Воспитание самоуважения и уверенности в себе у дошкольников.

Светлана Яковлева
Воспитание самоуважения и уверенности в себе у дошкольников.

Самоуважение и уверенность в себе играют важную роль в формировании личности ребенка. Они влияют на его активность в достижении любых целей. Уверенный в себе ребенок ориентирован на приложение существенных усилий для получения высоких результатов. Если же у него низкое самоуважение, то он интуитивно ориенирован на уменьшение своих усилий и избегает активной деятельности, потому что опасается возможной неудачи. Так, уверенные в себе дети могут уделять подготовке домашних заданий много времени, и делают это легко и естественно, без напряжения и страданий. Неуверенные в себе дети полагают, что все равно получат низкую оценку. И из-за этого даже не пытаются прикладывать усилия:"Зачем это делать, если все равно не получится", - вот что думают они. Вследствие этих размышлений сбывается так называемое самореализующееся пророчество.

Уверенные в себе дети ставят цели на верхней границе своих возможностей, которые требуют больших усилий, но вместе с тем доступны. Они хотят все делать хорошо. Неуверенные в себе дети обычно мечтают о недостижимых целях, либо не стремятся к успеху. Нередко такие дети выполняют задания лишь бы выполнить. и Это приводит к сложному противоречию: с одной стороны, сумел выполнить намеченное, и его самоуважение растет, с другой - это результат, которым трудно гордиться, поэтому самоуважение падает. Такое несоответствие является источником негативных перживаний ребенка.

Самоуважение и уверенность влияют на эмоциональный фон любой деятельности ребенка, давая ей положительную или негативную окраску. Уверенный в себе ребенок принимается за выполнение заданий в радостном, приподнятом настроении, с интересом, потому что верит в себя. Он легко контактирует со взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие хотят общаться с ним. Неуверенные в себе дети боятся, что не смогут выполнить задание хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии тревоги и беспокойства. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками.

Для воспитания самоуважения и уверенности в себе важны обратные связи окружающих ребенка людей - это их мнения, отношения, оценки, взгляды, жесты, движения, слова, интонации. Используя их ребенок строит свое самоуважение. Если эти связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокого самоуважения, если негативны - низкого. Из всех окружающих дошкольника людей особое значение для формирования самоуважения имеют родители, особенно мать.

Обратные связи должны быть конкретными, искренними и правдивыми. Искренняя, правдивая похвала побуждает ребенка к анализу своей деятельности, показывает ему, что мы видим и ценим его успехи. Вместе с тем такие оценки готовят ребенка к правильному восприятию отрицательных оценок, которые должны стимулировать ребенка к совершенствованию своих умений. Взрослые должны обращать внимание на удачи ребенка не прямо, а косвенно, например, "А что тебе самому нравится в твоей работе?" или "Ты уже научился аккуратно мыть руки?"

Формируя уверенную в себе личность, следует помнить, что любое качество хорошо в определенной степени его развития. Его несоблюдение чревато появлением у ребенка завышенного самомнения, некртичности к себе. В этом случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков, и не считает нужным работать над самосовершенствованием Он считает, что всегда и во всем должен быть первым, что физически не возможно. Это противоречие злит ребенка и причиняет ему страдание.

Ребенок долже воспитываться в системе "Я и другие люди", т. е. уважать не только себя, но и своих сверстников, взрослых. Несоблюдение этого может привести к тому, что вырастет заносчивый зазнайка, который не сможет контактировать с окружающими.

Воспитание самоуважения и уверенности в себе осуществляется в процессе ежедневного общения с ребенком, в присутствии образца поведения у старших членов семьи, окружающих людей.

В подготовке консультации использованы материалы журналов

"Воспитатель ДОУ", 2012 г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду и дома» Рисование нетрадиционными способами-это увлекательная и завораживающая деятельность для детей, которая удивляет восхищает. Важную роль играет.

Мастер-класс для воспитателей: «Нетрадиционная техника рисования с использованием целлофанового пакета».Мастер-класс для воспитателей: «Нетрадиционная техника рисования с использованием целлофанового пакета». Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Фразеология
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитание самоуважения и уверенности в себе у дошкольников.
Опубликовано: 13 мая 2013 в 17:12
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви. С чем сравнить ее? Может быть, с песней, Что поют на заре соловьи? Доброты материнской...