Светлана Гордиенко
Воспитание родительского доверия
Воспитание родительского доверия
Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт нашей работы по актуальной и высокой степени проблемной теме – проблеме взаимоотношения детского сада и семьи.
Процесс адаптации к условиям дошкольного учреждения, и вообще воспитательный процесс в младшем дошкольном возрасте, невозможен без тесного контакта с родителями. Современные родители – законные представители зачастую очень заняты, нетерпеливы, недоверчивы и приучены отстаивать свои права, которые они хорошо сейчас знают. Они склонны обвинять других, склонны демонстрировать непоследовательность в действиях – и тотальное неумение общаться и выстраивать продуктивный контакт. В дополнение к этому, наши родители недостаточно педагогически грамотны, тревожны и гиперответственны в отношении ребенка, правда, иногда на словах. Эти же модели поведения зачастую родители переносят на взаимодействие с воспитателем. В современной педагогике даже появился термин «невоспитанние родители». В связи с этим в практике работы воспитателя и функционирования детского сада как организации сложилась проблема взаимного доверия : родители в силу ряда причин не доверяют ДОУ и педагогу, а мы не доверяем родителям, не воспринимаем их как партнеров в воспитании детей (зная все современные тенденции). И существующая масса современных и нетрадиционных форм работы с родителями разбивается об эту проблему.
Публикация «Воспитание родительского доверия» размещена в разделах
Т. о., мы в своей работе вышли на проблему формирования доверия родителей к детскому саду и ДОУ к родителям как основы построения продуктивных отношений во имя развития ребенка. Очевидно, что решать эту проблему необходимо на раннем этапе, на момент поступления ребенка в сад. И период адаптации ребенка к условиям ДОУ является периодом первичного формирования доверительных отношений системы «детский сад-родители» и «детский сад-воспитатели».
Очевидно, что решение задачи формирования доверия поможет рассматривать родителей как ПАРТНЕРОВ весь дальнейший период пребывания ребенка в саду. Партнерство – это разделённая ответственность, это готовность брать на себя обязательства и ответственно их исполнять (а не перекладывать друг на друга). Для ДОУ – это ещё и умение родителей выстраивать верный диалог с учреждением, продуктивно решать конфликты, не выносить сор из избы.
Проект по формированию родительского доверия был реализован в прошлом году на одной из групп нашего сада. Его результаты показали продуктивность подхода – работать не через хаотический набор форм работы с родителями, а через концепцию формирования доверия. В этом учебном году в проекте все 4 группы раннего возраста нашего сада.
Итак, начинать работу необходимо с осознания понятия «доверие». ДОВЕРИЕ : уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь (Ожегов). Доверие – это ценность. И связано оно со следующими понятиями: безопасность, близость, надежность, компетентность, порядочность, тепло, открытость, искренность, забота, честность, бережность. Очевидно, что для установления отношений доверия необходимо согласование и разделение этих ценностей всеми сторонами – и родителями, и воспитателями, и организацией.
Управление доверием в науке рассматривается как функция управления, а сформированное доверие – как ресурс развития организации, как ресурс улучшения качества работы. Начиная работу по проекту, мы предполагали, что сформированное доверие улучшит показатели процесса адаптации детей; к концу года позволит рассматривать родителей как коллектив родителей с разделенными целями и общими интересами; к концу года сформируются определенные нормы и правила общения и взаимоотношения детского сада и родителей.
В рамках мастер-класса мы хотели бы представить модель взаимодействия с родителями, которая формирует достаточный уровень доверия, закладывает у большинства родителей платформу для формирования партнерских и доверительных отношений.
1. Формирование доверия – это активный процесс, которым должен управлять педагог. Выстраивать взаимодействие с родителями возможно только с глубоким пониманием основ обучения взрослых и взаимодействия со взрослыми – уважение имеющегося у них личного и профессионального опыта, приоритет индивидуального подхода, ориентир на совместную деятельность, понимание того, что взрослый сам выберет те формы общения и развития отношений, которые ему комфортны и удобны с точки зрения места/времени.
2. Вариативность предлагаемых форм работы с родителями. Мы должны предложить родителям большое разнообразие форм взаимодействия, традиционных и нетрадиционных, чтобы они, ориентируясь на свой опыт и возможности, выбрали для себя наиболее приемлемые – и всё равно были сопричастны жизни группы и сада. Среди форм работы, которые мы используем – и …. и многое другое из того, что рассказывали коллеги. Наверное кажется странным, что мы в большом объеме предлагаем родителям участвовать в конкурсах, акциях и т. д. Это не случайно – дети конечно, еще очень маленькие, не могут активно участвовать. Но они видят, как творят и работают родители, как они сами восхищаются своей работой; дети помогают нести работу в сад и выставлять её, вместе с родителями слушают благодарность от воспитателя, видят интерес других к работе, которую принесли родители. Кроме того, мы начинаем с раннего возраста собирать портфолио; грамоты и дипломы участников, фотографии работ, начинают копиться и рассматриваться (фото дипломов, поделок на слайд)
3. Основа формирования доверительности – это регулярное общение, формы которого воспитатель разнообразно предлагает родителям. Задачей нашей работы являлось выстроить общение не только с воспитателем, но и между родителями. В первые же дни функционирования группы мы создаем закрытую группу общения в Одноклассниках, куда включаются все родители, педагоги, администрация. Самое главное – регулярно вести группы, выкладывать темы и комментарии. Способом привлечь родителей и поддерживать практику регулярного посещения группы является выкладывание фотографий и видео с детьми. Темы:…
Кроме того, для организации общения, в том числе неформального, мы используем формы: консультации и мастер-классы со специалистами (тема например психолога, чаепития, личные сообщения в социальных сетях, экспресс-консультации, переносные письменные консультации (выдаются домой, информационный экран и прочее. Основной тон общения – тактичность, лояльность, создание уверенности в том, что проблемы родителей разделяются, решение задач развития ребенка – в приоритете.
4. Внимание к людям и консультативное принятие решений – ещё один значимый компонент в нашем подходе. Наша модель предполагает постоянную обратную связь, которую мы проводим как в форме индивидуальных ситуативных бесед, так и в форме регулярного анкетирования и оценки обмена мнениями родителей. Напомним, что реализация такой обратной связи – это одна из задач работы с родителями по ФГОС. Постоянная обратная связь информативна, дает родителям уверенность в том, что их мнение будет услышано. Мы регулярно используем быстрые анкеты закрытого и открытого типа, направленные не только на выявление отношения к отдельным сторонам жизни ребенка, но и на выявление отношений родителей к каким- либо событиям. Например, анкета «Домашние праздники», «Игрушки наших детей», «Что читаем и что смотрим» - это анкеты, призванные собрать интересную информацию о семьях группы, анкеты «Питание в детском саду»…. – это тип информации, который может повлиять на управление учреждением и педагогический процесс. Результаты интересных анкет мы вывешиваем в группе. Например:
1. Сколько времени (в мин) в день ребенок проводит с отцом: от15мин до 30мин – 40%, от 30 до 1 часа – 25%, остальные – уделяют время на выходных
2. В какие игры ребенок играет с отцом: игра- возня – 100%, развивающие (конструкторы, кубики, пирамидки» - 90%, с машинками/куклами – 40%, подвижные – 60%, пальчиковые – 10%,)
3. Как отец называет ребенка (чаще всего) : по имени, укороченным ласковым именем?%, ласковым прозвищем (зайка, киска?%
Постоянное положительное информирование о жизни ДОУ, группы, взаимное информирование родителей. Это необходимо для убеждения родителей в профессиональности и компетентности педагогов. Мы вывешиваем в группе информацию о тех курсах и вебинарах, которые посетили, размещаем информацию о материалах и статьях, которые опубликовали наши педагоги, все дипломы и грамоты, информацию о статьях, которые показались нам как педагогам интересными и о которых мы готовы поговорить с родителями. Группа постоянно полна приглашениями посетить театры и выставки, принять участие в конкурсах, познакомиться с интересным родительским порталом в Интернете и т. д. Уже с ноября вводится практика семейных газет и мини-выставок детей, где родители могут «презентовать» свою семью.
Т. о., в рамках сегодняшнего нашего выступления мы хотели показать опыт нашей работы по направлению, продемонстрировать модель и теоретические основы, на которых можно выстраивать работу с родителями и оценивать её эффективность.