Лучший педагог года

Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях

Наталья Собцева
Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях

Доклад: «Воспитание в национальных традициях гостеприимства детей старшего дошкольного возраста»

Собцева Наталья Васильевна, МБДОУ Детский сад "Солнышко"

с. Тёплый Ключ

Народ в наиболее чистом виде

всегда представляют дети.

Когда национальное умирает в детях,

то это означает начало смерти нации.

Г. Н. Волков

Актуальность:

Публикация «Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях» размещена в разделах

"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Наверное, самый благодарный путь — возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство — то время, когда возможно, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное подлинное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой, с национальными традициями. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, то есть – активное участие родителей в работе детского сада.

В связи с этим проблема возрождения забытых национальных ценностей детьми дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Цель исследования: разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях гостеприимства детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ Детский сад «Солнышко»

Задачи:

1. Создать педагогические условия в детском саду для воспитания в национальных традициях гостеприимства детей старшего дошкольного возраста;

2. Разработать систему использования национальных традиций гостеприимства в воспитании детей старшего дошкольного возраста;

3. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры.

Согласно ФГОС ДО, сегодня важно использовать традиции народа, призванные подготовить детей к реальной жизни, заложить нравственную основу отношений с окружающими. Уверена, что использование народных традиций в современной практике обучения и воспитания является настоятельной необходимостью. Приобщение детей к этим традициям и возрождение их в новом образовательном пространстве дают возможность решить задачу воспитания человека культуры через свое национальное, близкое к детскому пониманию и усвоению. Особенно ценны национальные традиции гостеприимства.

Прием гостя у любого народа безошибочно распознается как типичная этикетная ситуация. В традиционной культуре разных народов он в высокой степени ритуализирован, соотнесен с мифологическими представлениями, играет существенную роль в социальной и экономической жизни.

Гостеприимство – нравственная категория. Это средство к установлению и сохранению мира, средство общения. Очень важны навыки гостеприимства в жизни ребенка. Их воспитание – важнейшее звено формирования этикетного поведения. Работа педагогов ДОУ по воспитанию у детей этикетного поведения основана на том, что в дошкольном детстве практические умения и контакты со сверстниками выполняют более важную, чем у взрослых, роль. В общении формируются навыки культуры поведения, необходимые для самостоятельной жизни среди людей в обществе. Владение ребенком навыками гостеприимства способствует положительным взаимоотношениям дошкольника с другими людьми.

Для решения этих сложных разноплановых задач мною разработана программа использования национальных традиций гостеприимства в воспитании детей старшего дошкольного возраста. В основу её положена концепция толерантности А. Г. Асмолова, которая подчеркивает, что для всех людей общим является не только биологическое сходство, а единые общечеловеческие ценности. В этой работе мною задействованы средства этнокультурного воспитания дошкольников :

- всестороннее развитие ребенка во всех видах трудовой деятельности в условиях психологической атмосферы добра и взаимопонимания;

- гармонизация отношений в сферах «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый», «детский сад – семья», «семья – ребенок – детский сад») с целью постижения детьми умения жить в этнокультурной среде;

- концентрация внимания детей на культуре народного труда в процессе их знакомства с фольклором и искусством русского народа;

- взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программы;

- организация ролевых игр для осознания ребенком себя как частицы своей семьи и своего народа.

Проведенные формы работы на основе использования национальных традиций гостеприимства проводились при обязательном сотрудничестве педагога, детей и их родителей. В данном направлении в целях использования национальных традиций гостеприимства нами были использованы разные формы совместной работы с родителями:

В результате работы детского сада в этом направлении сложилась система мероприятий по расширению поля позитивного общения взрослых и детей, а именно: открытые мероприятия с участием родителей воспитанников : "От традиции русского народа к традициям в детском саду", "В меду да в масле и лапоть съешь", "Как рубашка в поле выросла" и т. д. ; совместные праздники : "Как у наших у ворот", "Кузьминки", "Осенины" и др. ; экскурсии; игровые семейные конкурсы; выставка рецептов «О вкусах не спорят»; частушечный конкурс "Эх, Семеновна!" ; фольклорная игровая программа «Поговорка – цветок, пословица – ягодка» (пословицы и поговорки разных народов о гостеприимстве);

Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы: "Что такое родословное дерево", "Мои мама, папа", "Отдыхаем всей семьей", "Мои бабушка и дедушка, какие они"; игры "Найди сходство", "Найди различие", "Чей я ребенок, угадай", "Найди пару", которые помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка.

Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогами, что имеет большое значение при подготовке к обучению ребенка в школе.

Для того чтобы работа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях гостеприимства, мною задействуется большой спектр мероприятий и разных видов деятельности:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа;

2) вовлечение дошкольников в театрализованную деятельность по сценариям, в основе которых - русские народные сказки;

3) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов этикетного взаимодействия;

4) русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Почта», «Весна-веснушка», «Сокол и лебёдушка» и многие другие;

5) проведение русских народных праздников, например, таких как - «Масленица», «Пасха», «Рождество» в соответствии с народным календарем;

6) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

7) знакомство с бытом и историко-культурным наследием русского народа;

8) знакомство с былинным эпосом русского народа и мн. др.

В данной работе родители – полноправные партнёры детского сада. Ведь в семейно-родственных отношениях лучше сохранены культурные традиции народа, как проявления в семье заботы, любви, уважения друг к другу. Именно родители могут обучить практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях, путем ознакомления дошкольников с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций на основе устного народного творчества. Поэтому совместно с ними мы обучаем детей традициям гостеприимства, правилам культурного поведения, воспитываем у них нравственные качества личности, навыки самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях с помощью мудрости народной педагогики.

По итогам реализации программы мы зафиксировали динамику знаний и представлений детей о народной культуре уровень (методика Г. А. Урунтаевой) (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Знания и представления детей о народной культуре

В результате проведенной работы у детей произошли качественные изменения в показателях этнокультурного самосознания, выявленных по методике В. С. Мухиной: мы выясняли, насколько осознаются дошкольниками мотивы их желаний и предпочтений, которые в данном случае являются проявлением их самосознания (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Уровень этнокультурного самосознания детей

Таким образом, когда говорят о культуре гостеприимства детей старшего дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, группы детского сада, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Это привычки и навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму, с культурой игры, поведения, общения и деятельности; с культурой речи, речевого этикета (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

Использованная литература

1. Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в общении детей. - М. : Ось-89, 2010.

2. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. – 2007. - № 9. - С. 6-8.

3. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре : методическое пособие / Н. Апполонова. – Москва,1991.

4. Архарова, Л. И. Воспитание на народных традициях : методическое пособие / Л. И. Архарова. – Москва, 2001.

5. Бутанаев В. Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - СПб. : Питер, 2010.

6. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре: методическое пособие / Г. Н. Гришина. – Москва, 2005.

7. Давыдова, О. И. Этнопедагогический подход в работе детских садов: методическое пособие / О. И. Давыдова. – Москва, 2003.

8. Давыдова, О. И. Этнопедагогическая подготовка педагога: методическое пособие / О. И. Давыдова. – Магнитогорск, 2007.

9. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции : методическое пособие /

Л. Евстратова. – Москва, 2006.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования и построен на основных принципах.

Конспект группового родительского собрания «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие познавательных интересов и познавательных способностей, формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. «Знание только тогда знание, когда оно обретено.

Проект «Развитие социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста на традициях Тамбовщины» Слайд 1 В рамках творческого проекта нами ведется работа по теме «Развитие социально – личностных качеств у детей дошкольного возраста.

Проектная деятельность «Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста» Шумакова Нелли Александровна МАДОУ №4 Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста. Слайд 1 Современная педагогика.

Военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. В существовании общества происходят массовые перемены. В этот момент одной из главных задач является работа с подрастающим поколением по.

Воспитание культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста Воспитание культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Большакова Вера Владимировна. г. Иркутск МБДОУ Д/с 144. Конечная.

Воспитание осознанно-правильного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления их с природой «Воспитание осознанно – правильного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление их с природой» Выступление нацелено.

Воспитание осознанного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Тема экологического воспитания детей актуальна, так как в настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности в сюжетно-ролевых играх .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях
Опубликовано: 29 июля 2017 в 07:44
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД