Папки-передвижки

Возможности сказки как средства формирования отзывчивости у детей

Ольга Лучкина
Возможности сказки как средства формирования отзывчивости у детей

Сказка - один из фольклорных жанров. Сказочные сюжеты, по мнению К. Г. Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. Юнг назвал их архетипическими. Независимо от того, признают или не признают люди эти конфликты, их действия от этого не уменьшаются. Сказка же в этом случае - способ вывода противоречия изнутри во внешний мир - предлагает способы его разрешения, это естественное, интуитивно применяемое лекарство

Публикация «Возможности сказки как средства формирования отзывчивости у детей» размещена в разделах

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом.

Наверное, нет такого человека, которому в детстве не рассказывали бы сказок и трудно представить себе ребёнка, который не увлекался бы ими. «Если лишить ребёнка сказок, - утверждает большой знаток детской психологии К. И. Чуковский, - то он сам станет их выдумывать» .

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве.» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать.» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике. Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно- эстетическая сила сказки.

Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления.

Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, обладавшей сознанием и чувствами ребёнка,- невозможно представить детского мышления и детской речи как определённой ступени человеческого мышления и речи» .

Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала коза. Ребёнку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке : радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась- и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры - напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Сказка - источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка посадили репку,. дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка,. но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Сказки выполняют разные функции – высмеивают хвастовство, лень, трусость, глупость, неряшество, жадность; восхваляют смелость, трудолюбие, любовь к Родине, заботу о ближних, находчивость, смекалку, доброту, справедливость. Есть сказки и познавательного характера, например А. Усачёва «На чём держится Земля», М. Сладкова «Медведь и Солнце», М. Пляцковского «Какая бывает зима» .

Почти в каждой сказке можно найти элементы, которые воспитывают отзывчивость. В сказке «Петух и бобок» Курочка откликается на беду Петушка и пытается ему помочь, преодолевая различные препятствия. В сказке «Хаврошечка» очень жаль бедную сиротку, которой нелегко живётся. Дети сочувствуют девочке и радуются, когда в конце добро побеждает. В сказке В. Даля «Девочка Снегурочка» говорится, что незаслуженно выгнали верную Жучку из дома, но она всё равно помогла в несчастии, забыв про зло, причиненное ей. В сказке К. Чуковского «Федорино горе», где показывается неряшливость, посуда в конце всё-таки пожалела свою неряшливую хозяйку и вернулась. В сказке «Горшочек каши» девочка не пожалела для старушки ягод, за что получила чудесный подарок. В сказке «Мальчик Огонёк» Э. Киселёвой огонёк страстно желал стать мальчиком. Став им, ему нельзя было попадать в воду, но он спас тонувшего мальчика ценой своей жизни.

В сказке «Волшебный котелок» становится жалко бедных людей, которых немало в мире, и им бы понадобился волшебный котелок. В сказке «Счастливый жучок» Г. Скребницкого Иванов жучок радуется за всех. Он счастлив, потому что всем хорошо, и ничего не просит для себя. Это хороший пример для детей [.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы педагог может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации. Все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувства юмора. Формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный). Рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается. Отрицательные качества высмеиваются. Сказки продолжают воспитывать детей и формировать нравственные представления.

Работая со сказкой, нужно создавать атмосферу постепенного погружения в особый мир каждой конкретной сказки, тонко чувствуя ее многослойность и качественную неоднородность. При этом особое внимание уделяется познанию языка сказки, ее первого слоя, помогающего осмысленно и прочувственно проникнуть в глубину предметного и идейного содержания "сказочного мира", то есть в другие его слои.

При изучении той или иной сказки детям можно предложить задания в несколько необычной форме. Задание может быть такого рода: представьте себе, что вы художники, вам поручено проиллюстрировать отрывок из сказки "Конек - Горбунок", "Как Иван поймал Жар - птицу", причем проиллюстрировать так, чтобы по вашим иллюстрациям можно было понять положительный или отрицательный герой изображён. Сколько картин вы нарисуете? Какие? Как их подпишете?

Особого внимания заслуживает язык сказки : простой, образный, напевный, богатый фразеологическими оборотами. Поэтому будет эффективен пересказ, близкий к тексту, т. е. пересказ с сохранением особенностей, достоинств языка или прослушанного произведения. Для того, чтобы подготовить детей к такому пересказу, чтобы обратить их внимание хотя бы на некоторые особенности, достоинства языка сказки, выполняется ряд заданий :

1. Объяснение закономерностей употребления автором определений, эпитетов к тому или иному слову. Почему одних героев называют умными, других глупыми; одних добрыми других злыми.

2. Замена свободных словосочетаний близкими по смыслу фразеологическими оборотами, встречающимися в сказке : сильно испугается- душа уйдет в пятки; чрезвычайно удивляются тому, что слышат- собственным ушам не верят; появился, как только о нем упомянули- тут как тут; притаился и замер от страха- не смел дохнуть; убежал стремительно- задал стрекота; ослабел, сильно устал- выбился из сил; гонится, не отступая - гонится по пятам.

3. Составляется план содержания каждой части сказки; дети стремятся озаглавить логически законченные куски текста предложениями или выражениями, взятыми из сказки.

Формируя пункты плана, подобным образом дошкольники невольно обращают внимание на особенности языка сказки, запоминают отдельные выражения и употребляют их в пересказе.

Итак, сказка – это благодатная и ничем не заменимая основа воспитания, развития не только мышления, творчества, но и такого качества как нравственность. Значение сказок воспитания нравственных представлений у ребёнка велико. Сказка – источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Сказки выполняют разные функции – высмеивают хвастовство, лень, трусость, глупость, неряшество, жадность; восхваляют смелость, трудолюбие, любовь к Родине, заботу о ближних, находчивость, смекалку, доброту, справедливость. Чтобы сформировать нравственные понятия с помощью сказки, надо уметь преподать материал так, чтобы принести наибольшую пользу детям. Это возможно через выразительное чтение сказок воспитателем, выполнение заданий по рисованию характерных персонажей и пересказ сказки детьми.

Публикации по теме:

Средства и методы формирования дружеских отношений старших дошкольников «Средства и методы формирования дружеских отношений старших дошкольников» Выбор средств и методов формирования дружеских отношений дошкольников.

«Возможности использования нетрадиционных техник для творческого развития детей в детском саду». Творчество представляет собой активную и целенаправленную деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое и оригинальное.

Проект «Игровая деятельность как метод развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и.

Семинар-практикум «Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей» Семинар-практикум по теме «Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей" План 1. Занятие №1 (теоретическое) «Роль.

Возможности развития связной речи в процессе формирования эколого-валеологических представлений у дошкольников Эколого – валеологическое воспитание нацеливает подрастающего человека на реализацию развернутой парадигмы: «человек – окружающая среда.

Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников В каждом времени, у каждого общества свой стиль жизни, свои обычаи и свой свод правил поведения, но есть ценности, на основе которых развивается.

Консультация «Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей 6–7 лет» Сегодня дошкольное образование особое внимание обращает на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это нашло отражение в государственных стандартах.

Возможности игрушки в развитии словаря детей раннего возраста С каждым годом жизнь требует все больший объем знаний не только от нас, взрослых людей, но и от детей. Одним из условий успешного обучения.

Консультация «Возможности музыки как средства развития воображения» Многообразие предметов, явлений, звуков окружают человека, побуждая его развивать и совершенствовать этот мир, предвосхищая будущее, представляя.

Эссе «Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла» Эссе на тему: «Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно – эстетического цикла». «Воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возможности сказки как средства формирования отзывчивости у детей
Опубликовано: 12 декабря 2015 в 04:49
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД