Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»

Роза Абдуллина
Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»

Воздух-невидимка

Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

Материал: иллюстрации дома-природы и обычного дома, банка с водой и стакан, стаканчики с водой и соломинки, воздушный шарик.

Предварительная работа: игра «Мыльные пузыри», загадки о воздухе, ветре.

Ход занятия: - Ребята, давайте рассмотрим рисунки дома-природы и обычного дома. Что в них есть? (дети перечисляют, сравнивают). Обратите внимание: на обоих рисунках много не закрашенного, пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, мы им дышим. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Поможет нам в этом очень умный малыш по имени Знайка. Как вы думаете, почему его так зовут? (стук в дверь, заходит Знайка). Давайте поговорим с ним, он ведь столько всего знает.

Знайка: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня в гости. Хочу спросить вас: - Чем мы с вами дышим? Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (ответы). Но что же такое воздух? (в этот момент появляется Незнайка).

Незнайка:Привет, малыши! Что это вы тут собрались? О, и Знайка здесь! Как же так: его позвали в гости, а меня - знаменитого Незнайку - нет, забыли? Вы же без меня ничего не узнаете. Только я не хвастаюсь, как некоторые ученые Знайки.

Знайка:(возмущенно): Откуда ты только взялся на нашу голову. И вовсе я не хвастун.

Воспитатель:Погодите, погодите! Зачем же ссориться. У нас для всех места хватит, мы всем гостям рады. Давайте все вместе поговорим о воздухе.

Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может его и вовсе нет? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята? (выслушивает детей).

Знайка: Погоди, погоди Незнайка. Я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Незнайка:Знаю, знаю (передразнивает). Это твое любимое слово. А я тебе не верю. Ты мне докажи, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.

Знайка: Ребята, давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздуха? Почему мы называем его невидимкой? (ответы). Воздух прозрачный, значит, через него все видно. В: А что еще бывает прозрачным? Давайте с вами найдем прозрачные предметы в нашей комнате (обращает внимание на стекла в окне, стенки аквариума). Вот у нас какие окошки чистые, через них все видно и деревья, и другие дома на улице). А теперь посмотрим, что делают наши гости.

Знайка: (берет в руки стакан): Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (показывает стакан ребятам).

Незнайка:Ну, что ты пристал к нам со своим стаканом? Каждому ясно, что в нем ничего нет. Давай туда что-нибудь положим или нальем.

Знайка: (загадочно ухмыляется): Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас проверим (переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в аквариум (банку). Попадает ли вода в стакан? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Знайка: А сейчас, ребята, опускаем стакан снова в воду, но теперь уже держу его немного наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки). Видны пузырьки воздуха. Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Воспитатель:Незнайка, ты убедился в существовании воздуха? Воздух - прозрачный, невидимый, через него все видно.

Незнайка:Эка невидаль, воздух. Я может и раньше знал, что он есть, просто хотел подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть (берет стакан сводой и опускает в него соломинку, в это время воспитатель раздает детям стаканы с водой и соломинкой).

Незнайка:Однажды в цветочном городке меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я конечно не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было! Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится - буря в стакане воды!. А вот если дунуть сильно-сильно.

Знайка: то в стакане ничего не останется. Но ты прав Незнайка, это интересный опыт.

Воспитатель:Воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух. В стакан с водой ставим соломинку, выдыхаем воздух - в стакане появляются пузыри.

Незнайка:А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать, они такие красивые, разноцветные и летают. Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри?

Знайка: И я люблю мыльные пузыри пускать. А что находится у них внутри, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка:Ну что ты все глупые вопросы задаешь? Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!

Знайка: Неужели и вы, ребята, так думаете?

Воспитатель:Наши дети даже стихотворение знают. Стих С. Маршака «Мыльные пузыри».

Воды обыкновенной

В стаканчик набери

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри.

Соломинку простую

Сейчас возьму я в рот

Воды в нее втяну я

Потом слегка подую

В соломинку - и вот

Сияя гладкой пленкой

Растягиваясь вширь

Выходит нежный тонкий

Раскрашенный пузырь.

Горит как хвост павлиный Каких цветов в нем нет: Лиловый, красный,синий,

Зеленый, желтый цвет.

Взлетает шар надутый Прозрачнее стекла.

Внутри его как будто Сверкают зеркала.

Огнями на просторе

Играет легкий шар

То в нем синеет море

То в нем горит пожар.

Он воздухом надутый

По воздуху плывет

Но и одной минуты

На свете не живет.

Нарядный, разноцветный

Пропал он навсегда

Расплылся незаметно

Растаял без следа.

Воспитатель:Внутри пузырей оказывается тоже воздух, а не мыло.

Незнайка:Воздух, мыло, какая разница! Вот ты мне скажи: и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно? И у медведя, и у зайца, и у лисы тоже есть нос. А как же дышат растения? Куда они спрятали свои носы?

Знайка: А у растений нет носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки - отверстия, их трудно увидеть. Вот через них дышат все растения и деревья.

Незнайка:Значит, и березе, и ромашке - всем-всем нужен воздух. А я об этом не знал. Ты Знайка и вправду очень умный. А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто так рототкрываю?

Знайка: А это очень просто. Ребята, и ты, Незнайка, поднеси свою ладошку сначала ко рту, затем - к носу, и подышите. Что вы чувствуете? Ладошке становится тепло от вашего дыхания. А когда зимой на улице мороз, мы говорим: «Как холодно, даже пар изо рта идет». Это значит - мы дышим.

Незнайка:Так теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу - в шариках. Они так и называются - воздушные.

Знайка: Молодец, Незнайка! Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике (воспитатель дает Знайке шарик, Знайка надувает его. А в это время Незнайка бегает вокруг Знайки, волнуясь, что шарик лопнет, мешает, подсказывая).

Знайка: Ну вот, замечательный шарик готов!

Воспитатель:Ребята, кто из вас надувал шарики? Чем вы их надували?

Незнайка:Чем-чем. Я, например, ничем не надувал. Просто дышал в шарик, и все.

Знайка: Погоди, погоди, мы ведь выяснили, что дышим, значит, и шарик воздухом

надувается.

Незнайка:Если сильно-сильно дуть, какой огромный шар получится - в комнате не поместится.

Знайка: Ребята, а в согласны с Незнайкой? Конечно, если шарик сильно надувать, он может лопнуть, потому что воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться.

Воспитатель:Мы даже знаем такую игру. Игра называется «Раздувайся пузырь».

Незнайка:Ребята, вы знаете, какой я известный водитель. Так вот ехал я как-то раз по дороге и наехал прямо на гвоздь. Колесо лопнуло и я вынужден был остановиться. Как вы думаете, почему?

Знайка: В твоем колесе было много воздуха. Гвоздь проколол колесо, получилась дырка. Через нее воздух и сбежал. Вот ты и застрял на дороге, (воспитатель выпускает воздух из шарика, дети подставляют ладошку).

Что вы чувствуете? Вот у тебя, Незнайка, тоже в колесе не остался воздух. Ребята, хочу открыть вам один секрет (Незнайка прислушивается). Я собираюсь смастерить большой-большой шар, надуть его теплым воздухом, привязать большую корзину, посадить в нее друзей и полететь далеко- далеко.

Незнайка:А меня возьмешь?

Знайка: Но ты же говорил, что никакого воздуха нет. Как же ты полетишь на воздушном шаре?

Незнайка:Это я раньше так думал, а теперь понял, что воздух везде вокруг нас. Ребята, помогите мне вспомнить, как доказать, что воздух есть, (берем стакан и опускаем в воду. В стакан вода не попадает, потому что в стакане воздух. Он прозрачный, через него все видно, поэтому называют воздух невидимкой.).

Так что теперь я по-другому думаю. Возьми меня с собой, пожалуйста.

Знайка:Ну хорошо, полетишь с нами. А ребята потом прочитают книгу о нашем

путешествии.

Публикации по теме:

Открытое мероприятие в средней группе по теме «Воздух и его свойства» Цель: познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами, ролью в жизни человека. Задачи: -уточнить и расширить знания детей о воздухе.

Узнай все о себе, воздушный шар Тема занятия: «Узнай все о себе, воздушный шар». Программное содержание: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами- прозрачный,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 19 сентября 2013 в 20:51
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...