Учимся любить природу

Наталья Герасимова
Учимся любить природу

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Поэтому я считаю необходимо прививать экологические знания, начиная с дошкольного возраста.

И действительно природа многогранна. Она оставляет в душе каждого ребенка глубокий след, воздействует на его душу своей яркостью и многообразием.

Экологическое воспитание – чрезвычайно актуальная проблема. Размышляя о природе, под влиянием взрослого ребенок обогащает свои знания и опыт, у него формируется правильное отношение к живому, он учится созидать, а не разрушать.

Главная цель моей работы - формирование у детей дошкольного возраста экологически значимых знаний о природе и их систематизация, воспитание человека нового типа, с новым экологическим сознанием, способного видеть последствия своего воздействия на природу, умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Она реализуется путем решения следующих задач:

- Формирование у детей знаний о сезонных изменениях в природе и их связи с различными экосистемами;

- Расширение знаний о животных; приспособленности строения и поведения, животных от среды обитания.

- Знакомство с разнообразием растительного мира;

Моя цель повышает интерес к природе. Помогает вложить в ум и сердце каждого ребенка, драгоценные капли знаний о прекрасном природном окружении.

Ни для кого не секрет, что в последнее время здоровье дошкольников ухудшается, поэтому в свою работу включила не только задачи экологического воспитания, но и задачи развития двигательной активности. Познавательный интерес, вызванный в процессе двигательной деятельности, заставляет детей искать новые средства и способы утоления своей жажды знаний. Формирует их творческую активность.

Каковы же пути реализации моей работы? Это работа с педагогами, работа с родителями и работа с детьми.

Мне вспоминается высказывание Тагора: «Человек, как дитя и понять его просто, сила жизни его, сила вечного роста». Работа с педагогами начинается с самообразования. Обогатившись знаниями при изучении программ, технологий, идей передовых педагогов прошлого и настоящего невозможно остаться закостенелым человеком. Нужно держать равнение на педагога будущего – умного, спокойного, умеющего строить личностно-ориентированную модель общения.

Воспитать в детях правильное отношение к природе нельзя без привлечения семьи. Поэтому в своей работе опираюсь на помощь родителей, где они являются непосредственными помощниками и активными участниками. Использую разнообразные формы работы с семьей:

- информация в родительских уголках и папках – передвижках; - занятия в семейных клубах; консультации;

- семинары – практикумы;

- деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми о природе, с разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, с решением педагогических кроссвордов;

- «дни открытых дверей» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий, и т. д. ;

- совместные праздники, досуги и др.

Для того, что бы привить детям любовь к природе, одного ознакомления недостаточно. Нужна кропотливая повседневная работа с участием родителей. Знания, полученные детьми в детском саду, должны закрепляться дома, в семье.

Божович отмечала так называемый механизм самодвижения. Процесс саморазвития проходит в благоприятной обстановке. Под влиянием педагога теоретически и практически подкованного, и тогда взаимообогащающий процесс становится ярким и легким, а это так необходимо для общения двоих взрослого и подрастающего человека.

Процесс воспитания экологической культуры проходит через: специально организованную, совместную и самостоятельную деятельность.

Разработанная мной технология «Игровая экология» помогает мне знакомить детей:

Со способами общения с природой.

Формировать умение наблюдать окружающий мир природы и вещей

Устанавливать элементарные связи.

Воспитывать потребность в созидании и творчестве.

За 2 года работы кружка «Игровая экология» не только дети научились правильно и осознанно относится к природе, но и я смогла повысить свой уровень экологической культуры.

Для создания интереса к изучению природы и ее явлений была организована лаборатория, в группе имеется большое количество разнообразных колб, пробирок, щеточек, мерных стаканчиков, стеклышек, а также и приборы собственного изготовления, такие как емкость для измерения выпавших осадков, приборы для фильтрации воды и т. д.

Знакомлю детей с природой последовательно, усложняя требования от занятия к занятию и от группы к группе. Постоянно ставлю перед детьми новые задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности, мышления, умение применить знания на практике.

Знакомя детей с природой, использую все доступные формы и методы работы. Это - беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео и диафильмов, дидактические игры.

В процессе обучения большое место занимают беседы, чтобы не наскучить детям постоянными указаниями о необходимости соблюдения правил поведения в природе стараюсь строить беседу на разборке конкретной ситуации. Подвожу детей к мысли о том, что природа наш дом, что человек не царь природы, а только ее часть.

Свою работу по изучению экологии я связывала со всеми разделами программы «Развитие» на занятиях по математике, развитию представлений о мире и о себе, познавательному чтению, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкальных занятиях, в повседневной жизни детей.

Стараюсь знакомить детей с природой постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент.

На участке мы устроили «Птичью столовую», на территории детского сада имеется теплица для экспериментальной и трудовой деятельности.

Дети – эта наша суть. Буднично живущая в состоянии обнаженной доверчивости и надежды. Надежды на взрослых. И это накладывает на меня великую обязанность – работать на благо нашего времени, во имя будущего в котором будут жить наши дети.

Учимся любить природу
Публикации по теме:

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Изучаем цвета
  • Деревья и листья
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Учимся любить природу
Опубликовано: 16 сентября 2013 в 21:19
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...