МААМ-картинки

Воспитание навыков и привычек у детей раннего возраста.

Елена Трунова
Воспитание навыков и привычек у детей раннего возраста.

Наша группа состоит в основном из детей 2-го - 3-го года жизни. Второй и третий год жизни- время все увеличивающейся активности, самостоятельности детей в кормлении, раздевании и одевании, что имеет значение для создания у малыша положительного отношения к этим процессам. Вместе с тем это подготовка к трудовому воспитанию, особенно на третьем году, когда ребенок, овладев некоторыми навыками самообслуживания, оказывает помощь другому или выполняет поручение педагога расставить стулья, тарелки с хлебом, салфетницы. Какие же конкретно навыки и привычки воспитываем мы у детей нашей группы? Во-первых- во время кормления. Если ребенок старше 1,5 лет должен самостоятельно есть любую пищу и приучаем самостоятельно есть ложкой, то на 3 году навык совершенствуется : ребенок должен есть аккуратно, хорошо пережевывать пищу, держать ложку в правой (для левшей в левой) руке. В процессе кормления дети должны соблюдать элементарные правила поведения, сначала простые: не лезть в тарелку соседа, задвинуть стул после еды; в конце второго- на третьем году- более сложные: не садиться за стол не убрав игрушки и не вымыв руки, пользоваться салфеткой, благодарить взрослых. Учитывая, что навык у детей только формируется, воспитатель старается облегчить ребенку выполнение действий и предупредить нежелательные формы поведения. Так, во время обеда детям завязывают фартуки-нагрудники, чтобы предохранить костюм и не огорчать ребенка, нечаянно сделавшего неверное движение. Крупные куски пищи мельчат, ложки не раскладывают заранее, а подают вместе с тарелкой супа, хлеб режут на мелкие кусочки, Детей с плохим аппетитом усаживают рядом с теми, кто ест хорошо. Во- вторых воспитываем навыки и привычки раздевания и одевания. Раздеваться ребенку научиться легче, чем одеваться. К двум годам ребенок должен научиться снимать расстегнутую взрослым одежду и с небольшой его помощью надевать, вернее, натягивать отдельные вещи: шапку, носок и др. К трем годам ребенок должен одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого, развязывать шнурки, расстегивать впереди пуговицы, знать порядок в одевании и раздевании, соблюдать опрятность в одежде, т. е. замечать неполадки и просить взрослого их устранить. Формируя у детей навык самостоятельности в одевании, воспитатель следит за тем, чтобы им удобно было действовать. От родителей он добивается того, чтобы после утреннего приема в шкафчиках детей был порядок, вещи вывернуты налицо. Это облегчит сборы на прогулку. В раздевалке должно быть достаточно места, чтобы дети не толкали друг друга. А перед раздеванием на дневной сон должны быть стульчики, на которые складывают одежду, расставляют так, чтобы видно было всех детей. Тогда воспитатель каждому из них сможет вовремя помочь. В- третьих воспитываем навыки умывания и опрятности. До 1.5 лет у ребенка при умывании в основном лишь приспособительные движения (протягивание рук к струе воды). К 2 годам с помощью воспитателя (который завернет рукава, подскажет, как мылить руки, как вытирать) ребенок моет руки. Эти умения на третьем году жизни усовершенствуются, и ребенка начинают приучать (также с помощью и под контролем взрослого) к самостоятельному умыванию. К двум годам навык опрятности практически сформирован. Однако он чаще непрочен: дети, заигравшись, забывают вовремя попроситься в туалет (поэтому время от времени им приходиться напоминать об этом, легко теряют навык при переходе в новые условия. В три года в обычной обстановке навык опрятности проявляется достаточно устойчиво. Кроме навыков посильной самостоятельности, у детей во время режимных процессов надо воспитывать соответствующее поведение: после двух лет знать свое место за столом; подвинуться на диване, чтобы мог сесть другой ребенок; знать свой шкаф для одежды и полотенца; немного подождать с просьбой, если воспитатель занят с другим ребенком; не шуметь за столом и в спальне. Взаимопомощь детей лучше развивать на третьем году, когда дети немного научатся себя обслуживать. На втором году взаимопомощь носит элементарный характер: воспитатель, одевая одного малыша, просит другого подать или принести ему недостающие вещи. Но для того, чтобы те или иные навыки закреплялись, превратились в привычку, необходимо, чтобы и в семье, и в саду к ребенку предъявлялись единые требования. Навыки переходят в привычку только при систематическом его повторении. Плохо, если в семье взрослые по- разному воздействуют на