Воспитание у детей духовно-нравственных ценностей и безопасного поведения как один из аспектов противодействия терроризму

Ольга Хмыз
Воспитание у детей духовно-нравственных ценностей и безопасного поведения как один из аспектов противодействия терроризму

В современном мире, к сожалению, приходится часто наблюдать, как обесцениваются многие понятия, о которых раньше говорили и писали с особым трепетом. Наиболее отчётливо это прослеживается на примере духовно- нравственных ценностей. Общеизвестно, что духовно- нравственные ценности - высшие ценности человека, главной категорией которых является категория добра (блага, которая охватывает совокупность действий, принципов, норм правильного поведения. Отсутствие сказанного привело к многочисленным проблемам детства и семьи: нарушены процессы формирования у детей духовно- нравственной сферы; наблюдается духовно- нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения чёткие представления о пороке и добродетели, ответственности перед семьёй, обществом, нацией и государством. Нарушение процессов формирования духовно- нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, гражданская пассивность, криминал. Но особую угрозу семье и детству в последнее время представляет такое явление, как терроризм.

Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. Объектами нападения могут стать дети, женщины, старики, больницы, школы, роддома, жилые дома, детские дошкольные учреждения. Таким образом, задача нашего общества и всех нас заключается в умении противостоять терроризму, обезопасить себя и своих детей.

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Важно помнить, что с терроризмом следует не только и не столько бороться, сколько предупреждать его возникновение. Мы должны помнить, что любой человек, независимо от занимаемого положения, может вдруг оказаться причастным к трагедии.

Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошкольников. Мы не в силах скрыть от своих детей то, что происходит на другом полушарии (теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке). Или то, что случилось в нашей столице (захват заложников в концертном зале в октябре 2002 г., а захват детей в Бесланской школе - что может быть страшнее? Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом? Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Понятие безопасности в дошкольном образовательном учреждении ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

В МДОУ «Детский сад № 15» вопросам безопасности воспитанников уделяется особое внимание. С этой целью установлена кнопка тревожной сигнализации, безопасностью образовательного учреждения занимается вневедомственная охрана. Камера круглосуточного видео наблюдения препятствует проникновению подозрительных лиц на территорию детского сада. Обследование МДОУ сотрудниками правоохранительных органов, пожарными и специалистами городского управления по делам ГО и ЧС на предмет антитеррористической защищённости проводятся регулярно. Особое внимание уделяется технической укреплённости дверей, окон, чердачных и подвальных помещений, исправности средств пожаротушения, освещённости территории.

В воспитательном процессе детского сада стало традицией проведение недель безопасности, в течение которых педагоги отрабатывают совместные действия при эвакуации, напоминают детям о правилах поведения дома и в общественных местах, проводятся беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры по данной тематике. Воспитанники совершают целевые прогулки в места повышенной опасности, обыгрывают ситуации «Как вести себя, если…», оформляются выставки рисунков, пособий для изучения правил антитеррористической безопасности.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигает взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. С родителями предусмотрено проведение родительских собраний, консультаций, семинаров, открытых просмотров, вечеров обсуждений, анкетирование. В качестве раздаточного материала предусмотрены памятки и советы для родителей, оформлены стенды и папки-передвижки в родительских уголках. Родители участвуют в подборке дидактического и теоретического материала по противодействию терроризму. Проводятся беседы с сотрудниками гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

В результате этой работы у детей развивается осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее. Педагоги ориентируются на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей безопасного и здорового образа жизни. У родителей формируется осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа. В каждой семье разработали план действий в чрезвычайных обстоятельствах.

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.

В детском саду № 15 вопросам духовно- нравственного воспитания уделяется особое внимание, а формы работы разнообразны и интересны.

Это:

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности.

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

В детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в стенах дошкольного учреждения, должно развиваться и идти через вовлечение наших детей в творческую деятельность широкого диапазона, вводящую в мир духовной культуры человечества, формирование выбора между нравственной ленью и трудностями духовного роста, поисками себя и нравственности в себе, заботой о других и благе общества. И тогда, бесспорно, такое опасное и несовместимое с жизнью явление, как терроризм, навсегда уйдёт из нашего общества.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-hmyz_rtvsc.ppt | 3016,5 Кб | Скачан: 123
 
Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного, компетентного.

Исследовательско-познавательный проект: «А мы к звездам полетим» В истории России много позитивных, героических событий, которыми можно и нужно гордиться. Дети дошкольного возраста способны воспринимать.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Воспитание у детей духовно-нравственных ценностей и безопасного поведения как один из аспектов противодействия терроризму
Опубликовано: 26 января 2014 в 20:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки»
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки» Цель: Учить создавать овечку, аккуратно наклеивая комочки из салфеток на готовый силуэт...