Воспитание у детей навыков культуры поведения в коллективе сверстников

Дина Волкова
Воспитание у детей навыков культуры поведения в коллективе сверстников

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ

Если в младших группах у детей воспитывают умение благодарить, выражать просьбу, соблюдать элементарные правила поведения, то старших дошкольников приучают выполнять правила поведения самостоятельно, в отсутствие взрослого, закрепляют навыки общественного поведения.

Задачи нравственного развития ребенка требуют от педагога углубленной и серьезной работы, что не всегда еще встречается в практике.

Правильная организация жизни и деятельности детей формирует целую систему положительных моральных качеств. Используя различные ситуации, можно упражнять детей в поступках, отражающих отношение к окружающим, к вещам, к себе. В повседневной жизни дошкольники самостоятельно вступают в общение со сверстниками и взрослыми, применяя знания правил поведения, полученные в разных видах деятельности (занятия, труд, игра и т. д.). Умение детей пользоваться правилами поведения в различных ситуациях, переносить их самостоятельно в сферу общения с товарищами и говорить о прочности усвоения правил.

Внешне культура человека проявляется в его поступках, в словах, и этому тоже надо детей учить. Действуя с определенными правилами, дошкольники упражняются в выполнении общественных норм поведения в коллективе сверстников. Чтобы научить детей видеть гуманный смысл правил, воспитатель указывает на их значение для окружающих в конкретной обстановке, например:

-Открывая шкаф, посмотри, не мешаешь ли товарищу.

- Когда одеваешься, не размахивай одеждой, чтобы не задеть другого.

- Вещи из шкафа надо брать по одной, чтобы не занимать ими банкетку, так как рядом одеваются другие дети.

- Если место занято – подожди, когда товарищ оденется.

- Оделся – уступи место другому и т. п.

Действуя по этим правилам, ребенок приучается учитывать интересы других. Чтобы легче усвоили, воспитатель использует игру, показ кукольного театра, инсценировок (лучше проводить во второй половине дня). Например, можно разыграть сцену (с помощью игрушек или кукол бибабо, где Мишка и Зайчик собираются на прогулку.

Зайчик умело со всем справляется, а у Мишки все получается неуклюже. Вот Мишка подходит к своему шкафчику, открывая его, громко стучит дверью, пытается прокатиться на ней, но падает, поднимается охает. Зайчик помогает ему встать и говорит: «Мишенька, дверь надо тихо открывать, а качаются на качелях. Когда открываешь шкафчик, посмотри, может быть, рядом кто-нибудь одевается. Надо спокойно дверь открывать, чтобы никому не мешать».

Зайчик отходит к своему шкафчику, Мишка в это время достает одежду, складывает на банкетку и сам садится так, что занимает все место. Зайчик говорит: «Миша, ты все место занял на банкетке, а другим тоже надо сесть. Ой, как ты свою одежду помял. Надо по одной вещи доставать из шкафа. Давай я тебе помогу». Зверята убирают одежду в шкаф и начинают правильно, последовательно одеваться, доставая по очереди вещи из шкафа.

Надев шубу, Мишка подходит к Зайчику и говорит: «Застегни». Зайчик поправляет Мишку: - Надо попросить: «Застегни, пожалуйста», а потом сказать: «Спасибо».

Мишка исправляется и просит: «Застегни, пожалуйста». Зайчик застегивает пуговицы на его шубе. Мишка благодарит, затем Мишка берет шарф и, пытаясь завязать, широко размахивает им задевает Зайчишкины ушки, «Ой, ой, Миша\», - говорит Зайчик, - отпусти мои ушки». Мишка извиняется (обнимает друга) и просит: «Завяжи, пожалуйста, мне шарф». Зайчик завязывает Мишке шарф. Тот благодарит его за услугу и тоже предлагает помочь завязать шарф.

Звери готовы идти на прогулку. Мишка, отталкивая Зайчик, стремится пройти первым, при этом говорит: «Пусти, я первый, потому что сильный». Воспитатель останавливает зверят и объясняет: сильный должен помогать слабым, не обижать их, уступать место. Хорошие друзья всегда вежливы, помогают друг другу». Мишка и Зайчик хором говорят: «Мы хорошие друзья» - и, взявшись за руки, уходят на прогулку.

После показа сценки желательно спросить детей: «Как вы думаете, кто из зверят правильно поступал? Как нужно просить о помощи? Когда садишься на банкетку, надеваешь пальто, что нужно сначала сделать? и. т. д.

