Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»

Роза Абдуллина
Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»

Воздух-невидимка

Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

Материал: иллюстрации дома-природы и обычного дома, банка с водой и стакан, стаканчики с водой и соломинки, воздушный шарик.

Предварительная работа: игра «Мыльные пузыри», загадки о воздухе, ветре.

Ход занятия: - Ребята, давайте рассмотрим рисунки дома-природы и обычного дома. Что в них есть? (дети перечисляют, сравнивают). Обратите внимание: на обоих рисунках много не закрашенного, пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, мы им дышим. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Поможет нам в этом очень умный малыш по имени Знайка. Как вы думаете, почему его так зовут? (стук в дверь, заходит Знайка). Давайте поговорим с ним, он ведь столько всего знает.

Знайка: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня в гости. Хочу спросить вас: - Чем мы с вами дышим? Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (ответы). Но что же такое воздух? (в этот момент появляется Незнайка).

Незнайка:Привет, малыши! Что это вы тут собрались? О, и Знайка здесь! Как же так: его позвали в гости, а меня - знаменитого Незнайку - нет, забыли? Вы же без меня ничего не узнаете. Только я не хвастаюсь, как некоторые ученые Знайки.

Знайка:(возмущенно): Откуда ты только взялся на нашу голову. И вовсе я не хвастун.

Воспитатель:Погодите, погодите! Зачем же ссориться. У нас для всех места хватит, мы всем гостям рады. Давайте все вместе поговорим о воздухе.

Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может его и вовсе нет? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята? (выслушивает детей).

Знайка: Погоди, погоди Незнайка. Я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Незнайка:Знаю, знаю (передразнивает). Это твое любимое слово. А я тебе не верю. Ты мне докажи, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.

Знайка: Ребята, давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздуха? Почему мы называем его невидимкой? (ответы). Воздух прозрачный, значит, через него все видно. В: А что еще бывает прозрачным? Давайте с вами найдем прозрачные предметы в нашей комнате (обращает внимание на стекла в окне, стенки аквариума). Вот у нас какие окошки чистые, через них все видно и деревья, и другие дома на улице). А теперь посмотрим, что делают наши гости.

Знайка: (берет в руки стакан): Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (показывает стакан ребятам).

Незнайка:Ну, что ты пристал к нам со своим стаканом? Каждому ясно, что в нем ничего нет. Давай туда что-нибудь положим или нальем.

Знайка: (загадочно ухмыляется): Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас проверим (переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в аквариум (банку). Попадает ли вода в стакан? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Знайка: А сейчас, ребята, опускаем стакан снова в воду, но теперь уже держу его немного наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки). Видны пузырьки воздуха. Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Воспитатель:Незнайка, ты убедился в существовании воздуха? Воздух - прозрачный, невидимый, через него все видно.

Незнайка:Эка невидаль, воздух. Я может и раньше знал, что он есть, просто хотел подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть (берет стакан сводой и опускает в него соломинку, в это время воспитатель раздает детям стаканы с водой и соломинкой).

Незнайка:Однажды в цветочном городке меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я конечно не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было! Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится - буря в стакане воды!. А вот если дунуть сильно-сильно.

Знайка: то в стакане ничего не останется. Но ты прав Незнайка, это интересный опыт.

Воспитатель:Воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух. В стакан с водой ставим соломинку, выдыхаем воздух - в стакане появляются пузыри.

Незнайка:А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать, они такие красивые, разноцветные и летают. Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри?

Знайка: И я люблю мыльные пузыри пускать. А что находится у них внутри, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка:Ну что ты все глупые вопросы задаешь? Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!

Знайка: Неужели и вы, ребята, так думаете?

Воспитатель:Наши дети даже стихотворение знают. Стих С. Маршака «Мыльные пузыри».

Воды обыкновенной

В стаканчик набери

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри.

Соломинку простую

Сейчас возьму я в рот

Воды в нее втяну я

Потом слегка подую

В соломинку - и вот

Сияя гладкой пленкой

Растягиваясь вширь

Выходит нежный тонкий

Раскрашенный пузырь.

Горит как хвост павлиный Каких цветов в нем нет: Лиловый, красный,синий,

Зеленый, желтый цвет.

Взлетает шар надутый Прозрачнее стекла.

Внутри его как будто Сверкают зеркала.

Огнями на просторе

Играет легкий шар

То в нем синеет море

То в нем горит пожар.

Он воздухом надутый

По воздуху плывет

Но и одной минуты

На свете не живет.

Нарядный, разноцветный

Пропал он навсегда

Расплылся незаметно

Растаял без следа.

Воспитатель:Внутри пузырей оказывается тоже воздух, а не мыло.

Незнайка:Воздух, мыло, какая разница! Вот ты мне скажи: и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно? И у медведя, и у зайца, и у лисы тоже есть нос. А как же дышат растения? Куда они спрятали свои носы?

Знайка: А у растений нет носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки - отверстия, их трудно увидеть. Вот через них дышат все растения и деревья.

Незнайка:Значит, и березе, и ромашке - всем-всем нужен воздух. А я об этом не знал. Ты Знайка и вправду очень умный. А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто так рототкрываю?

Знайка: А это очень просто. Ребята, и ты, Незнайка, поднеси свою ладошку сначала ко рту, затем - к носу, и подышите. Что вы чувствуете? Ладошке становится тепло от вашего дыхания. А когда зимой на улице мороз, мы говорим: «Как холодно, даже пар изо рта идет». Это значит - мы дышим.

Незнайка:Так теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу - в шариках. Они так и называются - воздушные.

Знайка: Молодец, Незнайка! Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике (воспитатель дает Знайке шарик, Знайка надувает его. А в это время Незнайка бегает вокруг Знайки, волнуясь, что шарик лопнет, мешает, подсказывая).

Знайка: Ну вот, замечательный шарик готов!

Воспитатель:Ребята, кто из вас надувал шарики? Чем вы их надували?

Незнайка:Чем-чем. Я, например, ничем не надувал. Просто дышал в шарик, и все.

Знайка: Погоди, погоди, мы ведь выяснили, что дышим, значит, и шарик воздухом

надувается.

Незнайка:Если сильно-сильно дуть, какой огромный шар получится - в комнате не поместится.

Знайка: Ребята, а в согласны с Незнайкой? Конечно, если шарик сильно надувать, он может лопнуть, потому что воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться.

Воспитатель:Мы даже знаем такую игру. Игра называется «Раздувайся пузырь».

Незнайка:Ребята, вы знаете, какой я известный водитель. Так вот ехал я как-то раз по дороге и наехал прямо на гвоздь. Колесо лопнуло и я вынужден был остановиться. Как вы думаете, почему?

Знайка: В твоем колесе было много воздуха. Гвоздь проколол колесо, получилась дырка. Через нее воздух и сбежал. Вот ты и застрял на дороге, (воспитатель выпускает воздух из шарика, дети подставляют ладошку).

Что вы чувствуете? Вот у тебя, Незнайка, тоже в колесе не остался воздух. Ребята, хочу открыть вам один секрет (Незнайка прислушивается). Я собираюсь смастерить большой-большой шар, надуть его теплым воздухом, привязать большую корзину, посадить в нее друзей и полететь далеко- далеко.

Незнайка:А меня возьмешь?

Знайка: Но ты же говорил, что никакого воздуха нет. Как же ты полетишь на воздушном шаре?

Незнайка:Это я раньше так думал, а теперь понял, что воздух везде вокруг нас. Ребята, помогите мне вспомнить, как доказать, что воздух есть, (берем стакан и опускаем в воду. В стакан вода не попадает, потому что в стакане воздух. Он прозрачный, через него все видно, поэтому называют воздух невидимкой.).

Так что теперь я по-другому думаю. Возьми меня с собой, пожалуйста.

Знайка:Ну хорошо, полетишь с нами. А ребята потом прочитают книгу о нашем

путешествии.

Публикации по теме:

Открытое мероприятие в средней группе по теме «Воздух и его свойства» Цель: познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами, ролью в жизни человека. Задачи: -уточнить и расширить знания детей о воздухе.

Узнай все о себе, воздушный шар Тема занятия: «Узнай все о себе, воздушный шар». Программное содержание: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами- прозрачный,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 19 сентября 2013 в 20:51
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...