Папки-передвижки

Воспитание эмпатии в детях

Евгения Стародумова
Воспитание эмпатии в детях

В течении многих лет, я работаю с семьями, в которых растёт и воспитывается ребёнок инвалид. Пока ребёнок маленький и получает обучение на дому, и общение в кругу семьи, он чувствует себя защищено. Но придёт время, и ребёнок войдёт в мир социальных отношений, где может столкнуться с непониманием других детей, насмешками и обидами. И родители с трепетом ждут и уже переживают этот момент, как, встретит их общество? Как встретят дети, у которых нет отклонений в развитии, и которые привыкли видеть вокруг себя и общаться с обычными детьми?

Публикация «Воспитание эмпатии в детях» размещена в разделах

Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является национально – нравственное воспитание детей. Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

И в простонаречии на тему эмпатии существует немало известных нам высказываний в и поговорок, это например такие как «сытый голодного не уразумеет», или «не судите, да не судимы будете» и одно из них «Золотое правило - относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».Везде здесь проскальзывает тема эмпатии.

Давайте немного поговорим, что же такое «эмпатия»?

Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим - и обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности.

К сожалению, не только у детей, но и у некоторых взрослых, это качество не всегда развито, либо маскируется под каким - нибудь другим качеством. Ведь эмпатия, требует душевных затрат, это душевный труд, понять другого, и поэтому часто, люди вместо того, чтобы понять, идут по более лёгкому пути, ведь легче осудить человека, ведь при осуждении, за его же страдания, проблемы, чем понять его, тем более в нашем, современном мире, насыщенном событиями.

А сейчас поговорим об особых детях, детях с ограниченными возможностями здоровья.

Особые дети. Что мы понимаем под этим, сочетанием слов? Для многих это словосочетание лишь повод, чтобы отмахнуться, стыдливо отвести глаза или того хуже, бросить презрительный взгляд в сторону. Особые дети, не такие как все. Это выражение, конечно же, не так режет слух, как, например, дети инвалиды, калеки. Мы изменили название, только вот отношение свое, как ни печально, изменить забыли. Мы готовы называть их другими словами, готовы часами говорить о милосердии в обществе, но, часто бывает так, что многие предпочитают просто не видеть их, потому что видеть страдания другого, это тяжело. И видеть боль в глазах родителей, это тоже не легко. И ведь души, таких детей, ничем не отличаются от наших. Хотя нет, они все же отличаются. Они другие. Они растут и развиваются, как и все дети, но вместе с этим они сильно отличаются от обычных детей. Они мудрее. Безразличие и озлобленность общества дает им дополнительные силы, силы для борьбы, делает их добрее. Должен же ведь кто-то быть добрее в нашем мире? Они десять раз подумают, прежде чем посмотреть косо и презрительно, ведь каждый из них на собственном опыте знает, как, ранит такой взгляд. Им нужно не просто вырасти, им нужно выжить, и не только в смысле физическом, но и в моральном плане выжить и не сломаться, а это, гораздо труднее. Тут не поможет ни искусный хирург, ни чудесные лекарства. Но даже капелька человеческого внимания, да даже не внимания, а просто принятие такого маленького человечка таким, какой он есть, сделает его гораздо сильнее, придаст уверенности в своих силах, а значит, даст новые возможности для борьбы. Ведь за все в этом мире приходится бороться, а этим деткам приходится вести двойную борьбу: борьбу со своим недугом, борьбу с равнодушием общества. Им приходится каждый день доказывать, окружающим и самим себе, что они достойны места в этом мире. Поверьте - это нелегко, ведь даже нам, взрослым здоровым людям порой это не под силу. Кто из нас знает, каково ходить на протезе, стирающим ноги в кровь, и при этом мило улыбаться? Кто знает, как трудно жить в вечной темноте и никогда не видеть солнца? Каково это быть прикованным к инвалидному креслу или ничего не слышать? Кто из нас испытал все это и не сломался? Не стал озлобленным? А они улыбаются. Они верят в доброту окружающих их людей.

На занятиях с такими детками мы, педагоги, работаем, прежде, всего с их эмоциональной сферой, самооценкой, мы делаем поделки своими руками, даже пусть это будут аппликации из мятой бумажки, потому что ничего больше ребёнок не может сделать, из-за тяжёлого диагноза, но ребёнок сам мял эту бумажку, а потом приклеил её вместе с педагогом, и превратил в чудесный цветок и видит результат, слышит похвалу.

Так как же воспитать в наших с вами детях, из обычных групп, которые привыкли видеть в своём окружении таких же детей с нормальным развитием, понимание к другим, не похожим на них, людям. Сохранить человеческое в наших детях, было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада. Основная масса детей в коллективе способна к сочувствию, но два, три ребёнка может быть лишены этого.

Хочу привести пример из жизни : Катя, страдающая тяжёлой формой эпилепсии, училась в общеобразовательной школе, в обычном классе, интеллектуальное развитие у неё было в норме, но у девочки, часто случались приступы, и часто во время урока, почти все дети относились с сочувствием, но в классе были две девочки, которые во время таких приступов, не только не проявляли эмпатии, а, напротив, смеялись, указывая на неё пальцем.

Как же воспитать в детях понимание к другим людям?

Когда вы знакомите ребёнка с окружающим, читаете ему, рассказываете ему что-нибудь, старайтесь подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Вот видишь — мальчик собачку ударил. Это плохо, так делать нельзя», «Смотри, вот дядя бабушку через улицу переводит. Какой молодец! Надо всем помогать».

Любовь и привязанность к близким уже в начале раннего детства могут принимать действенный характер: малыш жалеет маму, которая обожгла палец; он не играет в шумные игры, когда кто-то спит. Разумеется, это не получается само собой. Главное условие — малыш должен видеть проявления сочувствия членов семьи друг к другу, и старшие его самого должны наталкивать на такое поведение. Также, если ребёнок будет видеть в группе, проявление сочувствия, он будет более терпимее и добрее к другому. Старайтесь при каждом удобном случае напоминать детям о необходимости считаться с другими. Когда вы знакомите детей с окружающим, читаете им, рассказываете ему что-нибудь, старайтесь подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Вот видите — мальчик собачку ударил. Это плохо, так делать нельзя», «Смотрите, вот мальчик бабушку через улицу переводит. Какой молодец! Надо всем помогать» и т. д.

Я в своей практике, провожу со старшими детьми «Уроки доброты». На картинке мальчик в инвалидной коляске, и по выражению его лица, по глазам, можно догадаться, что чувствует этот мальчик. Здесь видно и равнодушие детей, ребёнок на таких занятиях, может примерить на себя, чувства этого мальчика. «побыть на его месте» почувствовать его душевное состояние, когда хочется соскочить, побежать, но не можешь этого сделать, и приходится быть только, незамеченным другими, наблюдателем. или же ребёнок может побыть в роли этих равнодушных детей. Также, работая по следующей картинке, про животных, мы воспитываем в детях эмпатию к животным.

И, конечно же, подбирая материал для проведения занятия, на тему эмпатии, нужно брать ситуации где нет сильной жестокости.

Также в групповых занятиях, в старших группах можно проводить игры, например такие, как:

Игра «Окажи внимание другому»

Цель: формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания.

Ход игры: Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я.» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я.»)

У совсем маленьких детей эмпатия отсутствует, но присутствует эгоцентризм – сосредоточенность на собственном «я» : – вся вселенная для меня одного. А эмпатия выработается позже, на основании опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: тебе хочется и другому это же хочется, тебе больно и другому больно, тебе холодно и другому холодно, все мы хотим быть счастливыми, всем нам надо пить, есть, спать. Однако, думают люди и относятся к одному и тому же по разному. И всех надо понимать, а ещё лучше, «читать как открытую книгу».

Некоторые дети легко перевоплощаются: я – лошадка, я – паровоз, я – мама. Это тоже эмпатия. Такое умение, заложенное в детстве, поможет понять другого человека.

