Восстановления благополучия семьи ребенка-инвалида — важное направление деятельности социального педагога

Оксана Деркач
Восстановления благополучия семьи ребенка-инвалида — важное направление деятельности социального педагога

Семья – это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностей людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни старших и младших членов семьи, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.

Семья привычно рассматривается как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако современные семьи все чаще напоминают театр военных действий, арену ожесточенных споров. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - первая строчка романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» полностью характеризует индивидуальность каждой проблемной семьи.

Причины, вызывающие нарушение семейных отношений, разнообразны. К ним можно отнести:

• Экономические;

• Психолого-этические;

Асоциальное поведение одного или нескольких членов семьи;

• Медико-социальные причины.

Наиболее уязвимыми являются семьи:

• где злоупотребляют алкоголь, увлекаются наркотиками;

• где имеет место насилие в отношении детей, женщин, пожилых людей;

• разводящиеся семьи и разведенные бывшие супруги, проживающие на одной территории;

• где проживают граждане, вернувшиеся из пенитенциарных учреждений;

• многодетные;

• неполные;

• опекунские;

• вынужденных переселенцев;

• имеющие в своем составе инвалидов, в том числе и ребенка-инвалида;

• другие семьи, в силу разных причин оказавшиеся в кризисной социальной ситуации.

Семья – естественная среда обитания детей, первичный институт их социализации, их индивидуального развития. Для ребенка с ограниченными возможностями, контакт которого с миром сужен, роль семьи неизмеримо возрастает.

Семья ребенка-инвалида – это почти всегда «тяжелая» семья. Часто родители не умеют и не знают, как установить необходимый уровень психологического общения с больным ребенком, создать условия для его нормального развития, обучения и самореализации. Кроме того, ситуация часто усугубляется низким уровнем доходов семьи, отсутствием одного из родителей т. д. В таких семьях ребенок с ограниченными возможностями часто живет условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной (а иногда и физической) поддержки, семья не гарантирует ему защищенности. Уязвимость ребенка-инвалида в подобных ситуациях объясняется его физической, психологической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению ко взрослым. Помочь ребенку с ограниченными возможностями и воспитывающей его семье справиться с ситуацией неблагополучия и вернуться в нормальную жизнь – задача трудная, требующая терпения и долгой работы квалифицированных специалистов.

Одно из направлений работы социального педагога – работа с неблагополучными семьями. В его задачи входит:

• Установление контакта с семьей;

• Выявление проблем и трудностей в семье;

• Стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности;

• Оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественных организаций.

Основными направлениями работы с такой семьей являются:

• Раннее выявление неблагополучия в семьях;

• Осуществление коррекционной работы в интересах детей с ограниченными возможностями;

• Профилактика наркомании и алкоголизма, безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков с ограниченными возможностями;

• Пропаганда здорового образа жизни.

Работа с неблагополучными семьями, в которых растет и воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, делится на несколько этапов.

1 - Выявление неблагополучной семьи.

Осуществляется разными путями: поступает от специалистов управления социальной защиты, от других родителей и частных лиц. При необходимости педагог обращается за помощью в отдел образования, здравоохранения, инспекцию по делам несовершеннолетних, что позволяет собрать более полную информацию о ребенке-инвалиде и семье, в которой он воспитывается. В любом случае, при поступлении сигнала о неблагополучии семьи, осуществляется патронаж с целью его подтверждения или опровержения.

2 - Установление непосредственного контакта с членами семьи.

При первом посещении возникает вопрос о праве проникать во внутреннюю жизнь семьи. Специалистам приходиться выступать в двух ролях: формальной (официальной) и неофициальной (доверительный собеседник). Главной задачей в этот период является установление доверительных отношений с ребенком-инвалидом и его родственниками, проведение психодиагностики членов семьи, их социальное обследование с целью выявления семейных проблем и причин их возникновения. По итогам патронажа в социальный паспорт семьи вносится следующая информация:

• Список всех членов семьи с указанием дат рождения;

• Сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их образовательном и культурном уровне, вредных привычках;

• Описание отношений в семье между всеми членами, наличие полноценных условий воспитания, особенности микросоциального окружения;

• Описание и анализ внешней среды: жилищно-бытовые условия, экономическая, коммуникативная ситуация и пр.

3 - Определение задач и составление индивидуального комплексного плана вывода семьи из тяжелой ситуации неблагополучия, определение необходимой помощи других служб, стимулирование родителей к самопомощи.

В работе с неблагополучными семьями используются разнообразные формы, такие как:

• Создание терапевтических групп взаимопомощи для членов неблагополучных семей;

• Проведение индивидуальных консультаций специалистов;

• Проведение образовательных семинаров для членов семей по предупреждению семейного неблагополучия;

• Проведение обучающего тренинга для сотрудников реабилитационного центра «Правила работы с ребенком-инвалидом, воспитывающимся в неблагополучной семье»;

• Проведение обучающих профилактических тренингов для детей и подростков с ограниченными возможностями («Скажи наркотикам «Нет!», «Мама, папа, я – снова дружная семья», «Как не стать жертвой насилия» и т. д.);

• Выпуск информационной литературы по проблеме неблагополучия семей;

• Привлечение внимания общественности к проблеме неблагополучия семей, используя СМИ.

4 - Реализация намеченного плана реабилитации неблагополучной семьи.

Изменить ситуацию в неблагополучных семьях очень сложно. Практика работы показывает, что устойчивое кризисное состояние таких семей обусловлено сложным переплетением социально-экономических, педагогических, патологических факторов. Ситуацию усугубляет и то, что в семье воспитывается ребенок с ограниченными возможностями. Именно это обстоятельство определяет необходимость комплексного подхода к решению проблем подобных семей.

Усилия специалистов направлены главным образом на то, чтобы возродить в неблагополучной семье позитивный психологический климат и обеспечить ребенку с ограниченными возможностями комфортные условия жизнедеятельности и развития.

5 - Анализ работы и конечная оценка результатов.

Показателем эффективности работы с неблагополучной семьей на этом этапе является восстановление социального статуса (трудоустройство, профессиональное самоопределение) родителей, улучшение условий жизни, избежание лишения родительских прав.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Что такое семья для ребёнка? Семья для ребёнка-это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой.

Семья как персональная микросреда развития ребёнка Связь между родителями и детьми является наиболее прочной из всех видов связей,которые устанавливаются между людьми. Чем более сложен живой.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Восстановления благополучия семьи ребенка-инвалида — важное направление деятельности социального педагога
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 08:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Осень».
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...
«Поможем старичку-лесовичку». Конспект НОД по рисованию с использованием техники...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» для детей...
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...