Лучший педагог года

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музыки

Елена Чамзинская
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музыки

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музыки.

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

Публикация «Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музыки» размещена в разделах

Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир, с помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Главной целью своей педагогической деятельности я считаю патриотическое воспитание дошкольника, обогащение его духовного мира через развитие музыкальных способностей. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей.

Наше подрастающее поколение должно знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Дети нашего дошкольного учреждения соприкасаются с фольклорным материалом на протяжении всего времени его нахождения в детском саду. И не важно каким видом образовательной деятельности они занимаются, лепкой или изобразительной деятельностью, физической культурой или познавательной деятельностью,везде можно применить фольклорный материал настолько он богат и разнообразен.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Наше образовательное учреждение тесно сотрудничает с «Детской школой искусств» нашего поселка, где создан оркестр русских народных инструментов. Они неоднократно выступали перед дошкольниками на различных открытых мероприятиях Ребята не только видели настоящую балалайку, гармонь…но и слышали их живой звук. Присутствовали на выступлениях народного хора «Вольница» в ДК нашего поселка.

Старших дошкольников знакомлю с именами выдающихся русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, придает движениям определенную окраску.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. При этом нельзя сказать, что я работаю только в этом направлении, но тема прославления родного, русского является главной в патриотическом и эстетическом воспитании детей.

Поставив одну из задач - познакомить своих воспитанников с народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, я разработала проект «Фольклор – источник народной культуры в музыкальном воспитании дошкольников». Цель данного проекта – приобщить детей к истокам народной культуры, воспитывать патриотизм и духовность на основе народного фольклора. Мной разработан перспективный план работы по реализации данного проекта, в котором отражены интерактивные формы работы, темы, цели и задачи, предварительная работа, содержание деятельности.

Первые шаги в данном направлении показали, насколько велик у детей к этому интерес. Прежде чем начать работу над проектом, я изучила историю культуры народов Поволжья. Собрали большой фольклорный материал и совместно с воспитателями детского сада создаем комнату русского быта «Светелку». Сегодня в нашей светелке есть самовар, прялка, сундук, зыбка, чугунки, ухваты, кадки, множество вещей связанных, вышитых, выбитых нашими бабушками и прабабушками. Все эти экспонаты- дары местных жителей.

В течение нескольких лет обучаю детей игре на народных инструментах: ложках, трещотке, свистульках. Для того чтобы детям было интересней заниматься на моих занятиях я разработала конспекты НОД: «Люблю березку русскую», «Венок русской песни!», «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим», «Русские народные музыкальные инструменты», «Рябины России», «Наш любимый край –Россия» и др.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе нужно развивать патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления, окружающие ребенка с его появления на свет, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова., «Бескозырка белая».Содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему «70- летие Великой Победы». В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятнику погибшему воину, в музей боевой славы который находится в общеобразовательной школе. Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям.

Сотрудничество с родителями воспитанников осуществляю как с полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, применяя новые формы работы: консультации, беседы, открытые занятия, мастер-класс «Потанцуем вместе», народные праздники. Разработала консультации по темам: «Моя семья», «Народные игры в жизни детей», «Мой родной поселок» «Живи в веках, моя Россия». Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Совместно с родителями собираем исторический материал о родном поселке для участия в конкурсе «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь» Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Тот огонек творчества, который я зажгла в детских сердцах, не угасает, а продолжает гореть, творить новое! Я стремлюсь к тому, чтобы сделать жизнь своих воспитанников содержательной и интересной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, чтобы музыка стала для них частью души!

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Домникова Алла Владимировна, музыкальный руководитель 1 квалификационной категории ДОУ «Орленок» г. Куйбышева Новосибирской области.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музыки
Опубликовано: 27 января 2015 в 21:26
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД