Лучший педагог года

Воспитание любви к малой Родине через организацию и проведение развлечения «Осень в Югре»

Лариса Рудакова
Воспитание любви к малой Родине через организацию и проведение развлечения «Осень в Югре»

Воспитание любви к малой Родине через организацию и проведение развлечения "Осень в Югре".

Пояснительная записка

Тема мероприятия "Осень в Югре" выбрана не случайно, в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья создают условия, чтобы привить ребенку совокупность позитивных знаний о природе родного края, повадках животных и рыб, опыте трудовой деятельности в отраслях традиционного хозяйства, ориентации в повседневных бытовых ситуациях, развить в человеке "житейские умения" - способность жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Именно такими знаниями и умениями обладает народ Югры - ханты. Их жизнь неотделима от жизни природы; именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Именно народы Севера – хранители огромного многовекового опыта гармоничного сосуществования с природой, и этот опыт должен стать достоянием человека.

Публикация «Воспитание любви к малой Родине через организацию и проведение развлечения „Осень в Югре“» размещена в разделах

Данное мероприятие разработано и проведено в рамках работы семейного клуба "Мамина сказка", и является итоговым по реализации проекта "Мой край родной Югра". Содержание мероприятия позволяет закрепить и сформировать умение детей и родителей о нравственных качествах и правилах поведения в природной и социальной среде.

Сценарий развлечения "Осень в Югре" разработан и проведен для презентации детско - родительского эколого - познавательного проекта "Хантыйские сказки" воспитанниками подготовительной к школе группы №10"Капелька" при непосредственном участии родителей, педагогов дополнительного образования дошкольного учреждения (музыкальный руководитель, хореограф).

Развлечение "Осень в Югре" ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, предусматривает план совместной деятельности воспитателей, специалистов ДОУ, участников мероприятия, помогает наметить основные направления, цели и задачи развития микросоциума.

Цель: Консолидация усилий воспитателей и родителей по закреплению у детей знаний о жизни, быте коренных жителей севера - ханты. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.

2. Расширение знания детей о природе родного края, о жизни, быте коренных жителей севера – ханты.

3. Воспитание коммуникативной инициативы – способности будущего школьника осознанно организовывать своё взаимодействие со взрослым.

Методы: Наглядно - слуховой, проблемного изложения, наглядно - зрительный, словесный, исследовательский, описание, инструкции, практический.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, решение проблемных ситуаций, художественное слово, сравнение, вопросы к детям, указания, уточнения, поощрения. А так же приемы, направленные на привлечение и удержание внимания: жестикуляция, модуляция темпа речи, голосовая и эмоциональная модуляция.

Аппаратное обеспечение: Мультимедийное оборудование, магнитофон.

Программное обеспечение:Microsoft Office Power Point 2007, аудиозапись музыкального сопровождения.

Использование технологий:

Использование презентации (Microsoft Office Power Point 2007) для повышения уровня восприятия информации, использование проектного метода, в рамках экспериментальной деятельности группы и ДОУ, технологии развивающего обучения "ТРИЗ", технологии развивающего обучения, рекомендованной примерной общеобразовательной программой дошкольного воспитания "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "Школа семи гномов".

Оборудование: Осенние листья, хантыйские костюмы, макет - огонь, кукла, олень, чум, бумажные журавлики по количеству детей, корзина, костюм осени.

Организационная структура мероприятия.

I. Подготовительная часть. Включает в себя предварительную работу с детьми и родителями.

Предварительная работа с детьми: Изготовление журавликов (по схеме - технология ТРИЗ, осенних листьев, подготовка танца, стихов, песен, упражнения с листьями. Беседы о родном крае с использованием технологии развивающего обучения, рекомендованной примерной общеобразовательной программой дошкольного воспитания "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "Школа семи гномов"

Предварительная работа с родителями :

1. Распределение ролей.

2. Распределение деятельности по подготовке и проведению развлечения : оформление зала, подготовка чума, оленя, изготовление обрядовой куклы, подготовка хантыйских костюмов, макета огня.

II. Вводная часть. В организационной части мероприятия дети выполняют красивое упражнение с осенними листьями, читают стихи, поют песню про осень.

III. Основная часть. В основной части развлечения дети отвечают на вопросы о природе округа, рассказывают о том, как ее беречь, поют песни, отгадывают загадки героя Осени. С удовольствием играют в хантыйские народные игры. Все участники мероприятия знакомятся с таинством проведения хантыйского обряда "Поклонение огню", а дети принимают в нем участие. Девочки в хантыйских нарядах танцуют стилизованный хантыйский "Танец огня". Все участники мероприятия любуются красотой природы (слайды).

IV. Заключительная часть.

В заключительной части ведется рассказ о хантыйском народном осеннем празднике "Проводы журавля". Где дети рассказывают стихи о журавлях, поют о них песню и дарят своим родителям и зрителям в зале бумажных журавликов. Заканчивается развлечение фотосессией.

V. Рефлексия детско - родительских отношений. Включает в себя критерии и способы оценки эффективности проведенного мероприятия. Эффективность прослеживала по отзывам родителей и рефлексии с детьми и коллегами после проведенного развлечения. Так же провела анкетирование удовлетворенности родителей мероприятием.

Материалы данного мероприятия могут быть использованы для проведения утренников в других детских садах, охватывают различные виды детской, детско - родительской и родительской деятельности, являются примером применения нескольких образовательных направлений в рамках одного мероприятия.

Мероприятие требует определенной подготовительной работы.

После мероприятия проведена самодиагностика по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках мероприятия "Осень в Югре".

Ход развлечения:

Организационный момент.

Звучит песня " Художница осень". Дети выходят с листьями в руках, под музыку выполняют"Упражнение с листьями" (муз. Ю. Верижникова)

Читают стихи

1 ребенок - Приходи к нам осень в гости!

Принеси рябины гроздья,

Меду сладкого, густого,

Связку лука золотого,

2 ребенок - Яблок спелых и румяных,

Кабачков и баклажанов.

Собери плоды с полей,

Их для нас не пожалей.

3 ребенок - Любим мы твои дары.

Нет в году щедрей поры!

4 ребенок - Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где- то лето.

5 ребенок - Ходит осень, бродит осень

Ветер с клена листья бросил

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый, кленовый.

6 ребенок - Ты красива в осеннем наряде,

Ты прекрасна во все времена.

Я люблю твои реки и горы,

И горжусь тобой, Осень-пора!

7 ребенок - Постелила красавица-Осень

На земле говорящий ковер.

Если только захочется очень,

Ты услышишь такой разговор:

8 ребенок - Люди осень за дождик ругают :

С неба льется с утра до темна!

Просто, видимо не понимают,

Что бывает веселой она!

Дети поют песню"Ах, какая осень", муз. А. Роот

(По окончании садятся на стульчики)

Основная часть.

Ведущий: - Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости!

Я вас приглашаю путешествовать по осеннему царству нашего края. А как называется край в котором мы с вами живем? –

Дети: Югра!

Ведущий: На территории округа проживает много национальностей. Но название Ханты-мансийский округ получил благодаря коренным народам. Каким?

Дети: Ханты и Манси.

Ведущий: Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – "Дети природы". Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько я годы - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту. Ребята,а вы умеете беречь окружающую нас природу?

Дети: Да!

Ведущий: Молодцы, дети сейчас расскажут, как нужно охранять нашу природу?

Ребенок: Без природы в мире людям даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем, относится как друзья

Ребенок: Природу нашу русскую -

Готовы мы беречь!

Любить ее, приумножать,

Законы соблюдать!

Ребенок: И тихий шум лесов вокруг красу озер, и ширь болот

И запах трав родных широт клянёмся мы сберечь.

Ребенок: Без природы в мире людям даже дня прожить нельзя.

Ребенок: Мы обещаем: гнёзда птиц не разорять,

Журавлей оберегать,

Насекомых не топтать,

С деревьев ветки не ломать,

Паутину не рвать

И костры не разжигать.

Ребенок: Будем здоровыми, крепкими сильными,

Приходить на помощь каждому в природе,

Кто ней нуждается.

И тогда увидим нашу Землю цветущей и здоровой.

Дети поют песню "Ты человек" муз. Ю. Энтина

Ведущий: Спасибо, я вижу, ребята, что вы любите природу, умеете относиться бережно к ней, также как и народы Ханты и Манси.

Осенью красива по особенному природа в Югре.

Какая же она осень в Югре?

Звучит песня "Разноцветная осень", входит Осень.

Осень : Слышу речи обо мне. Готова к встрече я вполне.

Я осень! Я земли краса! Творю повсюду чудеса.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной, осенние сады и парки? Прохладны дни, уже не жарки. Я на праздник к вам пришла, гирлянды из осенних листьев принесла.

Ведущий: Здравствуй, дорогая Осень, мы рады, что ты пришла к нам на праздник! Дети приготовили для тебя стихи, послушай.

Ребенок: "Северная осень"

Северная осень золотая,

Как красив ее простой наряд.

Я иду-лечу, легко ступая,

Чувствуя ее прощальный взгляд.

Небо бирюзово-голубое,

А вокруг такая тишина…

Мы зайдем с тобою в лес сосновый,

И заплачет осени струна

Осень : Спасибо, принесла я свою осеннюю погоду.

А какую погоду, догадаетесь, отгадав загадки.

Подходила – грохотала,

Стрелы на землю метала.

Нам казалось, шла с бедой.

Оказалось, шла с водой.

Подошла и пролилась –

Вдоволь тундра напилась. (Туча)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь)

Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)

Дни стали короче.

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает.

Когда это бывает? (Осенью)

Все обходят это место

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи

Нет опоры для ноги. (Болото)

Осень : Молодцы, ребята, отгадали все загадки.

Ведущий: Дорогая, Осень, мы хотим, чтобы ты посмотрела, как дети умеют по следам птиц перейти болото. Вот у нас следы оставил журавль.

Игра "Перейди болото"

Правила игры: задача участников перейти болото по следам птиц. Каждому участнику дается по 2 следа. Перекладывая по очереди "следы" участники переходят болото. Побеждает тот, кто быстрее перешел.

Звучит хантыйская мелодия, входит женщина с девочкой в хантыйской одежде.

Ведущий: В далеком прошлом народы севера создали чум, очень удобный для кочевого образа жизни. Но без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять. По традиции в каждом чуме один раз в году ханты совершают обряд "Поклонение огню".

На сцене стоит чум. Возле чума горит огонь костра. Возле него сидит женщина, и что-то мастерит из красной ткани. К ней обращается дочь.

Дочь: Мама что ты мастеришь?

Мама: Изготавливаю куклу – это символ огня, символ нашего очага. По традиции, один раз в год мы обязательно должны совершить обряд, помолиться огню, чтобы он был добрым и оберегал наш чум от всех невзгод и болезней.

(Мать заканчивает изготавливать куклу. Делает 3 круга возле огня и обращается к нему.)

Мама: Просим у тебя, огонь, благополучия, здоровья детям, всем членам семьи. Удачи в охоте, рыбалке и ведении домашнего хозяйства. Оберегай наш чум от всех бед и болезней.

(Мать отдает куклу детям.)

Мама: Теперь каждый из вас должен прикоснуться к этому символу огня и пожелать себе удачи.

(Дети передают друг другу куклу, прижимая ее и желая себе удачи.)

Мама: А мне пора, идти, куклу я посажу в чум, поближе к огню. (Уходит)

(4 девочки в хантыйских костюмах танцуют)"Танец огня"

Осень : Какой интересный обряд нам показали девочки, спасибо вам!

Кроме запретов у ханты много примет, которые передаются из поколения в поколение. Вот слова хантыйской песни, переведенной на русский язык.

(Слайды солнца)

Если солнце, как брусника,

Станет красным на закате –

Утром ветер заиграет,

Тучи в небе закачает.

Так говорят люди, совсем старые люди.

Если солнце желтым маслом

Обольет закат свой зимний –

Быть тогда морозу утром.

Так говорят люди, совсем старые люди.

Осень Ребята, а какие вы знаете реки и озера в нашем Северном крае? (Слайды озер)

Дети:( отвечают: Пим, Вача, Обь, Белое, Снежное)

Осень : Правильно, а я вам предлагаю поиграть в игру.

Игра "Ручейки и озера".

Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка "ручейки" – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка "озера" - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.

Осень : Хорошо, справились с задание игры. Ребята показали как текут ручейки в реки, и какие большие озера, чистые и светлые.

Заключительная часть.

Ведущий: У каждого народа с проводами осени связаны свои обычаи, в это время года народ ханты отмечает свой праздник. Как называется этот праздник?

Дети: Проводы журавля.

Ведущий: Верно, ребята, птицы эти олицетворяются с богатством, плодородием. Журавль - символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, совершенства.

Почитание журавлей имеет очень древние корни: народы севера верили, что зимой журавли превращаются в снег, а весной - наоборот.

Дети с бумажными журавликами в руках читают стихи.

Ребенок: И тревожно в груди

Сердце замирает:

"Белый снег, не мети,-

Журавли взлетают!

Дай им ввысь улететь

К темно-синей дали,

Чтоб морозы, метель

В пути не догнали".

Ребенок: А снежок все кружил

В тишине рассветной,

Птиц собою прикрыл

От шального ветра.

Чудо – птицы слились

С белым утром, снегом,

Тихо ввысь поднялись

И обнялись с небом.

Ребенок: И умчались от вьюг,

Северных метелей…

Из Югры на юг

Журавли летели!

Дети с бумажными журавликами в руках выстраиваются клином, поют песню.

Песня "Летят журавлей караваны" Муз. Ю. Верижникова

(Видеоролик о журавлях)

Осень : Спасибо, дети, порадовали вы меня, что любите птиц, окружающую природу, относитесь к ней бережно, а природа вам отвечает тем же.

Как жаль, что улетели журавли.

София Ш. :А мы всем журавлей подарим.

Дети идут в зал, дарят всем бумажных журавликов.

Осень : Сегодня я пришла не с пустыми руками, я принесла дары природы. Угощайтесь, это фрукты. (Вручает ведущему корзину с яблоками). А мне уже пора, До свидания!

Ведущий: Спасибо, дорогая Осень за угощение. До новых встреч!

(Осень уходит под музыку "Разноцветная осень")

Ведущий: Всем желаем, счастья, здоровья, берегите себя и нашу Югорскую природу! Наше развлечение закончено, предлагаю всем фотографии на память.

(Родители и дети фотографируются и уходят из зала)

Список источников.

1. О. В. Солодянкина. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М. : «Аркти», 2004. – 77с.

2. Сапрыкина А. Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов Западной Сибири: Методические рекомендации для воспитателей. г. Екатеринбург 2003 г.

3. Календарь священных праздников народов ханты и манси.

4. Интернет - ресурсы.

Правовые основы организации развлечения :

Разработано в соответствии с ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программой дошкольного воспитания "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с применением регионального компонента, через интеграцию образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. С соблюдением норм СанПиНа 2.4.1.3049-13.

При организации взаимодействия с родителями учитывала условия педагогического успеха коллективного творческого мероприятия.

Первое условие - общая забота. Я включила в процесс организации и проведения развлечения каждого воспитанника и их родителей. Мы вместе готовились к презентации проектной деятельности: учили стихи и песни, проводили заседания и творческие мастерские, готовили оформление музыкального зала, костюмы, учили роли и репетировали, обсуждали, как провести развлечение интереснее для детей, двигаясь к достижению поставленной цели.

Второе условие - товарищество. Все участники данного мероприятия были сплочены, проявляли толерантность, что позволяло чувствовать внутреннее, духовное отношение ко всем участникам, как к равным.

Третье условие - единство мыслей и действий, воли чувств. Педагогическое воздействие на детей, совместно с родителями, было построено так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально- волевую и действенную.

Четвертое условие - единый коллектив. Я старалась влиять так, чтобы мои способы воздействия на воспитанников были бы и способами на родителей и на себя, а так же способами воздействия воспитанников друг на друга, на меня и каждого воспитанника на самого себя.

Пятое условие - творчество, а не шаблон. При организации данного мероприятия все участники могли (на начальном этапе) внести изменения и корректировки. Каждый участник, будь то родитель или ребенок, мог высказать свое мнение или предложить что-то организовать по-другому.

Я использовала в единстве различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное.

Родители замечательно оформили зал, подготовили атрибуты, костюмы. Творчески подошли к исполнению ролей.

После проведения мероприятия провела анкетирование удовлетворенности родителей развлечением. На вопрос удовлетворены ли вы проведением мероприятия, ответили "да"- 93% родителей. Это говорит о том, что развлечение "Осень в Югре" прошло успешно. Думаю, что подобные мероприятия воспитывают не только любовь к малой Родине у детей, но и желание заботиться о своих близких.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания любви к малой РодинеНародное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания любви к малой Родине «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством воспитания любви к малой Родине С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы,.

Проектный метод по блоку «Патриотическое воспитание через любовь к малой Родине». Проект «Мой город в настоящем и будущем» .

Сценарий игры «Что? Где? Когда?» на тему «Воспитание у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств к малой Родине»Сценарий игры «Что? Где? Когда?» на тему «Воспитание у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств к малой Родине» Сегодня я представляю игру «Что? Где? Когда?» на тему «Воспитание у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств к малой Родине».

Сценарий праздника по формированию любви к малой Родине «Посвящение в казачата» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение комбинированного вида д/с №11 П Р А З Д Н И К «ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАЧАТА».

Семинар-практикум «Воспитание любви к малой Родине» Семинар- практикум «Воспитание любви к малой Родине» Цель: развивать познавательный интерес к истории родного края. Задачи: 1. Закреплять.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе любви к малой Родине СТАТЬЯ «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 56 Калининского района.

Консультация «Воспитание любви к малой Родине посредством ознакомления с родным городом — Нижним Новгородом» Одной из главных черт современного общества можно назвать нестабильность. Она проявляется во всем, от экономики с ее постоянными кризисами,.

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине у дошкольников»Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине у дошкольников» Воспитание у дошкольников любви к малой родине (из опыта работы) Любовь ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким.

Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой Родине в процессе реализации проекта Дошкольное воспитание Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание любви к малой Родине через организацию и проведение развлечения «Осень в Югре»
Опубликовано: 13 мая 2018 в 11:07
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД