«Жизнь людей на Севере». Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы

Татьяна Чернышева
«Жизнь людей на Севере». Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы

Тема: «Жизнь людей на Севере»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская; музыкально – художественная.

Программное содержание:

• Познакомить детей с историей и культурой родного края;

• Формировать у детей старшего дошкольного возраста знания о родном крае.

• дать представление о растительном и животном мире Югры;

• развивать эстетический вкус, творческую активность;

• воспитывать интерес к родному краю и искусству народов Севера, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу о людях нашего края; высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражать положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) при прослушивании музыкального произведения…; интересуется изобразительной детской деятельностью.

Предварительная работа: рассматривание открыток, иллюстраций, книг о народах севера; беседа о родном крае; рассматривание выставки «Культура коренных народов Севера».

Материал: открытки, иллюстрации с изображением природы Крайнего Севера, оленей, местных жителей; гуашь, альбомные листы; музыкальные диски.

Словарная работа: чукчи, чум, мох, тундра, орнамент, пурга, Ханты, Манси.

Содержание образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

- Наша страна – самая большая страна в мире. Чтобы пересечь ее из конца в конец, надо летать на самолете целый день, а на поезде ехать несколько дней! А мы с вами живем на Крайнем Севере. (Воспитатель показывает на глобусе, где находится наш Край).

На севере снега, мороз, суровая природа.

На небе хороводы звезд, а солнца нет полгода. Н. Забина

У нас на Севере очень холодно. Мы с вами тоже живем в этом северном краю.

2. Беседа – рассказ о жителях Крайнего Севера.

- А как называется наш город? (дети отвечают). Правильно Сургут. Север – это царство льдов и снегов. Долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и не всегда теплое. Коренными жителями нашего края являются Ханты и Манси. Но люди их еще называют чукчи. Посмотрите на этих мужественных людей (воспитатель показывает детям фотографии или иллюстрации). Они живут в очень суровых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на, какую-то другую. Потому что Крайний Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут Ханты и Манси в чумах, они сделаны из шкур оленя. Такие дома хорошо защищены от ветра и холода, легко собираются и разбираются. Чукчам это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие – оленеводство. Чукчи разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, они переезжают на новое место.

- Давайте посмотрим, как называется дом жителей Севера? (чум) (воспитатель показывает открытки)

Олень – главное домашнее животное у чукчей. Он дает им все необходимое для жизни: теплый мех, мясо, жир. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают перевозить людям тяжелые грузы. Посмотрите, какой красивый олень! (показывает иллюстрацию).

Послушайте стихотворение «Северная дорожка».

В снежном вихре мчат олени, по холмистой тундре мчат,

Не бегут мои олени, а по воздуху летят!

Высоко несут и гордо красоту рогов своих.

Словно борода, под мордой шерсть разветрена у них.

Я люблю езду такую, только править поспевай.

И поет душа, ликуя: «Здравствуй, тундра, милый край»

- Когда в тундре наступает короткое лето, чукчи занимаются рыболовством, охотой. Летом вся природа оживает, у животных появляется потомство. Посмотрите на картинки, какие животные и птицы Крайнего Севера вам знакомы? (ответы детей: заяц, морж, тюлень, куропатка). Жители крайнего севера очень почитали сильного жителя тайги – медведя. Из животных у хантов и манси наибольшим почитанием пользовался медведь, который занял значительное место в их мифологических представлений, верованиях, обрядах и изобразительным искусством. Самым ярким проявлением культа были медвежьи праздники или медвежьими игрищами. Этот праздник наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней.

3. Физкультурная минутка.

- Давайте движениями изобразим медведя

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мной, братишка

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись

- А эти животные вряд ли вам знакомы. Их можно увидеть только на севере, они нигде больше не водятся. Это полярная сова, лемминг – маленький зверек, похожий на мышь, песец – зверек с очень ценным красивым мехом.

- Как вы думаете, почему этим животным не холодно зимой? Потому что их защищает от мороза толстый слой жира или теплый мех.

Растительный мир тундры беден, но все же есть здесь даже цветы: снежный лютик, полярный мак, разноцветные камнеломки (показывает иллюстрации). А еще в тундре растут грибы, ягоды, лишайники, карликовые деревья, больше похожие на кустики, например карликовая береза.

- А еще, жители Крайнего Севера сами шью себе одежду, она из шкур оленей, и расшита в ручную национальным орнаментом, украшенная бисером.

- отгадайте загадку:

Что за чудо – чудеса: Кто зажёг огонь чудесный

Загорелись небеса! Золотой костер небесный?

Ой, горит - пылает пламя Никого за тучей нет.

Над сверкающими льдами! Это с неба льется свет. (северное сияние)

4. Рисование жизни людей на Крайнем Севере.

- Расскажите, в каких жилищах живут Ханты и Манси. (чум)

- Кто живет рядом с человеком на севере? (олени)

- Под музыкальное сопровождение: «Северный олень»: - ребята давайте нарисуем на листах голубого цвета, жителей тундры, и животных которые их окружают.

Воспитатель подводит итог и задает вопросы детям:

• Расскажите в каком, краю мы с вами живем?

• Как называется наш город?

• Как называется коренное население Крайнего Севера?

• Как называется их жилье?

• Что особенного в природе Крайнего Севера?

• Чем занимаются чукчи зимой и летом?

• Каких животных Крайнего Севера вы знаете? Какие растения?

• Из чего шьют себе одежду чукчи?

5. Рефлексия.

- Давайте рассмотрим рисунки и выберем наиболее выразительные.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Фрукты и ягоды
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Жизнь людей на Севере». Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 17:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет об участии в соревнованиях по спортивной акробатике на Кубок Деда Мороза
С 8 по 10 декабря 2017 года в Калининграде прошло открытое первенство г. Калининграда по спортивной акробатике. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет об...
Зимняя сказка о снеговичках (придуманная и рассказанная детьми) фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Мы с ребятами, как и все сейчас, готовимся к новогодним...
Фотоотчет о Дне памяти жертв ДТП
Фотоотчет мероприятия, посвященного Дню памяти жертв ДТП «Путешествие в город Правил дорожного движения» В ноябре в нашем детском саду для детей старших...
Фотоотчет о занятии по рисованию в средней группе «Веселый клоун»
«Клоун» Клоун, клоун, что ты можешь? Я могу скакать как лошадь, Я могу летать как птичка, Я могу снести яичко Я могу на бегу переобуть ботинки И...
Мастер-класс для детей и родителей «Мудрые совы»
«Мамы разные нужны, мамы мудрые важны ». Авторы: Ильина Анна Ивановна, Соколянская Наталья Александровна, воспитатели второй младшей группы № 8 МАДОУ ЦРР...