Воздух — невидимка

Светлана Швецова
Воздух — невидимка

ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА

Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Участники: детский сад, группа «Светлячок» (от 4 до 5 лет)

Цели и задачи: Расширение представлений детей о природе.

Создание условий для опытнической и экспериментальной деятельности.

Развитие любознательности и наблюдательности.

Аннотация: Познакомить со свойствами воздуха:

1) прозрачность;

2) воздух есть везде;

3) человек дышит воздухом.

Доказать, что ветер – это перемещение воздуха/

Учить производить простейшие опыты.

Просмотр видео слайдов из Интернета о разной силе ветра.

Подведение итогов.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: Мультимедийный проектор mp 610 diqital projector, сателлитный громкоговоритель Creative, компьютер, интернет МК- net.

Ключевые слова: Воздух, прозрачный, невидимый, опыты, ветер.

Автор: Швецова Светлана Вячеславовна.

Место работы: Россия, Московская область, Подольский район, п. Дубровицы

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка детский сад №29 «Дубравушка» (МДОУ ЦРР д/с №29 «Дубравушка»)

ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА

Программные задачи:

Образовательные:

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха (легкий, не пахнет);

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, но его можно поймать, увидеть, спрятать, почувствовать, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению различными способами обнаружения воздуха;

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- формирование умения выражать свою точку зрения.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый; активизировать: опыты.

Предварительная работа:

- во время прогулки наблюдения за ветром; [2 стр. 28,37]

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха - «Сколько весит воздух [1 стр. 12]

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы - «Тонет – не тонет»;

- изготовление вееров – совместная работа с родителями;

- чтение стихотворений с. Маршака «Мяч», «Мыльные пузыри».

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- емкости с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);

-пустые пластиковые стаканчики (по количеству детей);

-салфетки бумажные (по количеству детей);

- веера (по количеству детей);

- воздушные шары (по количеству детей);

-иллюстрации с изображением предметов или предметы, внутри которых есть, и нет воздух;

Ход образовательной деятельности:

(сидят на стульчиках полукругом или за столами)

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить с ним опыты. Что мы будем проводить….? (Индивидуальные ответы 2-3 детей). Давайте хором ответим на вопрос. Что мы будем проводить? (Хоровой ответ)

Восп: Дети, я никогда не видала воздух, а вы видали воздух, когда-нибудь?

Дети: Нет.

Восп: Как вы думаете, почему? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель продолжает) Воздух прозрачный, он невидим. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

А как можно поймать воздух и увидеть, что он действительно есть?

Дети: Можно его поймать с помощью пакета.

Опыт №1 (с пакетом)

Восп: Раздает каждому по пакету. Что в пакете? (Он пустой). А сейчас поймайте воздух (наполняют пакет воздухом, смотрят у кого, сколько в пакете воздуха, у кого больше всех) [1стр. 13]

Восп: Ребята, как вы думаете, воздух есть везде вокруг нас или нет?

Дети: Варианты ответов.

Восп: Да воздух есть везде. Наша группа сегодня не обычная. Она – лаборатория. Лаборатория – это место, где проводят (ставят, опыты (подходят к воспитателю и встают полукругом около стола)

Восп: (показывает детям стаканчик и спрашивает) Как вы думаете, стакан пустой или в нем что-нибудь есть?

Дети: Он пустой.

Опыт №2 (опускание перевернутого стакана в воду)

Восп: Я уверена, что в этом стакане есть воздух. И сейчас вам это докажу. (Показывает опыт. Опуская перевернутый стакан в емкость с водой, держа его прямо. Стакан с силой можно опустить до дна, если его отпустить, то стакан быстро и самостоятельно поднимается вверх. Дает попробовать отпустить стаканчик в воду 1-2 детям)

Восп: Легко опускается стаканчик? (Нет) Вы чувствуете, что что-то не дает опустить стаканчик до дна? (Да) Как вы думаете, что не дает опуститься стакану на дно?

Дети: (если дети затрудняются ответить, то воспитатель говорит, что это воздух, который есть в стакане не пускает воду в стакан и стакан трудно опускается до дна. Предлагает снова доказать свои слова опытом. Опускает осторожно перевернутый стакан не прямо, а наклонно)

Восп: Что вы видите? (Пузырь) Откуда он взялся? (Из стакана) Что это? (Воздух) Вода вытесняет (выталкивает) из стакана воздух, занимая его место.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, он есть везде. [2стр. 9]

Восп: спрашивает вывод у детей (Индивидуальные ответы детей)

Дети: (встают и проходят за столы) Повторяют опыт сами и повторяют вывод.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что мы вдыхаем через нос?

Дети: Воздух.

Восп: Докажите это с помощью коктейльных палочек.

Опыт №3 (подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой).

Воспитатель: Сделайте вдох, наберите воздух. Выпустите воздух в трубочку, опущенную одним концом в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: значит, человек дышит воздухом. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и снова получаются пузырьки.

Физкультминутка: Подвижная игра «Раздувайся пузырь»

Дети становятся в тесный круг, взявшись за руки. Произносят хором «Раздувайся пузырь, раздувайся, большой», они отступают назад, образуя в центре большое пространство. При словах «Оставайся такой, и не лопайся»- останавливаются, поднимают соединенные вместе руки вверх. Затем, произносит воспитатель «Хлоп», делают еще шаг назад, разнимая руки и изображая, как лопнул пузырь. [2стр. 13]

Восп: Дидактическая игра: «Где спрятался воздух»? (встали полукругом у стола) На столе лежат предметы надо разложить их на 2 подноса; 1- предметы, внутри которых есть воздух; 2- предметы, внутри которых нет воздуха. Или можно называть эти предметы, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих предметов. (В надувном мяче, в воздушном шаре, в надувном матраце, в камере колеса, деревянный кирпичик, металлический шпатель, глиняная игрушка и т. д.) Молодцы вы справились с этим заданием (проходят и садятся за столы)

Восп: Дети, а можно ли почувствовать воздух?

Опыт №4 (с веером)

Восп: Если поработать веером, то, что вы чувствуете?

Дети: (ветерок).

Восп: А ветер – это и есть перемещение воздуха. [4 стр. 167]

Восп: Как вы думаете ветер – это хорошо или плохо? (ответы детей)

Восп:Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем.

[4 стр. 167]

А сейчас все внимание на экран.

(появляется видео ролик парусника, который с надутыми парусами плывет по воде)

Ссылка на сайт You Tude для просмотра видео в реальном времени

http://www.youtube.com/watch?v=-3R7OcJ-W4o

Как вы думаете, в этом случае ветер – это хорошо или плохо?

Дети: В этом случае ветер – хорошо, так как он помогает плыть паруснику по воде.

(Появляется на экране видеоролик «Сильный ветер» или «Ураган»).

Ссылка на сайт You Tude для просмотра видео в реальном времени

http://www.youtube.com/watch?v=PWkjBtLrraU&feature=player_embedded#

Восп: А в этом случае ветер – это хорошо или плохо?

Дети: В этом случае ветер – плохо, так как он разрушает: ломает гаражи, разносит по улице коробки.

Восп: А напоследок, я приготовила для вас сюрприз (раздает детям по воздушному шару)

Дома вы сможете показать опыт и рассказать о нем своим близким.

Список литературных источников

1. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Санкт-Петербург: Реч, 2007.

2. Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

3. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Москва: ТЦ Сфера,2008.

4. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей Мир растений и животных. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

Публикации по теме:

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Узнай все о себе, воздушный шар Тема занятия: «Узнай все о себе, воздушный шар». Программное содержание: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами- прозрачный,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воздух — невидимка
Опубликовано: 10 апреля 2012 в 21:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Зонтики
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Проект Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
«Май» Праздничная газета второй младшей группы. Фотоотчёт. Балукова Н. 2017 г.
Приближались майские праздники . По содержанию очень разные, но оба необходимые для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей. Мы достаточно...
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста. Часть 4...