Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Нина Лебедева
Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в самообслуживании.

В одевании:

Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребёнка; индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);

Постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы;

Удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы; шнурки для обуви с твёрдыми наконечниками; достаточно свободные резинки).

В умывании:

Устойчивая подставка под ноги (расстояние от неё до края раковины должно быть примерно 55 см, а до крана – 65-70 см, равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребёнка);

Постоянное и удобное место для зубной пасты, щётки, стаканчика или подставки для неё;

Отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;

Удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи.   Если в семье несколько детей, подбирают разные по цвету полотенца. Удобный размер – 40-50 см в ширину, 50-70 см в длину).

Значение самообслуживания в воспитании детей.

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.

Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Что дети должны научиться делать самостоятельно.

Дети младшего возраста должны уметь:

мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место;

одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать, завязывать шнурки ботинок; замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому; своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом;

правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвёртого года жизни, салфеткой;

убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.

При приёме пищи:

Стул в соответствии со столом (расстояние от сидения до крышки стола должно равняться 18-19 см. Под ноги сделать подставку, расстояние от неё до сиденья стула – 25-28 см); небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;

На доступном для ребёнка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.

Прочитайте детям.

Ю. Тувим.

Письмо ко всем детям по одному очень важному делу.

Дорогие мои дети!

Я пишу вам  письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Всё равно какой водою:

Кипячёной, ключевой,

Из реки, иль из колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём –

Перед каждою едою,

После сна и  перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще                          – Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья! Ваш Тувим.

З. Александрова.

Что взяла, клади на место.

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка   мала:

Забывает, где взяла.                                          На кроватку ставит кружку,

На паркет кладёт подушку.

Прячет ботики в буфет.

Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать всё сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать.

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло всё не там…

Помогите е, ребята,

Всё расставить по местам.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 24

муниципального образования

Усть-Лабинский район

Краснодарского края

Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возра

ста[/b]

Воспитатель Лебедева Нина Павловна

Публикации по теме:

Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Одежда. Обувь»Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Одежда. Обувь» Дидактическая игра «Из каких частей состоит одежда»Цель. Закрепить название частей одежды и обуви. Материал. Картинки с изображением одежды,.

Изменения №1 к СанПиН 2.4.1.2660–10 Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2011 в 19:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о подготовке к празднику День Победы
В жизни людей существует множество различных дат - радостных, печальных, счастливых. Но есть одна особенная дата, которая объединяет всех людей нашей страны....
Открытка для папы
Каждому человеку приятно получить в подарок открыточку. Открытки, сделанные руками ребенка, ценны для всех взрослых, хранятся годами в альбомах. А знаете как...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе...
В оспитатель: ( держу в руке яйцо) Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо. ( яйцо убираю,...
Фотоотчет «Как мы ходили к Вечному Огню»
Есть праздник один – самый главный, И его нам приносит весна. День Победы – торжественный, славный, Отмечает его вся страна. В преддверии великого...
Наш Славянский базар — 2017!
Наш Славянский базар - 2017! Сегодня в МБДОУ "Детский сад №441 "Кузнечик" Советского района города Нижнего Новгорода, в рамках "Дня славянской письменности...