Прочитайте психологически насыщенные сказки и рассказы, обсудите характеры героев их поступки и мотивы поступков. Дайте высказаться всем, предложите детям подвести итоги, согласуйте общее мнение.

Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе рассказали цветы на клумбе и те же цветы на столе в вазе?

Что думал Колобок, когда сидел на носу у Лисицы? Он боялся или просто ничего не понимал? А когда он оказался у лисы в животе, что он чувствовал?

Попросите детей составить рассказ от имени зайца или слона в зоопарке, а потом на воле. Карася в аквариуме и в пруду.

Покажите детям замысловатую фигуру и спросите детей, что это такое? Обратите внимание детей на тот факт, что ответы у всех будут разные. Значит, и люди разные, но их всех надо понимать, чтобы жить с ними дружно. Или попросите детей представить себе собачку, или другое животное, и попросить рассказать, кто, какое животное представил, вопросы будут разные, и на этом акцентировать внимание, что у всех разное, потому что мы разные.

Я бы ещё хотела рекомендовать литературу по развитию эмпатии.

Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008

. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; под. ред. Виноградовой А. М, 2008г.

Также, мне нравятся книги Татьяны Шишовой и Ирины Медведевой «Застенчивый невидимка», «У страха глаза велики», на тему эмоционального состояния ребёнка, там приводятся конкретные игры, про застенчивого мальчика, и про зайчишку трусишку.

Ещё, немножечко, я бы хотела вам рассказать о своей работе, что же требуется от педагога, занимающегося на дому с ребёнком инвалидом. Это, эмпатия, и душевная выдержка, индивидуальный подход, а также требуется хорошее физическое здоровье, поскольку непосредственно общаешься с ослабленными детьми у них дома, и родители следят, за нами, чтобы не было ни кашля, ни насморка, не все доверяют одноразовым или марлевым повязкам и родители просят, чтобы к ним приходили без всяких симптомов заболевания.

Но я считаю, свою работу достаточно интересной, творческой, активной, и в которой в основном, идёт обмен положительной энергетикой с людьми.

Ну, что же, считаю, что сегодняшнюю нашу встречу можно повести к концу. Я желаю вам творческих успехов в работе, и добрых, понимающих воспитанников!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Презентация Фильма о наших талантливых детях». Фото выпускного утренника «Наше кино»«Презентация Фильма о наших талантливых детях». Фото выпускного утренника «Наше кино» Сценарий выпускного утренника «НАШЕ КИНО» Москва, Гимназия 1591, корпус 8, ДО 1693 Воспитатель: Тиняева Ольга Петровна «Презентация Фильма.

Как реализовать мечту о послушных детях Еще совсем недавно ласковый и послушный ребенок вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым – практически неуправляемым. «Я ему слово,.

Консультация «Как воспитать в детях желание заботится о природе!» Как воспитать в детях желание заботится о природе! В век современных технологий утрачивается культура поведения в природе, причем и у детей,.

Конспект родительского собрания «Давайте сеять добро в наших детях» Родительское собрание на тему: «Давайте сеять добро в наших детях». 1. Цель: обогащение знаний родителей по воспитанию в ребенке таких качеств,.

Консультация для педагогов. Воспитание основ безопасного поведения. Правовое воспитание дошкольников. Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа.

Консультация для родителей «Воспитание не наука, воспитание — это состояние души» Консультация для родителей «Воспитание не наука, воспитание это состояние души» Человек родился! Новый человек… Каким он будет? Никто не.

Консультация «Родителям о детях» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 «Жемчужинка» г. Балаково Саратовской области (МАДОУ Детский.

Проектная задача по литературе «Рассказы В. Драгунского» о детях Проектная задача по литературе «Рассказы В. Драгунского» о детях. Название проектной задачи «Рассказы В. Драгунского» о детях Предмет.

Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?» Родительское собрание «Нужно ли воспиты-вать в детях до-школьного возраста патриотизм?» Воспитатель: Геращенко Н. Ю. апрель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание эмпатии в детях
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 10:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД