МААМ-картинки

Воспитание в ребёнке самостоятельности, решительности и ответственности.

Дудина Наталья Борисовна
Воспитание в ребёнке самостоятельности, решительности и ответственности.

Воспитание в ребёнке самостоятельности, решительности и ответственности.

Особое место в процессе формирования самостоятельности отводится дошкольному и младшему школьному возрасту.

Именно самостоятельность, а не какое-то иное качество человека определяет его самоценность и самодостаточность, а это залог успеха в любой деятельности.

Публикация «Воспитание в ребёнке самостоятельности, решительности и ответственности,» размещена в разделах

Большое значение в процессе формирования самостоятельности имеют индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Так, неуверенность в своих силах сдерживает ее, а смелость, решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело.

Самостоятельность — качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Самостоятельно — значит, «захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Суть данного понятия дети улавливают довольно точно. Однако большинство современных детей привыкли жить и действовать по указке взрослых. И до такой степени подавлено это качество у иных малышей, что даже для выполнения простейших действий по самообслуживанию требуются инструкция и разрешение взрослых. Сперва это умиляет, но потом вызывает раздражение. А в школе несамостоятельный ребенок — сущее бедствие.

Развитие самостоятельности включает три этапа :

1. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых.

2. Самостоятельно выполняют отдельные этапы (части) работы.

3. Выполняют всю работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.

Лучше всего самостоятельность у детей формируется не под руководством взрослого, а под влиянием сверстников и старших товарищей. Наблюдая, как они действуют, ребенок не только быстрее схватывает суть происходящего, но укрепляется в главном — понимании того, что и он сможет так же.

На развитие самостоятельности решающее влияние оказывают ситуации, в которых дети должны действовать - ситуации вынужденной самостоятельности.

Игра занимает особое место в жизни детей. В играх они сами ставят цель, находят средства, распределяю роли, следят за их выполнением, соблюдением правил. В них быстро раскрываются лидеры. Именно в игре дети вступают в такие отношения, которые в реальной жизни бывают им недоступны: взаимного контроля, взаимной помощи. Поэтому игровой опыт составляет реальную основу для формирования самостоятельности.

Развитию этого качества также способствует возможность выбора. Если ребенок в состоянии по своему усмотрению что-то регулировать, варьировать, то он уже не может не принимать самостоятельных решений. Позвольте ему выбирать, что-то изменять хотя бы в некоторых ситуациях. Пусть он занимается тем, что ему интересно, предлагает свои варианты оформление группы, комнаты, расположения игрушек, книг. Каждому ребенку нужны постоянные упражнения в выборе: попробовал себя в одном деле, перешел к другому, решил, как будет действовать — один или с товарищами, самостоятельно или с помощью взрослого.

Растущему человеку нужно выработать в себе такое качество, как решительность. Вместо подсказок, а тем более вместо того, чтобы все делать за ребенка, почаще говорите ему: «Тебе решать» .И не беда, если он допустит ошибки: пусть испытает сполна их последствия. Это позволит ему многому научиться, и прежде всего тому, что его решения не всегда приводят к благоприятным результатам.

И еще: учите ребенка проигрывать. Человек не может быть победителем всегда и во всем. Поражения случаются — и это нормально, это жизнь. По поводу неудач надо не сокрушаться, а проанализировать результат и извлечь из него уроки.

Учить можно по-разному.

Предлагаем вам одну из возможных схем, разработанную А. Бикеевой.

Шаг первый. Объясните ребенку, что значит жить с принятым решением. Главное, детям следует внушить, что после принятия решения придется с ним какое-то время жить: недолго, долго, всегда. Можно привести примеры из собственной жизни, поразмыслить о том или ином принятом решении: «Несколько лет назад мы решили переехать в квартиру побольше, пусть и на окраине города. Теперь мы продолжаем жить с этим выполненным решением».

Шаг второй. Учите ребенка пониманию, что каждое принятое решение имеет последствия. Часто случается так, что у одного решения последствия бывают и положительные, и отрицательные. Приводя примеры из собственной жизни, оценивайте принятые вами когда-то решения с разных сторон. Делайте это вместе с ребенком и не бойтесь быть самокритичными. Негативные последствия того или другого решения нелегко исправить. Дети не могут сами предвосхищать последствий собственных действий, они живут здесь и сейчас. Обсудите вместе с ребенком возможные варианты: «Если поступишь так, то результатом будет вот что.». Спросите, какое решение хотел бы он принять. Как он представляет себе последствие принятого решения? Такие вопросы вполне доступны 6—7-летним детям.

Шаг третий. Объясните ребенку, кто в ответе за принятое решение. Он должен понять, что ответственность лежит на том, кто это решение принимает. «Если решение принимаешь ты — то ты и отвечаешь».

Шаг четвертый. Обсудите вместе с ребенком те решения, которые он принял сегодня. Собственные решения вы можете проанализировать тоже.

Шаг пятый. Генеральная репетиция будущих решений. Заранее обдумайте те решения, которые ребенку придется принимать в ближайшее время. Обсудите их возможные последствия. Однако нельзя предлагать 6—7-летнему ребенку думать о том, например, как он будет учиться в школе, если до сих пор он не научился самостоятельно одеваться. А со временем оцените, оказалось ли верным то или иное решение.

Шаг шестой. Постоянно тренируйтесь принимать решения. Ребенок не может тренировать себя сам. Это дело родителей — создавать ситуации, в которых дети должны действовать самостоятельно. Пока мы будем все решать за наших детей и, соответственно, брать ответственность на

себя, они так и останутся социально незрелыми, независимо от биологического возраста.

Шаг седьмой. Постоянно давайте ребенку выбор в малом, но не в большом. Дети еще не готовы принимать судьбоносные решения, а постоянно предоставляемый им выбор в малом тренирует их умение выбирать вообще. Скажем, ребенку нельзя позволять решать, в какой школе он хотел бы учиться. Вполне годится обсуждение этого вопроса вместе родителями, но принимать в конце концов такое ответственное решение должны только они. Не очень хороши и слишком общие вопросы типа: «Как ты хочешь провести это лето?» Да он и сам не знает, как именно. Это взрослые должны ему предложить что-то интересное и полезное на выбор. Самым разумным было бы предоставление ребенку права выбора в малом, но постоянно. Это будет отличным тренингом на самостоятельное принятие растущим человеком и серьезных решений.

Совместный со взрослым анализ деятельности, а затем и самоанализ будут способствовать постепенному осознанию того, что получение желаемого результата зависит и от него самого. Это и составляет основу ответственности сначала за результат собственной деятельности, а впоследствии и за собственную жизнь и жизнь окружающих.

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет, он уже знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только действия, но и внутренние переживания, открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть самопознания. Поэтому есть возможность сформировать у него чувство ответственности. Этот процесс включает в себя поэтапную работу в различных видах деятельности: игровой, учебно-познавательной и др.

Первый этап. Формирование у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности. На данном этапе дети выполняют прямые указания. Взрослый знакомит их с нравственными нормами и правилами поведения на материале художественной литературы, иллюстраций, наблюдений, игр. Игры с правилами дают возможность решать самые разные задачи, направленные на развитие:

— способности познавать себя и других

— эмоциональной осведомленности

— невербальных средств общения

— вербальных средств общения

— умения вести разговор в различных ситуациях

Что касается чтения художественной литературы, то это могут быть стихи, сказки, рассказы разных авторов, указанных в программе воспитания в детском

саду. Учитывая психологические особенности старших дошкольников и перечень рекомендуемой литературы, можно предложить послушать литературное произведение, а затем разыграть ситуации.

Не менее эффективны для формирования ответственности у ребёнка - беседы. С детьми можно разговаривать на темы «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему?», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму?», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым?». На примере героев у детей закрепляются — в сравнении с качествами отрицательных персонажей (жестокость, злость, трусость, лень) — представления о доброте, скромности, смелости, самостоятельности, умении прийти на помощь. Иными словами, о таких качествах, которые составляют интегративную характеристику ответственности.

Формировать ответственность и самостоятельность также можно с помощью бесед на близкие и понятные детям темы («Семья», «Профессия» и др.). Анализируя отношение членов семьи друг к другу.

Второй этап. Становление практических навыков проявления ответственного поведения. Основные направления работы на данном этапе:

— проблемные ситуации с последующим анализом, который должен произвести ребенок;

— комплекс занятий;

— комплекс сюжетно-дидактических игр;

— методы педагогического стимулирования.

Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Поэтому именно проблемные ситуации — эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников. Их специально может создавать взрослый в раз-личных видах деятельности — игровой, трудовой и учебной.

Например, вы с ребенком стали свидетелями неблаговидного поступка других детей. Спросите у него: «Правильно ли они поступили? Как надо было посту-пить? А ты бы смог поступить правильно в такой ситуации?» Ответ скорее всего будет : «Да». Не сомневайтесь в искренности намерений своего ребенка, а похвалите его и выразите надежду, что он так же поведет себя в действительности.

Помните, что воспитание ребенка — процесс длительный. Возможен возврат к ранее выработанным, неправильным формам поведения, как с его стороны, так и с вашей. Поэтому надо набраться терпения, настойчивости, решительности в достижении желаемых целей и взаимопонимания с ребенком.

Публикации по теме:

Презентация «Кружок по ОБЖ «Островок безопасности» Главная задача программы кружка "Островок безопасности" - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое.

Трудовое воспитание ребенка в семье и в детском саду с презентацией Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно- волевых качеств: самостоятельности, организованности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание в ребёнке самостоятельности, решительности и ответственности.
Опубликовано: 7 мая 2013 в 00:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД