Лучший педагог года

Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем дошкольном возрасте

Светлана Фролова
Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем дошкольном возрасте

Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем дошкольном возрасте

Люблю я Пушкина творенье

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было, и нет!

С мальства его читаем сказки

В них жанр души, природы краски.

Добро цветет в них, злоба чахнет

В них русский дух, в них Русью пахнет.

Л. А. Коротенко.

Публикация «Воспитательное значение сказок А, С, Пушкина в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

При имени А. С. Пушкина тотчас осиняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех и далее всех раздвинул ему границы, и показал все его пространство. Пушкин – есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

С каждым десятилетием все дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт все более приближается к нам, как добрый наставник, учитель и друг – спутник всей нашей жизни, от рождения до старости. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это удивительные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя.

Сказки А. С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение. «… Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка», «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия, в высших своих достижениях, часто бывает поэзией детской», - писал К. И. Чуковский.

Трудно переоценить значение пушкинских сказок для формирующейся личности. Они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Сказка играет важную роль в духовном развитии дошкольника. В его воображении живет целый мир, неизведанный и манящий, мир сказки, знакомый с колыбели.

Сказки А. С. Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. В эти годы они очень восприимчивы к ярким картинам, динамическому сюжету, основанному на действиях, поступках героев. Для них человек проявляет себя только в делах. И к героям сказок у них складывается весьма определенное отношение: восхищают и радуют своими подвигами, острым умом одни из них, порождают ощущение ужаса и негодования – другие. Их оценки людей категоричны. Для дошкольников существуют люди хорошие и плохие, середины нет. Ребенок не понимает и не признает человека, имеющего в себе добрые качества и дурные одновременно. Его интересуют и сказочная обстановка, заставляющая живо работать воображение, располагающая к фантазированию – яркие, запоминающиеся картины, события. Несомненно, привлекает ребенка при всем этом образная, простая и сочная русская речь. И, наконец, самое главное – ребенок берет из сказки А. С. Пушкина ощущение радости жизни, светлую веру в свершении чуда, в реальность мечты. Вполне понятно, что сказки А. С. Пушкина отлично отвечают особенностям психологии детей дошкольного возраста.

Мы знаем, что существует два вида сказки – народная и литературная. Дети, получив представление о народной сказке, проникают в особенности сказки литературной, осмысляя ее сходство и различия с народными сказками. Пушкинские сказки близки к народным. Их близость в изображении героев, торжестве верности и справедливости, поэтичности изображения волшебных развитий в сказке, его стихотворная форма. Следовательно, основное, что важно осознать детям – подлинно-народные истоки поэзии, гимн добру и справедливости. Пушкинский гуманизм, которым проникнуто все творчество поэта, берет начало в истинно-народной русской поэзии. Однако воспитательное значение пушкинских произведений зависит не только от объективных возможностей самого текста, но и от искусства педагога – воспитателя.

В жизни детей дошкольного возраста большое место занимает поиск настоящего друга. Их начинают волновать взаимоотношения людей, проблемы добра и зла. Именно в этом возрасте начинает складываться характер. Поэтому так важны для детей вопросы гордости, чести, достоинства. И воспитателю необходимо воспользоваться этой возможностью и обязательно познакомить детей со сказками А. С. Пушкина и его детскими и юношескими годами. Стремясь лучше познакомить детей со сказками, мною был разработан проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».

В процессе реализации проекта, я с детьми слушала на аудиозаписях сказки А. С. Пушкина, проводила беседы по содержанию, дети составляли характеристику героев, инсценировали отрывки из сказок.

Для лучшего понимания сказок я подготовила цикл дидактических игр и кроссвордов.

Была проведена большая работа с родителями. Родители приняли участие в выставке «Рисуем всей семьей», смотре-конкурсе на лучшую поделку по сказкам А. С. Пушкина. Заключительным этапом работы стал КВН, где дети показали глубокие знания творчества и биографии А. С. Пушкина.

В своей работе, я старалась приблизить детей, насколько это возможно, к естественным условиям жизни сказки, погрузиться вместе с ними в мир чудес. Я старалась не быть навясщевой, помогала разобраться в своих мыслях, направляла их эмоции.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина» Каждый из нас еще в детстве знакомится с произведениями А. С. Пушкина. Первые произведения которыми нам читали родители, воспитатели, учителя.

Викторина «Сказка — ложь, да в ней намек…» по сказкам А. С. Пушкина (старший дошкольный возраст) Цель: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, память детей; воспитывать нравственные черты характера: доброту,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитательное значение сказок А. С. Пушкина в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 2 октября 2014 в 22:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД