МААМ-картинки

Воспитание любви и интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста.

марина лунина
Воспитание любви и интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста.

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело : им решается

участь человека»

В. Г. Белинский.

Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной литературы. По данным Роспечати, в современной России читают мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы; поэзия и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса. Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в особых доказательствах. Определенно, приобщение к художественной литературе, необходимо начинать с детства.

Публикация «Воспитание любви и интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.

Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Художественная литература открывает и объявляет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. Огромное ее воспитательное познавательное и эстетические значение.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо-эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин : во-первых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объеме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание художественной литературой не только несет им радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Эта проблема определила тему и задачи моей углублё нной работы: «Воспитание любви и интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста»

Основными, поставленными мною задачами по воспитанию интереса к художественному слову, стали:

1. привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

2. предоставление возможности наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;

3. помощь в видении образа за словами и передача его в разговоре, рисунке, движении;

4. обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

I. Научно-теоретические подходы к художественному слову.

Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, А. А. Леонтьев и др.)

Знакомство ребенка и художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества- потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная нравственность, живой юмор, образность языка- особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки стихи, рассказы, доступные ему.

Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовую жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее не один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых конечно не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат ускорения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Главным источником, откуда черпаются тексты для пересказов, являются народные сказки, произведения писателей-классиков, лучшие произведения современной отечественной и зарубежной литературы для детей. О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жить общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое знание, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, оно воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

По мнению В. В. Гербовой, велико значение художественной литературы для усвоения грамматически родного языка, так как средствами художественного слова еще и до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство развития целостного и личностного восприятия окружающего мира «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело; им решается участь человека».В. Г. Белинский. Одно из важнейших направлений.

Роль чтения в воспитании детейРоль чтения в воспитании детей Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге. (Сухомлинский В. А.) Книга играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание любви и интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 18:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД