Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами краеведческо-туристической деятельности

юлия пустовалова
Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами краеведческо-туристической деятельности

Основное направление патриотического воспитания – это ознакомление детей с историей и культурой родного края, природы, трудом его жителей, и героическим прошлым нашего народа, его духовно – нравственными традициями.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своем городе (поселке, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношения, приобщения к миру и его культуре. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей «малой Родине» - месту, где родился человек.

В этой связи, необходимо помочь детям полюбить и познать свой край, а для воспитанников группы, это поселок Троицкий, Губкинского района, Белгородской области.

В результате поиска оптимальных методов и приемов в работе с детьми по данной теме, был сделан вывод о необходимости многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с родным поселком, краем. Основой этого метода является:

• доступность знаний, достоверность и научность;

• соответствие сложности материала возрасту детей;

• культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);

краеведческий опыт;

• экологическое воспитание.

Для реализации данного метода, использовали интегрированный подход – включение сведений о родном крае, его истории и культуре во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Осуществляя нравственно – патриотическое воспитание дошкольников на краеведческом материале, поставили перед собой следующие задачи:

1. Формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.

2. Развивать эмоционально – целостное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в поселке, сопричастности к этому.

4. Развивать бережное отношение к поселку (достопримечательностям, культуре, природе).

5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем окружении и отражать это в своей деятельности.

Для решения поставленных задач было составлено комплексно-тематическое планирование на год разной тематики: «Где мы живем», «Природа и мы», «Человек славен трудом», «Приобщение к народным истокам» и другие. Пополнили групповую комнату игровым материалом – сюжетно-ролевыми, авторскими настольными играми, отражающие социальную сферу предприятий нашего поселка.

В группе оформили мини-музей «Родной край люби и знай!», где собран материал: фотоальбомы, иллюстрации, буклеты о Белгородском крае, поселке, книги о нашей Родине, коллекция природных ископаемых нашего края.

Разработали цикл непосредственно образовательной деятельности? «Поселок, в котором мы живем», что помогло нам познакомить детей с достопримечательностями нашего поселка, его красивыми местами, зданиями, окружающей природой, больше узнать о трудовой деятельности жителей.

В образовательном процессе с детьми по знакомству с родным поселком широко использовали такую форму работы, как краеведо - туристическая деятельность, так как узнать и полюбить поселок только по фотографиям невозможно. Дети побывали в библиотеке, почте, магазине, аптеке и т. д., познакомились с назначением этих социально - общественных зданий и обязанностями тех, кто там работает; узнали историю своего поселка, откуда он взял название, почему образовался. Это позволило процесс познания провести в предметно - наглядной, активной форме, дети могли непосредственно видеть, слышать, осязать окружающий мир.

Основными формами краеведо-туристической деятельности дошкольников являются тематические, целевые прогулки, экскурсии, походы, где важно четко дозировать физические нагрузки, в соответствие с ФГТ.

Темы и содержание конкретных маршрутов составляли, опираясь на базовую программу «Детство», возрастные особенности детей, место расположения детского сада. Для удобства условно разделили их на три группы:

• Тематические прогулки в лесопарк;

• Экскурсии по поселку;

• Экскурсии по памятным местам.

Каждый выход ребенок воспринимал в три этапа:

1. Сначала подготовка (рассматривание карты поселка, фотографий, иллюстраций, коллективное составление маршрута путешествия, его обсуждение: куда пойти, зачем, что мы там увидим, был ли кто-нибудь там раньше? и т. д.);

2. Само путешествие (экскурсия, поход, целевая прогулка);

3. Подведение итогов (беседа с детьми о том, что они видели, поняли, что запомнилось; творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование и т. д.).

Важнейшим условием эффективности краеведо-туристической работы с дошкольниками является понимание их родителями необходимости гражданского воспитания и их помощи педагогам в этой работе. А так же интегрированный подход с образовательными областями «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Активно включать детей в процесс краеведо-туристической работы помогает выполнение ими, во время путешествий определенных «должностей»: командира, знатока поселка, санитара, знатока леса, растений, улиц, транспорта…

Готовим детей к роли «знатока» заранее и постепенно. Объясняя смысл слов (знаток поселка, штурман, физорг, определяли круг обязанностей каждого знатока.

Краеведческие.

1. Знаток своего поселка.

2. Знаток времен года.

3. Знаток деревьев.

4. Знаток кустарников.

5. Знаток птиц.

6. Знаток насекомых.

7. Знаток животных.

8. Знаток охраны природы.

Туристические.

1. Командир группы.

2. Знаток маршрута (штурман).

3. Знаток правил дорожного движения.

4. Знаток игр.

5. Знаток спорта.

6. Санитар.

Это для дошкольников ролевая игра. Дети получают знаки различия на время похода, каждому вручается эмблема знатока.

В предварительную подготовку входит изучение «Правил туристят»: как вести себя на природе, в транспорте, чем можно помочь лесу и другое.

Правила состоят из трех разделов: «Собираясь в поход», «В походе», «После похода». Содержание «Правил…» - советы, напутствия, подсказки не только о том, как подготовиться к походу, но и о том, как запомнить и понять то, что увидишь вокруг, как быть внимательным к другим участникам похода и к взрослым, как быть полезным в своей туристической группе.

Вот некоторые из этих правил:

«В лес идем без палки и камня»;

«Никого в лесу не обижаем: ни муравья, ни лягушку, ни цветок»;

«В походе семеро одного ждут»;

«Место привала после нас должно быть чище, чем было до нас».

«Ты – настоящий знаток!» - говорят дети тому, кто увидел и запомнил много интересного и рассказал об этом. В путешествии каждый может проявить себя как краевед, турист, выполняя правила «туристят» и обязанности по своей должности. Итоги путешествия обсуждаются, дети решают, кто как справился со своими поручениями.

Во второй половине дня, в беседах, играх, конкурсах «Знаток своего поселка» дети повторяют, уточняют, систематизируют свои знания. Для этой цели используется мини-музей группы. Воспитанникам нравится смотреть фотоальбомы, вспоминать и рассказывать друг другу где они были и с кем, с удовольствием слушать рассказы сверстников, играть в путешествия по макету поселка.

В результате краеведо – туристической деятельности у детей формируются умения наблюдать и логически размышлять над увиденным, фиксировать свои наблюдения в устных рассказах и рисунках, закрепляются и расширяются знания об окружающем.

Система работы по данной теме позволяет формировать у детей стремление быть активными участниками общественно полезных дел. С готовностью выполнять трудовые поручения, с уважением относиться к различным профессиям, беречь красоту своего участка, создавать эту красоту собственными руками, с удовольствием трудиться на огороде детского сада, цветнике, с любовью ухаживать за обитателями «живого уголка», бережно относиться к природе, любить свой родной край.

Публикации по теме:

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Воспитание патриотических чувств Основное направление патриотического воспитания – это ознакомление детей с родным краем, с героическим прошлым нашего народа, с великими.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами краеведческо-туристической деятельности
Опубликовано: 30 июля 2013 в 14:52
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по проекту «Волшебная изонить» Подготовила Булгакова Н. А.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью...
Спокойного зимнего сна. Коллажи на тему «Подготовка диких животных к зиме»
В рамках лексической темы: "Дикие животные"в пятницу мы с детьми «укладывали спать» зверей на долгий зимний сон. Для этого нам пришлось вспомнить, как...
Новогодний праздник в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Новогодний праздник в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Раздается бой курантов. Ведущий: Ой, ребятки, тише, тише! Что-то сказочное слышу! Видно...
«Волшебные цветы». Творческие работы детей.
Есть на свете цветок - алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Может, там, за седьмым перевалом...
Фотоотчёт «Готовимся к Новому году»
Фотоотчёт: "Готовимся к новому году". Новый Год уже совсем близко! Но, у нас, еще есть время, для того, что бы сделать что-то красивое, сказочное,...