Воспитательная рабочая программа по трудовому воспитанию 4 класс на 2013–2014 учебный год

надежда пермякова
Воспитательная рабочая программа по трудовому воспитанию 4 класс на 2013–2014 учебный год

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

4 класс

на 2013-2014 учебный год

Составитель: Пермякова Н. Н.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы по трудовому воспитанию для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией воспитателей А. В. Шевченко, О. В. Астапенко, С. Д. Борисовой с. Ле-уши, 2009г.

Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей, базой для раз-вития творческих способностей ребёнка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подго-товке учащихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеклассные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практиче-ской общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.

Правильное отношение к труду, у умственно отсталого ребёнка, можно воспитать лишь систематически организуя его собственную деятельность. Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооцени-вать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положи-тельных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, акку-ратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслужива-ния вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, кото-рые в дальнейшем прочно закрепляются.

Основные цели данной программы:

Привитие навыков самообслуживания;

Формирование навыков трудовой деятельности

Эффективная организация работы предусматривает решение следующих задач:

Формирование навыков и умений:

-ухода за одеждой и обувью;

-проведения сухой и влажной уборки помещения.

Воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, бережное

отношение к общественному имуществу.

Дети должны знать:

правила и последовательность проведение сухой и влажной уборки;

правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;

правила ухода за одеждой, обувью;

правила сушки одежды, обуви;

правила хранения одежды и обуви.

Дети должны уметь:

производить влажную и сухую уборку помещений;

чистить мягкую мебель, книжные полки, столы, батарей;

стирать и гладить различные предметы одежды;

производить мелкий ремонт одежды;

ухаживать за различными видами обуви.

Методическое обеспечение программы

Программа по трудовому воспитанию основана на следующих принципах:

Принцип индивидуализации и дифференциации. Данный принцип состоит в использовании различных методов педагогического воздействия сцелью достиже-ния оптимальных результатов.

Принцип коррекционной направленности: направлен на исправлениенедо-статков психофизического развития умственно отсталых детей.

Принцип доступности предполагает построение занятий на уровнереальных возможностей и способностей.

Принцип воспитывающей направленности осуществляется с помощью раз-личных видов деятельности; общения и отношений, которые складываются входе заня-тий.

Содержание программы

Объём программы 34 часа.

Для каждого воспитательного занятия определены цели и имеются реко-мендации по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.

Формы проведения могут быть разнообразными и зависеть от контингента, детей их психофизического развития, поэтому чёткого определения, не требуется.

Программа должна стать удобной в использовании и направить в правиль-ное «русло» воспитательный процесс.

Теоретический материал занятий по своему содержанию связан с практиче-ской деятельностью детей, что создаёт оптимальную умственную и физическую нагрузку.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей.

Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся неболь-шими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая еже-дневный материал для повторения.

При организации трудового воспитания используются следующие принципы:

- индивидуализация воспитательной работы (учёт особенностей учащихся, воспи-танников);

- активность учащихся, воспитанников (взаимодействие с окружающим миром);

- целостность педагогического процесса;

- структурированность деятельности;

- практическая направленность;

- коммуникативная направленность;

- доступность предлагаемых требований и видов деятельности;

- социальная мотивация деятельности.

При последовательном личностном развитии ребёнка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Для реализации основных целей и задач трудового воспитания воспитанников применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD, компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, просмотр и т. п.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.

МЕТОДЫ РАБОТЫ

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обуче-ние, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе коллектив-ной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чув-ства. способствует овладению различными способами управления собственным поведе-нием.

На занятиях по трудовому воспитанию используются следующие методы (словес-ные, наглядные, практические):

1. Методы, повышающие познавательную активность:

• элементарный анализ;

• группировка и классификация;

• ответы на вопросы;

• сравнение по контрасту и подобию, сходству;

• тестирование.

2. Методы, вызывающие эмоциональную активность:

• игры.

3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:

• беседы.

4. Методы коррекции и уточнения детских представлений:

• повторение;

• наблюдение;

• беседы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Краткое содержание темы. Обязательный минимум ЗУН.

Что такое труд? Труд людей осенью. Что растет в огороде? Трудовой час: уборка урожая, сбор семян. Мой дом. Как убирать дом? Трудовой час: уборка спальной ком-наты.

Различать понятия «труд» и «самообслуживающий труд». Знать сезонные особенности сель-скохозяйственного труда людей. Знать культурные растения, которые произрастают на огороде. Знать назначение жилых комнат. Называть правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.

Предметы мебели, их назначение. Виды и средства для ухода за мебелью. Правила ухода за мебелью. Трудовой час: чистка мягкой мебели. Помощники в доме. Правила и средства ухода для бытовых электропри-боров. Трудовой час: чистка электрочайни-ка и электрической плиты. Иметь представление о функциональном назначении предметов мебели. Иметь представление о видах и средствах для ухода за мебелью. Уметь ухаживать за мебелью с помощью воспитателя. С помощью воспитателя обращаться с бытовыми электроприборами. С помощью воспитателя называть правила и средства для ухода за бытовыми приборами. Чистить под контролем воспи-тателя электрочайник и электрическую плиту.

Экскурсия в магазин одежды. Одежда; виды ухода за одеждой. Уход за одеждой: ручная стирка. Трудовой час: стирка различных предметов одежды. Уход за одеждой: глаж-ка. Мелкий ремонт одежды. Трудовой час: подготовить школьную одежду на следую-щую учебную неделю. Обувь: виды обуви. Уход за обувью. Уход за обувью. Трудовой час. Уметь различать виды одежды по сезонам. Называть правила ухода за различными предметами одежды: стирка, глажка, мелкий ремонт. Под контролем воспитателя проводить ручную стирку. Называть некоторые моющими средствами, предназначенными для ручной стирки. Под контро-лем воспитателя производить глажку предметов одежды (рубашка, брюки). Знать правила без-опасности при работе с утюгом. С помощью воспитателя выполнять мелкий ремонт одежды: пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву, пришивать заплатку. Знать ви-ды и назначение обуви. Под контролем воспитателя выполнять правила по уходу за обувью. Называть средства ухода за различными видами обуви.

Сервировка стола. Накрываем стол к обеду. Весна на участке. Трудовой час. Озеленение пришкольного участка. Уметь под контролем воспитателя правильно сервировать стол и правильно пользоваться столо-выми приборами. Уметь работать с сельскохозяйственными инструментами на пришкольном участке под руководством воспитателя. Уметь выполнять коллективную работу под руковод-ством воспитателя. С помощью воспитателя высаживать рассаду рассады на пришкольном участке.

Публикации по теме:

План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.

Тематическое недельное планирование на 2013–2014 учебный год. Разновозрастная группа выравнивания (5–7 лет) Месяц Неделя ТемаСентябрь 02.09 – 07.09.2013 Приятные встречи после летнего отдыха. День знаний. 09.09 – 13.09.2013 Мой детский сад.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Этикет
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Воспитательная рабочая программа по трудовому воспитанию 4 класс на 2013–2014 учебный год
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 09:41
+56
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...