Папки-передвижки

Воспитание любви к родному языку (11 фото)

Валентина Фуфаева
Воспитание любви к родному языку

Сейчас, как никогда, всё острее ощущается, как необходимо восстанавливать утраченные связи с культурой своего народа, историей развития родного языка. Это не произойдёт само по себе. А произойдёт только в том случае, если ребёнок начнёт осваивать и знакомиться с культурой своего родного языка с самого раннего возраста.

Публикация «Воспитание любви к родному языку» размещена в разделах

Многочисленными исследованиями в области психологии и педагогики (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. А. Козлова) доказано, что период дошкольного детства имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. Именно в дошкольный период закладываются базовые основы личной значимости ребёнка, нравственные чувства, нравственная позиция, отношение к миру, к деятельности, к культуре, к родному языку.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика издавна использует такие компоненты, как фольклор, песни, художественное слово (потешки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки) народные праздники и игры.

Так в раннем возрасте детям интересны потешки: «Сорока, сорока.», «Пошел котик на торжок», «Петушок, петушок золотой гребешок», «Тень – тень, потетень».

Любимым художественным произведением на протяжении всего дошкольного возраста является сказка. Особой популярностью в нашей средней группе пользуются сказки: «Жихарка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

В общении с детьми я обязательно использую пословицы и поговорки.

Без труда не вытащищь и рыбку из пруда.

При солнышке тепло, при матушке - добро.

Апрель с водой – мы травой.

Береги нос в большой мороз.

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе.

В работе с дошкольниками и родителями по ознакомлению с родным языком я использую игровую деятельность. Тема игры привлекает нас, так как в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, устои, представления о смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми. Игра всегда являлась естественным спутником жизни детей, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Используя в работе с дошкольниками народные игры и игры – забавы приходишь к выводу, что в них сохранился колорит обычаев, оригинальность, своеобразие языка. Игры- забавы использую в работе с детьми младшей группы, во всех видах детской деятельности и режимных моментах. Например, предлагается малышу показать свои ладошки, ребё нок протягивает их взрослому и проговаривает слова:

Дай ладошечку, моя крошечка, Я поглажу тебя по ладошечке.

На - ладошечку моя крошечка

Ты погладь меня по ладошечке

Ребёнок поглаживает руку взрослого, это способствует установлению контакта, тёплых доверительных отношений

При организации режимных моментов используются потешки, когда с детьми моем руки.

«Знаем, знаем, да-да.

Где тут прячется вода.

Выходи водица.

Мы пришли умыться».

Воспитание любви к родному языку

В игровой деятельности – считалки, жеребьёвки.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич.

Сапожник, портной.

Кто ты такой?

Отвечай поскорей.

Не задерживай добрых

И честных людей.

Заклички.

Улитка, улитка,

Высуни рога,

Дам тебе хлеба

Дам пирога.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

В образовательной деятельности - небылицы, скороговорки, чистоговорки.

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. У нас газ погас.

4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Загадки.

Весь день стоят на улице

И ночи дожидаются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается. (Фонари)

У маленькой Катюшки

Уселся на макушке,

Не мотылек, не птичка -

И держит две косички. (Бант)

Позитивное настроение у детей оставляют народные игры : «Колечко, колечко», «Ручеек», «Карусель», «Горшки», «Ремешок».

Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра - играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной. Для этого мы устраиваем детские народные праздники, где весело тому, кто сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех народного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые.

«Каравай» - водим хоровод. Это маленький праздник. Вечер загадок и отгадок. Литературная викторина по сказкам. В младшей, средней группе- индивидуальное соревнование, в старшей – командное соревнование.

Я считаю, что праздники и их составляющие игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, считалки, хороводные игры являются средством умственного, нравственного, эстетического и эмоционального развития дошкольников, универсальной формой общения между детьми, между детьми и взрослыми.

