Воспитание нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта «Наша Родина — Россия, наш язык — русский»

Токарь Ирина
Воспитание нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта «Наша Родина — Россия, наш язык — русский»

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе реализации проекта «Наша Родина – Россия, наш язык – русский»

И. М. Токарь, Е. Н. Огородникова

МДОУ д/с №126, г. Иркутск

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.

Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родной страной. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

Фольклор – сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, источник радостных эмоций, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи.

Знакомство дошкольников с родной страной, с её культурой, традициями – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю, Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проходить вне занятий. Один из современных и эффективных методов этой работы – проектный, который развивает у детей познавательную деятельность; способность ставить познавательные задачи и решать их. Развивает творческое и поисковое мышление. Учитывая это, нами был разработан проект «Наша Родина – Россия, наш язык - русский», в реализации которого участвовали дети, родители, педагоги. Цель проекта: приобщить детей к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта:

расширять представления детей о России, как стране в которой они живут;

показать значение родного языка в формировании основ нравственности;

воспитывать интерес к русскому народному творчеству, побуждать детей использовать в речи фольклор (пословицы, потешки, поговорки, перевертыши и др. ,

способствовать развитию грамматического строя речи, развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, расширять кругозор детей;

формировать образность речи, понимание образных выражений.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5-7 лет.

Направленность развития детей: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, музыкальная, театральная).

Прежде чем начать реализацию проекта была подобрана и изучена методическая литература по теме, разработан перспективный план работы с детьми, цикл занятий, план работы с родителями воспитанников. Составлены картотеки русских народных игр, считалок и потешек, пальчиковой гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, динамических пауз. Оформлен подбор дидактических игр, иллюстраций. Родителями создана мини-библиотека произведений устного народного творчества.

Предварительная работа: непосредственно образовательная деятельность (социализация, коммуникация, ознакомление с художественной литературой, развлечения, беседы с детьми об окружающем мире, разучивание народных игр, потешек, пословиц, перевертышей и др.

Формы работы с детьми: организация разных видов художественно-творческой деятельности с использованием фольклора, кружковая работа,

проведение народных праздников («Смех да веселье», «Масленица», «Труд кормит, а лень портит», знакомство с русскими народными инструментами, с русским народным костюмом, традициями и бытом русского народа («А у нас на Руси…»).

Формы работы с взрослыми: создание уголка театрализованной деятельности; оформление выставок; проведение экскурсии; показ спектаклей кукольного тетра; драматизация сказок, небылиц, потешек; народные праздники; развлечения; консультации для родителей; родительские собрания (викторина «Пословица век не сломится», КВН «В стране загадок и небылиц», семинар-практикум «Я расскажу тебе сказку») направленные на повышения уровня знаний родителями устного народного творчества и дающие практические навыки применения их в повседневной жизни.

В результате реализации проекта у детей появился стойкий интерес и желание узнавать культуру своего народа (через устное народное творчество). Дети познакомились с традициями и обычаями своего народа; знают и узнают русский народный костюм, составляют его из различных элементов. Научились различать жанры устного народного творчества и аргументировать свой ответ (это русская народная сказка, небылица, скороговорка, перевертыш, потому, что). У детей значительно вырос словарный запас, они активно используют в своей речи пословицы, образные выражения. Полученные результаты еще раз доказывают, что через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В. П. Силина, делает народное искусство «универсальным средством усвоения социальных ценностей».

Публикации по теме:

Проект «Моя Родина — Россия!»Проект «Моя Родина — Россия!» «Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Педагогический проект «Народная игрушка» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы в которых воплощается Родина».

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Праздники
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Воспитание нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта «Наша Родина — Россия, наш язык — русский»
Опубликовано: 14 октября 2012 в 14:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Беда в лесу». Конспект занятия по рисованию в младшей разновозрастной группе....
Программное содержание: уточнить знания детей о том, какие изменения происходят с деревьями зимой, развивать творческое воображение, эстетический вкус,...
Дидактическая игра «Телевизор»
В нашей комнате живёт Африканский бегемот, Сто индейцев и пираты, И дремучий лес растёт! Океанские глубины, в них акулы и дельфины. Есть из мультика...
Фотоотчет о кукольном спектакле «Волк и три поросенка»
Ребенок с помощью нас, взрослых постигает мир, учится не только видеть, слышать, но и чувствовать и понимать. До семи лет дети особенно восприимчивы....
Лепбук «Все профессии важны, все профессии нужны»
Лэпбук "Все профессии нужны, все профессии важны" В нашем детском саду широкое применение нашли такие технологии, как проектная деятельность, но особое...
КВН для старших дошкольников «Азбука дорожного движения»
КВН для старших дошкольников «Азбука дорожного движения» - Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы рады видеть вас на нашем празднике, который мы посвятили...