ребенка. Скажем, мама приучает малыша к порядку, а бабушка, жалея его, разрешает не выполнять тех или иных требований. Конечно, никакие навыки и привычки личной гигиены у ребенка не сформируются. Огромное значение в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков имеет пример взрослых. У аккуратных родителей, как правило, растут аккуратные дети. «Делай, как я» - это прием, который помогает ребенку овладеть умением. Мало внушать ребенку: «Не кричи!», «Убирай свои вещи», «Мой руки». Надо ежедневно своим примером показывать, что многие навыки гигиены нужны для охраны здоровья ребенка, например, есть только мытые фрукты и овощи, чистить зубы, полоскать рот, мыть руки перед едой и после посещения туалета с мылом, убирать свою постель, ухаживать за своей одеждой, быть причесанным и т. д. Но прежде, чем требовать от ребенка навык самостоятельности в самообслуживании, нужно научить его действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, кормления. Обучая детей тем или иным действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф, намылить руки до появления пены и т. п., взрослый наглядно показывает, как это надо делать. Если у ребенка сразу не получается, нужно ему помочь. Например, показав и объяснив, как правильно надеть штаны, зашнуровать ботинки, нужно практически помочь ребенку сделать это самостоятельно. Следует обратить внимание детей и на рациональность действий, например, чтобы пятка сразу оказалась на месте при надевании колготок, надевают их с носка, предварительно собрав их в гармошку. А для того, чтобы правильно надеть платье, свитер, шапку, нужно сначала определить где у них перед. Для этого должны быть отличительные признаки (застежка, вышивка, метка и т. д.) Для того, чтобы дети в саду лучше угадывали свою одежду, легче находили ее, родителям нужно дома обратить их внимание на отличительные признаки каждой вещи, на ее цвет, метку, вышивку. В самообслуживании нужно научить детей начатое дело доводить до конца и качественно, например, учить ребенка не только снимать одежду в определенной последовательности, но и сразу выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать или вешать ее. Это облегчит процесс одевания и раздевания в детском саду. Формируя у детей те или иные навыки и привычки в самообслуживании, взрослый не должен забывать оценить результат их усилий. Поэтому хорошему настроению, желанию и старанию сделать что-то самому способствует прежде всего одобрение родителей. Заметить нужно даже незначительные достижения ребенка: «Молодец, Дима, сам обулся и застегнул сапожок» или «Саша,- говорит отец,- ты сегодня так быстро и хорошо разделся и вымыл руки, что успеешь еще посмотреть «Спокойной ночи, малыши!» При тесном контакте родителей с детским садом у детей формируются необходимые их возрасту положительные навыки и привычки.

Публикация «Воспитание навыков и привычек у детей раннего возраста,» размещена в разделах

Публикации по теме:

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего дошкольного возраста Конспект занятия "Кукла Маша идет на прогулку" во второй младшей группе. Воспитатель:Ребята посмотрите в окно на деревья, лужи, людей. на.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования по образовательной области «Социально — коммуникативное.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового.

Консультация для родителей «Формирование первичных трудовых навыков у детей раннего возраста» Работая с детьми раннего возраста я каждый год набираю новых детишек и во время адаптации наблюдаю, как нелегко привыкают малыши, у которых.

Основные методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. С года до трех малыш переживает особенно важный период. За каких-то два года он совершает огромный скачок в развитии. Малыш учится делать.

Конспект родительского собрания «Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Конспект родительского собрания-встречи на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста возраста». Время.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка» Великий русский писатель Л. Н. Толстой записал однажды: «Посейте поступок и вы пожнете привычку, посейте привычку и вы пожнете характер,.

Консультация: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» .

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста по средствам малых жанров фольклора». Здравствуйте дорогие родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание навыков и привычек у детей раннего возраста.
Опубликовано: 7 марта 2016 в 21:08
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД