Воспитательное значение народных игр

Гузалия
Воспитательное значение народных игр

Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство традиции и обычаи.

Очень большое воспитательное значение имеют народные игры. Ещё в девятнадцатом веке Е. А. Покровский, врач-гигиенист, педагог и этнограф, составил сборник «Детские игры, преимущественно русские» (1887, в котором, прежде всего, раскрывается психологическое воздействие игр на развитие восприятия,памяти, воображения ребенка, его находчивости, остроумия, догадливости, смелости, мужестве, желание, обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.

К. Д. Ушинский советовал обратить внимание на народные игры, рекомендовал педагогам «разработать этот богатый источник, организовать их». Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжеты близки их воображению. Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович и Ф. Лесгафт много внесли в дальнейшую разработку проблемы использования народных игр в работе с детьми. Они подчеркивали их главное достоинство - самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии.

Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых народных игр, наполняет их новым содержанием отражающим современную жизнь. Игра обогащается, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их основа остается неизменной. По содержанию все народные игры классически лаконичны,выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток («Маляр и краски» татарская («Любишь-не любишь» русская( «Тилирам» чувашская);соревновательного задора («Перехватчики» русская («Луна и солнце?» чувашская); движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами («Золотые ворота» русская, («Водяной» удмуртская); заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками («Яков, где ты?» русская, («Рыбки» чувашская).

Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Татарская борьба», «Скачки на конях» татарские). Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне непосредственно выражает свои мысли и чувства-симпатию и дружеское отношение к людям разных национальностей («Тимербай» татарская, «Горелки» русская). Представления детей о родине особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и обогащаются, творчески обогащаются, творчески перерабатываются и затем становятся основой их поведения и убеждений («Скачки на конях» татарская, «Каравай» русская).

Подвижные народные игры требуют от участников быстроты: быстро убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуки, зрительные тактильные сигналы( «Расходитесь» чувашская, «Жмурки» русская, «Скок-перескок» татарская).Постоянно изменяющаяся обстановка в игре требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости( «Умей быть ловким» чувашская).Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу («Цепи кованы» русская, «Тилирам» чувашская).Игры с частым повторением напряженных действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии развивают выносливость организма («Море волнуется» русская).Игры, связанные с частыми изменениями направления движений, способствуют воспитанию гибкости тела.

Велико значение народной игры в нравственном воспитании ребенка. Подвижные игры носят коллективный характер связи, с чем приучают детей в деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга, в семье способствует установлению интимно-чувственных взаимоотношений между родителями и детьми.

Большое воспитательное значение имеют игры с элементами соревнования,а именно с метанием предметов на дальность( «Сбей городок» русская, «Кто дальше бросит?» татарская, «Летучая мышь» чувашская) ,игры с перетягиванием( «Татарская борьба», игры с бегом («Расходитесь» чувашская, «Скачи на конях» татарская).Они просты и доступны детям дошкольного возраста, приучают их к анализу своих движений, сравнению с действиями других детей. Эти игры воспитывают в детях честность, дисциплинированность, учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях.

Среди народных игр выделяются хороводные игры. Они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. В хороводах передается веселье, душа предков («Луж-лужочек» русская)

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учреждения Сейчас, в период нестабильности в обществе одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Проект «Бабушкины куклы» Проект «Бабушкины куклы» Выполнили: Милавкина Татьяна Викторовна воспитатель подготовительной к школе группы, дети подготовительной группы,.

Библиотека изображений:
  • Домашние птицы
  • Новый год
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Воспитательное значение народных игр
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 19:27
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Композиция «Березовый сон». Аппликация с элементами нетрадиционного рисования....
Есть ли в мире наиболее волшебная и удивительная пора года, чем зима? Укрывает она белым одеялом землю, которая терпеливо ждала такой мягкой шубы. А, как...
«Крещенские посиделки». Беседа и мастер-класс с родителями и детьми. Фотоотчёт
Наиболее торжественным и, пожалуй, самым ярким из всех годовых праздников на Руси были зимние Святки. Святки ждали и любили все, особенно молодёжь:...
Наши зимние прогулки. Фотоотчет
Наши зимние прогулки. Фотоотчет Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Все дети очень любят зиму, ведь зима — это свежий морозный...
«Снегири». Нетрадиционная аппликация с элементами рисования. Средняя группа. Фотоотчёт
"Снежок" Н. Некрасов. Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня посмотри! -...
Мастер-класс «Украшение на улице — Новогодний олень»
Мастер - класс «Украшение на улице – Новогодний олень» Красота спасет мир! Действительно, украшая свою жизнь вокруг себя, мы учим детей и всех окружающих...