Фото №1 Сейчас как никогда всё острее ощущается как необходимо восстанавливать утраченные связи с культурой своего народа историей развития

Праздники и развлечения яркие и радостные события в жизни детей, сочетая различные виды искусства, они оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют воспитанию у детей любви к родному языку. В проведении детских праздников принимают непосредственное участие родители дошкольников: разучивают детские песенки, стихи, участвуют в праздниках (роли, конкурсы).

Фото №2 День родного языка

При реализации проекта «Русские народные традиции и художественные промыслы» проводились праздники: «Крещение», «Масленица». «Пасха», «Праздник народных игр».

Фото №3 февраля родного языка

При реализации проекта «Музей народного творчества» дети познакомились с языком народных художественных промыслов: гжель, хохлома, дымка.

Фото №4 Это не произойдёт само по себе

Их заинтересовало слово «свистопляска». Я рассказала историю праздника.

Народ лепил, обжигал в печи, расписывал глиняные свистульки. Потом выходил на базар и продавал их. Покупатели пробовали свистульки. Получалось весело. Продажа свистулек считалась праздником. А праздник получил название «Свистопляска».

Дети проявили большой интерес к словам: панева, кафтан, галифе при знакомстве с историей русского народного костюма.

Фото №5 А произойдёт только в том случае если ребёнок начнёт осваивать и знакомиться с культурой своего родного языка с самого раннего возраста

Большой интерес вызвал у детей фразеологические обороты. О них они узнали на кружке «Словознайка». Так «летел сломя голову» означает быстро бежать, «водить за нос» - обманывать, «работать спустя рукава» - относиться к своему делу небрежно.

Особое внимание уделяю предметно – развивающей среде, разработке и оформлению наглядно – дидактического материала по ознакомлению детей с родным языком. Разработаны картотеки дидактических, словесных, народных игр.

Родители изготовили «Книгу загадок», я оформила папку об истории русского народного костюма, а вместе с детьми мы создали «Книгу творчества».

Публикация Воспитание любви к родному языку размещена в разделах Воспитание детей Материалы для педагогов День родного языка февраля Темочки Многочисленными исследованиями в области психологии и педагогики А Козлова доказано что период дошкольного детства имеет важное значение в развитии и становлении личности человека Именно в дошкольный период закладываются базовые основы личной значимости ребёнка нравственные чувства нравственная позиция отношение к миру к деятельности к культуре к родному языку

К нам постепенно начинает возвращаться национальная «память» и мы по новому начинаем относиться к родному языку, фольклору в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Наверное, ни один другой народ не имеет таких богатых языковых традиций как русский.

Публикации по теме:

Воспитание любви к родному языку в детском садуВоспитание любви к родному языку в детском саду Воспитание любви к родному языку в детском саду» Сейчас, как никогда, всё острее ощущается, как необходимо восстанавливать утраченные.

«Воспитание в семье любви к детскому саду, к родному городу» Ведущая роль в воспитании ребёнка принадлежит – семье. Всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные.

Формирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краюФормирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краю последние годы 21 века Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное.

Фотоколлаж и презентация «Наш Кирсанов». Воспитание любви к родному городу.Фотоколлаж и презентация «Наш Кирсанов». Воспитание любви к родному городу. IMG]/upload/blogs/detsad-10522-1469431459.jpg[/IMG] В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее.

Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю» Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю» Моя Родина… Сколько ассоциаций возникает у взрослого человека, когда он.

Воспитание любви к родному городуВоспитание любви к родному городу Воспитание любви к родному городу Красота родного края - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины.

Воспитание любви к родному краю «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости.

Воспитание любви к родному краю через общение с природой МАДОУ «Центр Развития Ребенка - Детский сад №4» ПРОЕКТ «Воспитание любви к родному краю через общение с природой».

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства.

Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитание любви к родному краю у дошкольников В данное время стала актуальной проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Дошкольное детство – важнейший период становления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание любви к родному языку
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 21:42
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД