Восстановления благополучия семьи ребенка-инвалида — важное направление деятельности социального педагога

Оксана Деркач
Восстановления благополучия семьи ребенка-инвалида — важное направление деятельности социального педагога

Семья – это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностей людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни старших и младших членов семьи, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.

Семья привычно рассматривается как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако современные семьи все чаще напоминают театр военных действий, арену ожесточенных споров. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - первая строчка романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» полностью характеризует индивидуальность каждой проблемной семьи.

Причины, вызывающие нарушение семейных отношений, разнообразны. К ним можно отнести:

• Экономические;

• Психолого-этические;

Асоциальное поведение одного или нескольких членов семьи;

• Медико-социальные причины.

Наиболее уязвимыми являются семьи:

• где злоупотребляют алкоголь, увлекаются наркотиками;

• где имеет место насилие в отношении детей, женщин, пожилых людей;

• разводящиеся семьи и разведенные бывшие супруги, проживающие на одной территории;

• где проживают граждане, вернувшиеся из пенитенциарных учреждений;

• многодетные;

• неполные;

• опекунские;

• вынужденных переселенцев;

• имеющие в своем составе инвалидов, в том числе и ребенка-инвалида;

• другие семьи, в силу разных причин оказавшиеся в кризисной социальной ситуации.

Семья – естественная среда обитания детей, первичный институт их социализации, их индивидуального развития. Для ребенка с ограниченными возможностями, контакт которого с миром сужен, роль семьи неизмеримо возрастает.

Семья ребенка-инвалида – это почти всегда «тяжелая» семья. Часто родители не умеют и не знают, как установить необходимый уровень психологического общения с больным ребенком, создать условия для его нормального развития, обучения и самореализации. Кроме того, ситуация часто усугубляется низким уровнем доходов семьи, отсутствием одного из родителей т. д. В таких семьях ребенок с ограниченными возможностями часто живет условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной (а иногда и физической) поддержки, семья не гарантирует ему защищенности. Уязвимость ребенка-инвалида в подобных ситуациях объясняется его физической, психологической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению ко взрослым. Помочь ребенку с ограниченными возможностями и воспитывающей его семье справиться с ситуацией неблагополучия и вернуться в нормальную жизнь – задача трудная, требующая терпения и долгой работы квалифицированных специалистов.

Одно из направлений работы социального педагога – работа с неблагополучными семьями. В его задачи входит:

• Установление контакта с семьей;

• Выявление проблем и трудностей в семье;

• Стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности;

• Оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественных организаций.

Основными направлениями работы с такой семьей являются:

• Раннее выявление неблагополучия в семьях;

• Осуществление коррекционной работы в интересах детей с ограниченными возможностями;

• Профилактика наркомании и алкоголизма, безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков с ограниченными возможностями;

• Пропаганда здорового образа жизни.

Работа с неблагополучными семьями, в которых растет и воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, делится на несколько этапов.

1 - Выявление неблагополучной семьи.

Осуществляется разными путями: поступает от специалистов управления социальной защиты, от других родителей и частных лиц. При необходимости педагог обращается за помощью в отдел образования, здравоохранения, инспекцию по делам несовершеннолетних, что позволяет собрать более полную информацию о ребенке-инвалиде и семье, в которой он воспитывается. В любом случае, при поступлении сигнала о неблагополучии семьи, осуществляется патронаж с целью его подтверждения или опровержения.

2 - Установление непосредственного контакта с членами семьи.

При первом посещении возникает вопрос о праве проникать во внутреннюю жизнь семьи. Специалистам приходиться выступать в двух ролях: формальной (официальной) и неофициальной (доверительный собеседник). Главной задачей в этот период является установление доверительных отношений с ребенком-инвалидом и его родственниками, проведение психодиагностики членов семьи, их социальное обследование с целью выявления семейных проблем и причин их возникновения. По итогам патронажа в социальный паспорт семьи вносится следующая информация:

• Список всех членов семьи с указанием дат рождения;

• Сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их образовательном и культурном уровне, вредных привычках;

• Описание отношений в семье между всеми членами, наличие полноценных условий воспитания, особенности микросоциального окружения;

• Описание и анализ внешней среды: жилищно-бытовые условия, экономическая, коммуникативная ситуация и пр.

3 - Определение задач и составление индивидуального комплексного плана вывода семьи из тяжелой ситуации неблагополучия, определение необходимой помощи других служб, стимулирование родителей к самопомощи.

В работе с неблагополучными семьями используются разнообразные формы, такие как:

• Создание терапевтических групп взаимопомощи для членов неблагополучных семей;

• Проведение индивидуальных консультаций специалистов;

• Проведение образовательных семинаров для членов семей по предупреждению семейного неблагополучия;

• Проведение обучающего тренинга для сотрудников реабилитационного центра «Правила работы с ребенком-инвалидом, воспитывающимся в неблагополучной семье»;

• Проведение обучающих профилактических тренингов для детей и подростков с ограниченными возможностями («Скажи наркотикам «Нет!», «Мама, папа, я – снова дружная семья», «Как не стать жертвой насилия» и т. д.);

• Выпуск информационной литературы по проблеме неблагополучия семей;

• Привлечение внимания общественности к проблеме неблагополучия семей, используя СМИ.

4 - Реализация намеченного плана реабилитации неблагополучной семьи.

Изменить ситуацию в неблагополучных семьях очень сложно. Практика работы показывает, что устойчивое кризисное состояние таких семей обусловлено сложным переплетением социально-экономических, педагогических, патологических факторов. Ситуацию усугубляет и то, что в семье воспитывается ребенок с ограниченными возможностями. Именно это обстоятельство определяет необходимость комплексного подхода к решению проблем подобных семей.

Усилия специалистов направлены главным образом на то, чтобы возродить в неблагополучной семье позитивный психологический климат и обеспечить ребенку с ограниченными возможностями комфортные условия жизнедеятельности и развития.

5 - Анализ работы и конечная оценка результатов.

Показателем эффективности работы с неблагополучной семьей на этом этапе является восстановление социального статуса (трудоустройство, профессиональное самоопределение) родителей, улучшение условий жизни, избежание лишения родительских прав.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Что такое семья для ребёнка? Семья для ребёнка-это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой.

Семья как персональная микросреда развития ребёнка Связь между родителями и детьми является наиболее прочной из всех видов связей,которые устанавливаются между людьми. Чем более сложен живой.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Восстановления благополучия семьи ребенка-инвалида — важное направление деятельности социального педагога
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 08:30
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...