любимого на Руси праздника Рождества Христова в нашей группе был реализован проект "Разговор с Рождественской звездой". В течение последней недели рождественского поста дети учили рождественские колядки, сочинили коллективную сказку о Рождественской звезде, рассматривали икону Рождества Христова, делали Рождественскую звезду, вместе с родителями изготовили Рождественский венок, ходили в храм, фотографировались у рождественского вертепа. Мы познакомили детей с русской традицией – празднованием Рождественских Святок, рассказывали им о том, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Но, самое интересное: мы сняли видеофильм, в котором каждый ребенок обратился к Рождественской звезде и попросил ее о самом сокровенном. Сколько было впечатления и неожиданной радости у родителей после просмотра фильма. В своих отзывах они написали: «Вы открываете в наших детях то, о чем мы, родители, даже не подозревали».

В первый месяц весны в нашей группе был разработан и реализован проект «Весенние традиции русского народа». В первую очередь, это была подготовка к празднованию Масленицы. На масленичной неделе мы провели беседу о празднике, разучили многочисленные заклички о весне и солнце, сделали коллективную работу «Солнышко», изготовили чучело Масленицы и композицию «Масленичная карусель», научили детей делать куклы из ниток «Дорогая Масленица», выпустили стенгазету для родителей «Приглашаем на блины». Дома родители вместе с детьми изготовили бутафорские блины, которые потом мы отдали на выставку, проходившую во время праздника «Широкая масленица». 22 марта мы отмечали праздник «Сороки». Лепили жаворонков из соленого теста, заучивали заклички о птицах, говорили о народных приметах и на прогулке вместе с родителями повесили сделанный ими скворечник. 30 марта по народному календарю отмечали праздник «Алексей – с гор потоки». Сначала познакомились с традициями праздника, затем сделали кораблики из бросового материала, а на прогулке дети пустили по ручейку свои кораблики и сочинили историю его путешествия.

Второй месяц весны начался с реализации проекта «Православная книга своими руками». Просмотр фильмов о доброте, православных мультфильмов, знакомство с иконами, заучивание стихотворений из православной азбуки, выставка православных книг, встречи и беседы со священником, и, конечно, книга, сделанная и проиллюстрированная детьми и их родителями – все это способствовало развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывало любовь к ближнему, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.

Этот детско-родительский проект повышает ценность семьи и семейных традиций в глазах детей. В подарок детям мы изготовили своими руками рамки для фотографий с ангелом.

Проект «Светлый праздник Пасхи» был реализован у нас особенно торжественно. А начался он с Вербного воскресенья. Мы оформили выставку семейных работ «Верба» и «Пасхальные угощения». Познакомили детей с традицией этого праздника, делали, раскрашивали и украшали пасхальные яйца, выпустили для родителей стенгазету «Пасхальный кулич», папку-раскладушку «Оригинальные способы окраски пасхальных яиц», консультации «Пасхальные традиции и их значение для семьи», «Приобщение детей к русской культуре через народные праздники и традиции». Работая над проектом, мы помнили слова К. Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…»

Проектная деятельность на протяжении двух лет помогает нам в достижении важной цели: сохранять, развивать и передавать нашим детям народную культуру и традиции.

Мандрыкина Н. И., Чурсина О. А.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Выставка «Пасха Красная»Выставка «Пасха Красная» В нашем детском саду четвёртый год работает кружок "Мир доброты". Я являюсь руководителем. Основная цель кружка: Формирование основ духовности.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Воспитание личности на основе отечественных духовных, народных и культурных традиций
Опубликовано: 12 июля 2013 в 14:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Вас в сказку добрую зовём»
Под таким названием 15 августа в Кореновской детской библиотеке состоялось интересное мероприятие для дошколят ( интерактивная викторина. Дети вместе с...
«Любит лето детвора. На прогулку нам пора.» Фото отчёт об оформлении участка.
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вам прогуляться по нашему участку. Это оборудование для игр с мячами. Над столом находится...
Прогулка «Наблюдение за цветами».
Цели: Учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, различать характерные признаки растения; воспитывать бережное отношение к...
Музыкальные картинки летних дней в детском саду фотоотчет
Лето - чудесное время года! Его деньки играючи пролетают оставляя в памяти массу впечатлений. В нашем детском саду каждый день пребывания детей...
Календарное планирование по логоритмике для подготовительной группы на октябрь 2017.
Доброе утро, уважаемые коллеги! Продолжаю делиться календарными планами по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Напоминаю, я провожу логоримтику 1...