Затем в процессе одевания и раздевания детей воспитатель контролирует, как они используют полученные знания на практике, как усвоили правила общения со сверстниками. При необходимости предлагает вспомнить, как вели себя Зайчик и Мишка.

Такие же инсценировки можно организовать во время умывания, завтрака, обеда, дежурства по столовой и т. д. Очень важно, чтобы каждый ребенок накопил свой собственный опыт положительного поведения в коллективе сверстников. Поэтому воспитатель в течение дня использует различные ситуации из повседневной жизни для упражнения детей в навыках общения. Поскольку ситуации меняются, ребенку приходится действовать по одному и тому же правилу в разных условиях.

Организуя деятельность детей, воспитатель указывает на необходимость выполнения определенных правил по отношению к сверстникам и взрослым: проявлять внимание, предупредительность, отзывчивость, чуткость и доброжелательность к другим, помогает ребенку осознать их общественную и гуманную сущность.

Очень важно помочь дошкольникам увидеть зависимость организации жизни всей группы от поведения одного ребенка. Не убрал игрушки, свои вещи на место, долго одевался – задержал ребят с выходом на прогулку, на утреннюю гимнастику, на занятие и т. д. Осознав ценность правил, их значимость на собственном опыте, дети начинают активно и самостоятельно ими пользоваться, и постепенно правила становятся для них нормой поведения.

Детей группы важно приучить к аккуратному обращению с вещами, одеждой, игрушками. Удобное расположение мебели, рациональный порядок в группе содействует воспитанию у них бережного отношения к вещам. Но формальное требование педагога убирать игрушки наместо не вызывает осознанного отношения к этому правилу. Дети делают так, «как сказал воспитатель», и действуют только по его указанию.

Правильно поступает тот педагог, который вместе с ребятами решает, где будет лежать настольная игра, стоять новая машина, сидеть кукла, причем, так, чтобы всем было удобно ими пользоваться (брать для игры и убирать на место) и в групповой комнате был порядок. В этом случае ребенок осознает целесообразность хранения предметов на определенном месте, сам принимает активное участие в выборе такого места, в создании уюта в групповой комнате. Ребенок чувствует себя в детском саду не гостем, а хозяином.

Приучая к порядку, воспитывая бережное отношение к вещам, педагог обращает внимание детей на то, что в создание каждой вещи вложен труд людей. Знакомство с трудом взрослых осуществляется на занятиях, во время наблюдений, бесед, чтения художественной литературы и т. д. Но педагог всегда должен помнить, что пройдет через его знания, действия, чувства, станет его убеждением.

…Дети несколько раз в день моют руки. Малышей воспитатель учит тщательно мыть руки с мылом, сухо их вытирать, аккуратно вешать полотенце и т. д. В старших группах, надеясь на то, что этот навык уже сформирован, педагог не контролирует действия ребят, и они зачастую просто споласкивают руки, вытирают их о полотенце, даже не снимая его с крючка, или потом вешают небрежно, комкают. Подобные ситуации дают воспитателю возможность на практике показать отношение детей к труду взрослых и его результатам:

- Плохо вымыл руки, полотенце стало грязным – небрежно отнесся к труду прачки;

- Бросил фантик на участке – проявил неуважение к труду дворника.

- Не вытер ноги при входе в помещении детского сада – проявил невнимание к труду няни и т. д.

Педагог воспитывает у детей уважение к труду взрослых, учит оказывать им помощь: открыть дверь и пропустить няню, когда она несет обед; вытереть пол, если разлил воду; поднять уроненную вещь, карандаш и т. д. Это все как будто бы внешние формы проявления внимания, но в них заложено доброе отношение ребенка к окружающим.

Очень трудно усваивают дети правило извиняться за допущенную оплошность. Нередко встречается такая ситуация: ребенок взял у товарища игрушку, разрушил постройку, нечаянно толкнул, и «обиженный» идет жаловаться воспитателю. Педагог предлагает «обидчику» попросить прощения. Дети привыкают выполнять это правило формально, они очень быстро и легко говорят: «Прости, я больше не буду», а завтра их поступки повторяются. Тогда педагог говорит строго: «Прощаем тебе последний раз». Но ребенок снова и снова нарушает правило, и его постоянно прощают в «последний раз».

Правильно поступает педагог, который находит время для того, чтобы разобраться в конкретном поступке, разъяснить моральную основу правила, необходимость его выполнения: «Если кто-то нечаянно толкну товарища, что-то уронил, надо извиниться, сказав: «Простите меня, пожалуйста» - или «Извините меня». Просить прощения следует вежливо, при этом смотреть на товарища и постараться больше не доставлять ему неприятностей. Тогда он поймет, что ты так поступил нечаянно и простит тебя».

В формировании навыков культурного поведения у детей важную роль играет пример педагога. Каждый воспитатель должен помнить, что правила одинаково обязательны для всех: и для детей, и для взрослых. В повседневной жизни детского сада иногда возникают такие ситуации, когда попросить прощения у детей должен воспитатель. Всегда ли педагог поступает правильно?

Например, дети строят на полу улицу города из крупного строительного материала. Воспитатель, проходя мимо постройки, нечаянно уронил светофор и строго выговаривает детям: «Что вы тут расположились, только мешаете всем, идите в другое место». В данной ситуации педагогу прежде всего надо извиниться перед детьми, затем посоветовать, как им где лучше организовать игру: «Извините меня, пожалуйста, но вам было бы удобнее играть около строительного материала».

В коллективе, где извиняются друг перед другом не только по требованию педагога, где слово «извините», «простите» стали повседневной нормой общения, меньше конфликтов, жалоб, ссор. Приучая детей просить прощение за допущенную оплошность, педагог учит их поступать так, чтобы не мешать другому, считаться с желаниями сверстников, оказывать помощь товарищу по собственной инициативе. Дети должны запомнить следующие правила и поступать в соответствии с ними:

1. Прежде чем это сделать, посмотри, не мешаешь ли другому.

2. подскажи товарищу, как лучше сделать, чтобы не мешать другим.

3. Попроси прощения, если поступил неправильно и т. д.

Каждый воспитатель, работая с детьми, должен помнить слова великого педагога Я. А. Коменского: «Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитал в себя в юном возрасте».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании у дошкольников навыков поведения в коллективе» Консультация для родителей «Роль семьи в формировании у дошкольников навыков поведения в коллективе» В раннем возрасте дети легко заражаются.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Задачи:1. Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами. 2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Володина Елена Обобщение опыта «Воспитание.

Опыт работы «Значение перспективного планирования в формировании навыков культуры поведения у старших дошкольников» Содержание. Введение: Актуальность проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста …. 2 Глава.

Памятка для родителей «Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом» Наверное, культура поведения ребенка за столом будет первым навыком, которым должен овладеть малыш. Учить ребенка вести себя культурно во.

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей в старшем дошкольном возрасте» Провела: Люленкова Анастасия Андреевна. Вступительное слово: "Здравствуйте уважаемые родители!" "Спасибо, что пришли все". И мамы и папы.

Социализация личности дошкольников путем привития навыков культуры поведения (из опыта работы) Информация об опыте Информация об опыте. Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон Актуальность. С первых дней своего.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя Сурковой Ольга Александровны МБДОУ «Детский сад № 96» «Все правила достойного поведения давным - давно известны, остановка.

Воспитание культуры поведения дошкольников Воспитание культуры поведения дошкольников. Культура поведения – это широкое понятие, которое раскрывает сущность моральных норм в отношении.

Воспитание культуры поведения у дошкольников Воспитание культуры поведения у дошкольников Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанника пустым звуком,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Воспитание у детей навыков культуры поведения в коллективе сверстников
Опубликовано: 24 марта 2016 в 23:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о творческих работах по рисованию с элементами аппликации «Одуванчики»
Прежде чем рисовать с детьми одуванчики, мы рассмотрели их во время прогулки и обратили внимание на то, что у них есть стебель, листья, цветок. Дети...
Видео-урок «Как нарисовать сирень красками. Поэтапный урок живописи»
Как нарисовать сирень красками ( поэтапный урок живописи №3) Живопись акварельными красками "Сирень" с детьми 3+ Данный материал адресован как...
Инновационные технологии на логопедических занятиях. Часть 3
А так же на занятиях непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием игровых технологий, широко применяю ИКТ. В настоящее время...
Продолжение темы «Нетрадиционные методы воздействия в логопедическойработе-Су-джок...
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей 4–5 лет «Посылка из Простоквашино»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе для детей 4 – 5 лет «Посылка из Простоквашино». Программное...