Воспитание личности на основе отечественных духовных, народных и культурных традиций

Наталья Мандрыкина
Воспитание личности на основе отечественных духовных, народных и культурных традиций

В современном обществе стало труднее прививать дошкольнику доброту, отзывчивость, гордость за свою страну. В нашем детском саду главной задачей на сегодняшний день является становление основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом. Решаем мы эту задачу через проектную деятельность, в которую включаем не просто получение детьми знаний о культуре собственного народа, а возможность проживания русских традиций через игровую деятельность.

В первую очередь в нашей группе мы разработали и реализовали детско - родительский проект "Семья и семейные ценности». Именно семье мы отводим ведущую роль в формировании духовно-нравственных качеств малышей. Итоговым мероприятием стал праздник, на котором дети и родители открыли для своей семьи еще одну интересную традицию - празднование дня знаний в тесном семейном кругу с играми, рассматриванием семейной родословной, фотографий и презентацией сладких блюд, которые готовили дома взрослые вместе с детьми.

Наш следующий проект назывался «Народные игры и игрушки». В основу проекта была положена работа с энциклопедией «Предметы русской культуры». Дети с интересом знакомились с народными играми, русскими народными игрушками, предметами русской культуры. Родители с удовольствием вспомнили игры своего детства и вместе с детьми сделали книжки-малышки. В них родители описали любимые игру, а дети самостоятельно проиллюстрировали каждую игру. Затем в группе прошло игровое открытие выставки книжек "Вспомним забытые игры". Каждый ребенок рассказывал правила игры из своей книги и разучивал ее с остальными детьми.

В рамках данного проекта дети осознали одну из важных нравственных основ: ценность успеха всего детского коллектива как личный успех и достижение каждого ребенка.

Следующий проект в нашей группе был разработан и реализован под названием «Народный праздник и обрядовая кукла». В ходе работы над проектом в нашей группе была создана развивающая стена, на которой появилась мини-композиция, отражающая этапы проекта: цикличность народного календаря, историю возникновения обрядовой куклы и ее разнообразие, народные приметы и быт русского народа. Мы познакомили детей с техникой изготовления кукол, традициями празднования народных праздников. Играя с детьми, мы воздействовали на эмоциональную сферу дошкольников, обогащая их жизненный опыт, оставляя в их памяти глубокий след.

В канун самого любимого на Руси праздника Рождества Христова в нашей группе был реализован проект "Разговор с Рождественской звездой". В течение последней недели рождественского поста дети учили рождественские колядки, сочинили коллективную сказку о Рождественской звезде, рассматривали икону Рождества Христова, делали Рождественскую звезду, вместе с родителями изготовили Рождественский венок, ходили в храм, фотографировались у рождественского вертепа. Мы познакомили детей с русской традицией – празднованием Рождественских Святок, рассказывали им о том, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Но, самое интересное: мы сняли видеофильм, в котором каждый ребенок обратился к Рождественской звезде и попросил ее о самом сокровенном. Сколько было впечатления и неожиданной радости у родителей после просмотра фильма. В своих отзывах они написали: «Вы открываете в наших детях то, о чем мы, родители, даже не подозревали».

В первый месяц весны в нашей группе был разработан и реализован проект «Весенние традиции русского народа». В первую очередь, это была подготовка к празднованию Масленицы. На масленичной неделе мы провели беседу о празднике, разучили многочисленные заклички о весне и солнце, сделали коллективную работу «Солнышко», изготовили чучело Масленицы и композицию «Масленичная карусель», научили детей делать куклы из ниток «Дорогая Масленица», выпустили стенгазету для родителей «Приглашаем на блины». Дома родители вместе с детьми изготовили бутафорские блины, которые потом мы отдали на выставку, проходившую во время праздника «Широкая масленица». 22 марта мы отмечали праздник «Сороки». Лепили жаворонков из соленого теста, заучивали заклички о птицах, говорили о народных приметах и на прогулке вместе с родителями повесили сделанный ими скворечник. 30 марта по народному календарю отмечали праздник «Алексей – с гор потоки». Сначала познакомились с традициями праздника, затем сделали кораблики из бросового материала, а на прогулке дети пустили по ручейку свои кораблики и сочинили историю его путешествия.

Второй месяц весны начался с реализации проекта «Православная книга своими руками». Просмотр фильмов о доброте, православных мультфильмов, знакомство с иконами, заучивание стихотворений из православной азбуки, выставка православных книг, встречи и беседы со священником, и, конечно, книга, сделанная и проиллюстрированная детьми и их родителями – все это способствовало развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывало любовь к ближнему, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре.

Этот детско-родительский проект повышает ценность семьи и семейных традиций в глазах детей. В подарок детям мы изготовили своими руками рамки для фотографий с ангелом.

Проект «Светлый праздник Пасхи» был реализован у нас особенно торжественно. А начался он с Вербного воскресенья. Мы оформили выставку семейных работ «Верба» и «Пасхальные угощения». Познакомили детей с традицией этого праздника, делали, раскрашивали и украшали пасхальные яйца, выпустили для родителей стенгазету «Пасхальный кулич», папку-раскладушку «Оригинальные способы окраски пасхальных яиц», консультации «Пасхальные традиции и их значение для семьи», «Приобщение детей к русской культуре через народные праздники и традиции». Работая над проектом, мы помнили слова К. Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…»

Проектная деятельность на протяжении двух лет помогает нам в достижении важной цели: сохранять, развивать и передавать нашим детям народную культуру и традиции.

Мандрыкина Н. И., Чурсина О. А.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Выставка «Пасха Красная»Выставка «Пасха Красная» В нашем детском саду четвёртый год работает кружок "Мир доброты". Я являюсь руководителем. Основная цель кружка: Формирование основ духовности.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Воспитание личности на основе отечественных духовных, народных и культурных традиций
Опубликовано: 12 июля 2013 в 14:25
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....