Воспитываем маленьких леди и джентельменов

Ольга Викторовна Гурвич
Воспитываем маленьких леди и джентельменов

Дорогие коллеги! Наши современные дети живут в эпоху перегруженности информацией, активного внедрения компьютерных новинок, в условиях жёстких реалий жизни и вечной нехватке времени родителей для тёплого, спокойного общения с ними. Дети часто копируют стереотипы общения и поведения героев телеэкранов, не имея возможности осознания и проявления своих собственных чувств, переживаний, эмоций. Эта ситуация не позволяет нам остаться равнодушными к проблеме осознания детьми своих эмоциональных состояний и адекватному их проявлению. Тем, как происходит работа по воспитанию гармоничной, эмоционально зрелой личности ребёнка в нашей группе, мы бы и хотели с вами поделиться.

Мы единодушно считаем, что кроме обязательной, общеобразовательной и коррекционной работы педагогов, в настоящее время необходима особая, не запланированная сеткой занятий, воспитательная работа по созданию особых условий в группе, которые помогли бы ребёнку разобраться в своих чувствах, а педагогам скорректировать их, направить в позитивное русло взаимоподдержки, раскрепощения и определённой степени зрелости, а как следствие и уверенности в себе, самобытности проявления собственной индивидуальности.

Для начала, чтобы понять насколько дети способны разобраться в проявлении эмоций у себя и других, кроме наблюдения, мы проводим рисуночное тестирование, используя материал Е. Н. Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности». Рассматриваем с детьми цветы с ярко выраженными различными эмоциональными состояниями (роза – неприступная, ромашка – весёлая, мак – хвастливый, обговариваем, как называются эти состояния, и просим раскрасить цветными карандашами те цветы, которые ребёнку понравились. Индивидуально расспрашиваем: - Какой цветок нравится тебе больше других? Почему? - Какой цветок показался тебе самым несимпатичным? Почему? Это помогает выявить ценностные ориентиры ребёнка. К тому же, мы убедились из ответов детей, что они часто не понимают многие эмоции. Например, многие дети говорили, что им понравилась надменная лилия и на вопрос – Почему? – отвечали: - Лицо интересное. – Лицо непонятное. – Лицо странное. – Я сам не знаю, я такого не видел.

Определившись, какие эмоциональные состояния детьми понимаются хуже всего, проводим беседы, раскрывая содержание переживаний каждого состояния. После чего опрашиваем и записываем, как дети понимают, что такое радость, добро, злость, счастье, грусть, любовь. Вот некоторые их высказывания:

После такого небольшого познавательного экскурса в мир эмоций и чувств, в свободной обстановке (чаще на ковре, на подушках) берём у детей интервью, чтобы уточнить понятия эмоциональных состояний и научиться распознавать их в жизненных ситуациях. Например:

- Назовите неприятные для вас чувства. Приведите примеры. Назовите приятные для вас чувства. Приведите примеры.

- Когда люди смеются? Что вы чувствуете, когда люди смеются?

- Что вы делаете, когда кто-нибудь плачет? Почему?

- Люди сердятся (удивляются, радуются, обижаются, когда….

- Когда человек остаётся один, он чувствует….

-С каким человеком тебе приятно общаться?

Чтобы инициировать общение на подобные темы в семье, опрашиваем родителей, что значит для них счастье, любовь, обида и т д. Зачитываем детям, как понимают эти категории мамы, а мамам даём почитать высказывания их детей. После этого взрослые без наших специальных указаний начинают обсуждать подобные темы дома, в семье, находя, таким образом контакт с ребёнком и способствуя единению членов и развитию ребёнка т. к. беседы на тему любви, радости, счастья всегда носят интимный, проникновенный характер и очень сближает беседующих, поскольку раскрывают глубокий внутренний мир каждого.

