Воспитание у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью

Анна Попова
Воспитание у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью

В ребенке с малых лет нужно воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей ценностного отношения к здоровью. В каждой возрастной группе эта задача решается в соответствии с Программой воспитания и образования в детском саду. Причем большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей дошкольных образовательных учреждений с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает едва ли не первостепенное значение.

Самые маленькие дети овладевают простейшими навыками заботы о своем здоровье – мыть руки, чтобы не заболеть «болезнями грязных рук». Постарше дети – овладевают более сложными навыками: одеваются в соответствии с погодой, чтобы не простудиться.

Усвоение того или иного навыка ребенком требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам его жизни. Таким образом, методика соответствующей работы воспитателя определяется программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Использование в работе разнообразных форм, методов, особенно игровых приемов, значительно повышает качество. Однако именно их выбор представляет трудность для воспитателей, так как необходимо ориентироваться на личность ребенка, учитывать его возможности, интересы.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье.

Под навыками, укрепляющими здоровье детей, следует понимать совокупность здоровьесберегающих навыков и полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении и различных видах деятельности.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков происходит не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых.

Переход навыка в привычку достигается его систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, малыш нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

У детей складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка, постепенно происходит переход к контролю за своим внешним видом.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе – все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Для успешного формирования «навыков здоровья» необходимы следующие условия:

1. Соблюдение детьми и взрослыми режима дня, который обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочнение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

2. Обеспечение чистоты среды. Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами предусматривает поддержание чистоты и порядка в помещении, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых.

3. Организация привлекательной (над каждым полотенцем картинка) и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования ит. д.).

4. Многократное упражнение детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения.

5. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.

6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований (воспитателей, родителей). Должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

В ходе формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью можно использовать такие методы, как:

- дидактическая игра;

- беседа;

- чтение художественной литературы, фольклора;

- подражательное упражнение;

- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

- демонстрация (рассматривание) картин, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств.

В процессе работы, особенно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, возможно применение наглядных приемов обучения навыкам – показ, пример взрослых, пример самих детей. (Например, «Посмотрите, дети, - говорит воспитатель, - Игорь не играл с вами, а тоже убирает, помогает остальным детям».)

Показ сопровождается пояснениями. («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик».)

Используя словесные приемы, не старайтесь злоупотребить поощрением. Порицание важно делать в косвенной форме, не называя имен детей.

Одним из ведущих, является прием повторения действий («Посмотрите, как чисто и сухо вытерты руки», создание игровых ситуаций («Научим Петрушку мыть руки»).

С детьми старшего возраста проводят беседы («Как стать красивым», «Моя комната», «Моя одежда», чтение художественных произведений (стихов, рассказов В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово», рассматривание предметов, картин (серия «Воспитание культуры поведения»).

В процессе работы будут полезны указания, педагогическая оценка (например, «Я не напоминала Кате, как нужно сесть, а она села правильно. Молодец!»).

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников используют игры-инсценировки. При этом берут в основу литературные сюжеты таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе».

В возрасте 5-7 лет у детей воспитывают привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; продолжают учить самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей. У дошкольников продолжают совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Детей учат быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно убирать постель, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, формируют привычку бережно относиться к личным вещам. На данном возрастном этапе воспитатель закрепляет у старших дошкольников умение тактично говорить товарищу о непорядке в его одежде, обуви, желание помогать устранять этот недостаток; формирует такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

Публикации по теме:

Организация коррекционной работы с дошкольниками. Здоровьесберегающий проект: «Берагите осанку!», 6–7 лет. Направление проекта: формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика нарушений осанки через корригирующие.

Развивающие игры по изобразительной деятельностиРазвивающие игры по изобразительной деятельности «ЦВЕТНОЙ ДОЖДИК» ЦЕЛЬ: Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при проведении НОД по.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Воспитание у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью
Опубликовано: 13 февраля 2013 в 19:54
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...
Дружественный батл между пехотинцами и моряками!
В пятницу в нашей группе проходил спортивный досуг совместный с родителями, посвященный Дню Защитника Отечества! Явка была 100% Праздник получился на...