Воспитательная рабочая программа по трудовому воспитанию 4 класс на 2013–2014 учебный год

надежда пермякова
Воспитательная рабочая программа по трудовому воспитанию 4 класс на 2013–2014 учебный год

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

4 класс

на 2013-2014 учебный год

Составитель: Пермякова Н. Н.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы по трудовому воспитанию для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией воспитателей А. В. Шевченко, О. В. Астапенко, С. Д. Борисовой с. Ле-уши, 2009г.

Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей, базой для раз-вития творческих способностей ребёнка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подго-товке учащихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеклассные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практиче-ской общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.

Правильное отношение к труду, у умственно отсталого ребёнка, можно воспитать лишь систематически организуя его собственную деятельность. Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооцени-вать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положи-тельных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, акку-ратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслужива-ния вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, кото-рые в дальнейшем прочно закрепляются.

Основные цели данной программы:

Привитие навыков самообслуживания;

Формирование навыков трудовой деятельности

Эффективная организация работы предусматривает решение следующих задач:

Формирование навыков и умений:

-ухода за одеждой и обувью;

-проведения сухой и влажной уборки помещения.

Воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, бережное

отношение к общественному имуществу.

Дети должны знать:

правила и последовательность проведение сухой и влажной уборки;

правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;

правила ухода за одеждой, обувью;

правила сушки одежды, обуви;

правила хранения одежды и обуви.

Дети должны уметь:

производить влажную и сухую уборку помещений;

чистить мягкую мебель, книжные полки, столы, батарей;

стирать и гладить различные предметы одежды;

производить мелкий ремонт одежды;

ухаживать за различными видами обуви.

Методическое обеспечение программы

Программа по трудовому воспитанию основана на следующих принципах:

Принцип индивидуализации и дифференциации. Данный принцип состоит в использовании различных методов педагогического воздействия сцелью достиже-ния оптимальных результатов.

Принцип коррекционной направленности: направлен на исправлениенедо-статков психофизического развития умственно отсталых детей.

Принцип доступности предполагает построение занятий на уровнереальных возможностей и способностей.

Принцип воспитывающей направленности осуществляется с помощью раз-личных видов деятельности; общения и отношений, которые складываются входе заня-тий.

Содержание программы

Объём программы 34 часа.

Для каждого воспитательного занятия определены цели и имеются реко-мендации по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.

Формы проведения могут быть разнообразными и зависеть от контингента, детей их психофизического развития, поэтому чёткого определения, не требуется.

Программа должна стать удобной в использовании и направить в правиль-ное «русло» воспитательный процесс.

Теоретический материал занятий по своему содержанию связан с практиче-ской деятельностью детей, что создаёт оптимальную умственную и физическую нагрузку.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей.

Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся неболь-шими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая еже-дневный материал для повторения.

При организации трудового воспитания используются следующие принципы:

- индивидуализация воспитательной работы (учёт особенностей учащихся, воспи-танников);

- активность учащихся, воспитанников (взаимодействие с окружающим миром);

- целостность педагогического процесса;

- структурированность деятельности;

- практическая направленность;

- коммуникативная направленность;

- доступность предлагаемых требований и видов деятельности;

- социальная мотивация деятельности.

При последовательном личностном развитии ребёнка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Для реализации основных целей и задач трудового воспитания воспитанников применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD, компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, просмотр и т. п.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.

МЕТОДЫ РАБОТЫ

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обуче-ние, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе коллектив-ной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чув-ства. способствует овладению различными способами управления собственным поведе-нием.

На занятиях по трудовому воспитанию используются следующие методы (словес-ные, наглядные, практические):

1. Методы, повышающие познавательную активность:

• элементарный анализ;

• группировка и классификация;

• ответы на вопросы;

• сравнение по контрасту и подобию, сходству;

• тестирование.

2. Методы, вызывающие эмоциональную активность:

• игры.

3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:

• беседы.

4. Методы коррекции и уточнения детских представлений:

• повторение;

• наблюдение;

• беседы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Краткое содержание темы. Обязательный минимум ЗУН.

Что такое труд? Труд людей осенью. Что растет в огороде? Трудовой час: уборка урожая, сбор семян. Мой дом. Как убирать дом? Трудовой час: уборка спальной ком-наты.

Различать понятия «труд» и «самообслуживающий труд». Знать сезонные особенности сель-скохозяйственного труда людей. Знать культурные растения, которые произрастают на огороде. Знать назначение жилых комнат. Называть правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.

Предметы мебели, их назначение. Виды и средства для ухода за мебелью. Правила ухода за мебелью. Трудовой час: чистка мягкой мебели. Помощники в доме. Правила и средства ухода для бытовых электропри-боров. Трудовой час: чистка электрочайни-ка и электрической плиты. Иметь представление о функциональном назначении предметов мебели. Иметь представление о видах и средствах для ухода за мебелью. Уметь ухаживать за мебелью с помощью воспитателя. С помощью воспитателя обращаться с бытовыми электроприборами. С помощью воспитателя называть правила и средства для ухода за бытовыми приборами. Чистить под контролем воспи-тателя электрочайник и электрическую плиту.

Экскурсия в магазин одежды. Одежда; виды ухода за одеждой. Уход за одеждой: ручная стирка. Трудовой час: стирка различных предметов одежды. Уход за одеждой: глаж-ка. Мелкий ремонт одежды. Трудовой час: подготовить школьную одежду на следую-щую учебную неделю. Обувь: виды обуви. Уход за обувью. Уход за обувью. Трудовой час. Уметь различать виды одежды по сезонам. Называть правила ухода за различными предметами одежды: стирка, глажка, мелкий ремонт. Под контролем воспитателя проводить ручную стирку. Называть некоторые моющими средствами, предназначенными для ручной стирки. Под контро-лем воспитателя производить глажку предметов одежды (рубашка, брюки). Знать правила без-опасности при работе с утюгом. С помощью воспитателя выполнять мелкий ремонт одежды: пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву, пришивать заплатку. Знать ви-ды и назначение обуви. Под контролем воспитателя выполнять правила по уходу за обувью. Называть средства ухода за различными видами обуви.

Сервировка стола. Накрываем стол к обеду. Весна на участке. Трудовой час. Озеленение пришкольного участка. Уметь под контролем воспитателя правильно сервировать стол и правильно пользоваться столо-выми приборами. Уметь работать с сельскохозяйственными инструментами на пришкольном участке под руководством воспитателя. Уметь выполнять коллективную работу под руковод-ством воспитателя. С помощью воспитателя высаживать рассаду рассады на пришкольном участке.

Публикации по теме:

План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.

Тематическое недельное планирование на 2013–2014 учебный год. Разновозрастная группа выравнивания (5–7 лет) Месяц Неделя ТемаСентябрь 02.09 – 07.09.2013 Приятные встречи после летнего отдыха. День знаний. 09.09 – 13.09.2013 Мой детский сад.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Этикет
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Воспитательная рабочая программа по трудовому воспитанию 4 класс на 2013–2014 учебный год
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 09:41
+63Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...
Фотоотчет «Красота осени»
Вот и прошло почти два месяца осени. Меняется природа, а с ней и погода за окном. Увядает земля, но у меня еще цветут бархатцы, бессмертники. А какие...