Мы убедились, что очень важно дать правильные ориентиры детям в выборе типа поведения. Так, тот же оценочный тест выявил, например, что некоторым детям нравится хвастливость, неприступность, надменность. Для того, чтобы переориентировать детей на общительность, доброжелательность, вежливость, используем различные непубличные мероприятия. Самыми яркими, пожалуй, являются различные празднования. Так, например, чествование именинников. В День рождения с самого порога всех встречает праздничная газета с фотографией именинника. Дети своими руками готовят имениннику поделки, открытки, маленькие подарочки. Вместе с педагогами водят хоровод, разыгрывая «Каравай», потом практикуем угощение и танцы. И самое, на наш взгляд, ценное – это пожелания самому имениннику. Во время чаепития каждый ребёнок встаёт и говорит, что он желает. Поначалу, эти пожелания довольно бедны, учитывая также и специфику нашей группы (логопедическая, которая предполагает ограниченный лексический запас. Подключаются к детям и озвучивают свои пожелания воспитатели, давая на первых порах как бы речевой образец и, конечно, раскрывая и обогащая пожелания эмоциональной окраской, вызывая эмоциональный отклик у детей. Это легко достичь в условиях такого радостного события. Через некоторое время поздравительные пожелания детей обогащаются красочностью, большим разнообразием, искренностью и радушием. Все пожелания педагоги записывают и оформляют в большой открытке с логотипом нашей группы («Родничок») и именными пожеланиями детей, дарят её на память именинникам. Это вызывает большой эмоциональный отклик и у родителей именинника, т. к. им очень приятно и весело читать, что их ребёнку желают одногруппники. Мы знаем, что они хранят их долгие годы, как память о детском саде. Вот некоторые пожелания детей:

Всем известно, что важное значение имеет гендерное воспитание детей, т. к. это помогает детям осознать свою будущую роль как мужчины или женщины. Гармоничные отношения с противоположным полом, заложенные с детства, являются залогом здоровых отношений в будущем в семье. Подобное осознание сопровождается бурными, трудноконтролируемыми эмоциями либо блокированием их из-за стеснения. Естественное проявление своих чувств, вежливость, предупредитеное отношение к противоположному полу – вот то, что мы стараемся заложить уже сейчас. В дни рождения, 23 февраля, 8 марта, Масленицу, День Святого Валентина мы проводим танцы, побуждаем детей к совместным танцам. У нас в группе практикуются медленные танцы, где мальчики приглашают девочек и белые танцы, где девочки приглашают мальчиков. Детям очень нравится подражать взрослым, поэтому при создании романтической атмосферы и поддержке со стороны взрослых, дети с удовольствием принимают в этом участие. При этом дети с заниженной самооценкой быстро преодолевают барьер стеснения, а дети с завышенной самооценкой учатся быть учтивыми и галантными по отношению к своим партнёрам по танцам (иначе дети не приглашают их). Через какое-то время дети сами просят поставить медленные песни. Они проявляют первые симпатии, начинают устойчиво выбирать в партнёры по танцам одних и тех же детей, в том числе и на занятиях по музыке. Чтобы поддержать детей в проявлениях чувств симпатии и дружбы, вносим элемент игры и 14 февраля проводим церемонию вручения «валентинок». Рассказываем, что это за праздник, откуда он к нам пришёл и о традиции дарить «валентинки». Дети самостоятельно вырезают сердечки, подписываются и кладут в шкафчики в раздевалке девочке или мальчику, которым симпатизируют, индивидуально, без свидетелей. Дети могут положить несколько «валентинок», если им приятны несколько детей. Потом идут к своим шкафчикам и получают заветные открыточки с подписанными именами. «Валентинки» получают практически все дети, но в разном количестве. Если кто-то не получил «валентинку», то воспитатели беседуют с ними о том, как они считают, почему, и что надо изменить в своём поведении, чтобы дети начали проявлять к ним внимание. Чаще всего это дети с завышенным уровнем самооценки и поведением, склонным к агрессии. Общая атмосфера праздника, танцы, доброжелательность позволяют не впасть ребёнку в стресс, а осознать реальное отношение детей к себе и сделать необходимые выводы. Воспитатели же могут сориентироваться в популярности или непопулярности некоторых детей и попытаться скорректировать это.

Публикации по теме:

Полезные каникулы моей дочери. Презентации-загадки Девочки доброго времени суток. Я как и большенство из вас помимо того,что педагог ещё и мама. У меня двое детей. Дочь Дарья,ей четырнадцать.

Оформление группыОформление группы Приглашаю Вас, дорогие коллеги, в нашу группу. Хочу поделиться с вами идеями оформления своей группы. Все стенды многофункциональны и меняются.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние птицы
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитываем маленьких леди и джентельменов
Опубликовано: 15 ноября 2013 в 00:13
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...