Воспитание любви и доброты к живому в проектно-исследовательской деятельности

Елена Ильинична Черных
Воспитание любви и доброты к живому в проектно-исследовательской деятельности

Воспитание любви и доброты к живому в проектно-исследовательской деятельности

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить её, беречь и лелеять. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику детей, не совершенствует их органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа. Но нередко мы бываем свидетелями того, как дети ломают деревья, портят газоны и цветы, издеваются над животными, разоряют птичьи гнезда. Такое поведение объясняется тем, что своевременно им не была внушена любовь к природе, не развивался и не укреплялся интерес к ней. И это полностью наша вина, и вина родителей. Объясните ребенку, что каждая букашка и каждая травинка чувствуют боль так же, как и мы, и хотят жить, и имеют полное право на жизнь. Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Но, несомненно, самый лучший способ привить ребёнку любовь к природе – это, непосредственно, «подружить» его с ней. Ребёнок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.

В нашем детском саду экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и в НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д. Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео - и аудиозаписи. Дети с удовольствием принимают участие в викторинах, экологических конкурсах, иногда даже с участием мам и пап. Лучший пример для ребенка – это его родители. Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребёнку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребёнок очень быстро усваивает такую модель поведения.

Каждый год у нас в городе Губкине, проходит детский творческий конкурс «Я – исследователь». Одним из участников этого замечательного конкурса была воспитанница нашего детского сада МАДОУ №28 «Журавлик», Иванцова Виолетта, 6 лет. Тема её проекта «Может ли улитка жить дома?».

Однажды на прогулке в детском саду, ребята увидели слизня и подумали, что это улитка. Но воспитатель объяснила детям, как выглядит улитка и как она живёт. У неё есть раковина. Педагог рассказала детям про улиток. Виолетта дома поделилась с мамой своими впечатлениями. Родители тоже заинтересовались этой темой и решили провести эксперимент: можно ли завести улитку у себя дома?

На первом этапе своей работы изучили нужную литературу. Через интернет приобрели улитку. Назвали её Коровкой за длинные рожки. Создали все благоприятные условия для жизни и развития улиток. Сначала она была небольшая, но за несколько месяцев выросла и имела уже 10 витков. Улитка живёт в террариуме. На дно положили кокосовый грунт, мох, дубовый опад, и коряги. Улитка зарывается в грунт и днём спит, а вечером выползает покушать. Позднее родители приобрели ещё одну улитку.

Виолетта:

- Если улитки живут вдвоём, каждая из них может отложить яйца. Они прячут их в грунт. Яйца твёрдые, как куриные, только маленькие. Лежат они 2-3 недели, потом из них вылупляются улитята. За ними очень интересно наблюдать. Сначала они съедают свою скорлупу, потому что им нужен кальций для укрепления раковины. Потом не спеша выбираются на поверхность и начинают искать еду. Кормить маленьких улиточек нужно нежными листьями салата, огурцами и кабачками, посыпанными пеплом. Приблизительно через полгода они становятся взрослыми улитками. Питаются они травой, овощами, фруктами, любят грызть коряги с лишайником. Летом мы даём им одуванчик, клевер, огурцы, кабачки. Зимой тыкву, груши, пророщенные семена огурца. Улитки любят тепло и влажный воздух, поэтому мы их опрыскиваем каждый день и измеряем температуру и влажность. Сейчас в нашей квартире живёт 10 видов улиток родом из Африки, Южной Америки и Европы.

Дети подготовительной группы часто приходят в гости к Виолетте. Им очень нравится наблюдать, как Виолетта с мамой ухаживает за ними. Многие захотели тоже завести дома это маленькое чудо.

В результате было доказано, что улитки могут жить и размножаться в домашних условиях. Вместе с детьми мы сделали выводы:

1. Сухопутные улитки могут стать домашними животными.

2. Они не шумят, не пахнут, не кусаются, не имеют шерсти, поэтому подходят всем людям, даже с аллергией.

3. Улиткам нужно тепло и влажность. Они травоядные. Они нуждаются в меле для строительства раковины.

4. Улитки нравятся детям!

Таким образом, видно, что проводимая работа по данной теме эффективна. Личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у дошкольников.

Старший воспитатель: Черных Елена Ильинична

Воспитатель: Черных Инна

Владимировна

Публикации по теме:

Уникальное экологическое занятие с детьми «Семечко»Уникальное экологическое занятие с детьми «Семечко» Работа шла на радость,дети с удовольствием работали с землёй,знали что эта красота вся будет у нас на нашем участке,самое главное посадить.

Юные экологиЮные экологи "НЕ навреди!"- одна из заповедей общение человека с природой. Любовь, понимание и забота-это то, что ждет природа от каждого человека. Это.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Воспитание любви и доброты к живому в проектно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 18:43
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...