Папки-передвижки

Возможные трудности при организации взаимодействия с семьями. Мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ

Галина Добрякова
Возможные трудности при организации взаимодействия с семьями. Мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ

Возможные трудности при организации взаимодействия с семьями. Мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ

Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность. (Слайд 2)

Публикация «Возможные трудности при организации взаимодействия с семьями, Мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ» размещена в разделах

Часто доводится слышать от педагогов, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие педагогов и родителей.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одним из требованием к взаимодействию дошкольной организации с родителями является - стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец». (Слайд 3) Педагогу важно определить, к какому стилю родительства относится каждая семья.

Существует четыре стиля родительских отношений.

Авторитарные родители. Их девиз: дашь ребенку палец – откусит всю руку! Такие родители устанавливают правила, но не объясняют их детям. Стратегия дисциплинирования – строгая, коммуникационный стиль закрытый и односторонний, ребенка контролируют до самой зрелости. Обычно в такой семье не достается человеческого тепла, родители несколько холодные и отстраненные. Дети же нередко вырастают либо пассивными, либо бунтарями.

Родители разрешающие или либеральные. Они смотрят на поступки детей сквозь пальцы. «Ну это же дети!» – девиз таких родителей. С одной стороны, либеральные родители дают детям возможность учиться на ошибках, исследовать мир и принимать решения самостоятельно. Требования к детям низки или полностью отсутствуют. Контроля тоже немного. Статус родителя – друг, общение – на равных.

Третий стиль – демократический или авторитетный. Такие родители устанавливают высокие стандарты для своих детей, при этом сохраняя душевную близость и оказывая поддержку. Они объясняют правила детям и готовы обсуждать эти правила вместе с детьми, при необходимости менять эти правила, если ребенку удается убедить родителей своими аргументами. Ребенку предоставляют свободу в том, чтобы иметь дело с последствиями своего выбора, своеволиями. Дети в таких семьях растут счастливыми, здоровыми, открытыми и социально-адаптированными.

Родитель-пофигист обеспечивает основные потребности ребенка, но кажется мало заинтересованным в ребенке – его развитии, его достижениях. Коммуникация, или отсутствует ее, является односторонней. Ребенку родителя – пофигиста всегда кажется, что папе – маме не до него. (Слайд 4)

Стили родительства, несомненно, оказывают эффект на становление личности ребенка.

– Авторитарный стиль родительства дает на выходе послушных детей, самооценка которых занижена, как, впрочем, и уровень счастья.

– Демократические родители выращивают счастливых, способных и успешных детей.

– Дети разрешающих и все позволяющих родителей не очень счастливы и уверены в себе. Они бунтари и испытывают проблемы с законом, плохо учатся.

– Дети родителей-пофигистов не только несчастны : им не хватает самоконтроля, самооценка низкая, они редко бывают амбициозными и успешными. (Слайд 5)

Подход семьи к воспитанию ребенка усугубляется, если этот ребенок родился «особенным». По данным исследований О. К. Агавеляна рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами:

Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Неотступно преследует вопрос: «Почему это случилось именно со мной?». Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Родителям нужна эмоциональная поддержка.

Вторая фаза – отрицание и негативизм. Отказ от обследования, отрицание выявленных проблем, поиск причин, виновных, хождение по кругу врачей, формирование «семейных» мифов. Родителям необходимо, что бы их выслушали, обсудили их проблемы.

Третья фаза «хроническая печаль» - депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, замыкание в кругу семьи. Специалистам необходимо проводить беседы, направленные на ослабление чувства вины и стыда; положительная информация даже о самых маленьких достижениях ребенка; подключение родителей к совместной деятельности детского сада и семьи.

Четвертая фаза – реалистичный этап: адаптационный, «выход» из кризиса. Начало социальной и психологической адаптации, обращение к специалистам, установление адекватных контактов. Родители задают вопросы : «Что можно сделать?» «Как можно помочь?», планируется будущее. Включение родителей в коррекционную образовательную деятельность. (Слайд 6)

Исходя из выше перечисленного, можно сказать, что трудностей в организации взаимодействия детского сада и с семьями воспитанников много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению. (Слайд 7)

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно педагогу. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. (Слайд 8) Опираясь на эмоцию интереса родителя, педагог тем самым формирует дополнительную мотивацию посещения учреждения. Поэтому в такие встречи желательно включать показательные выступления детей, фрагменты занятий, во время которых воспитателем и специалистами доносится до родителей необходимая информация, предлагаются упражнения, задания идеи и игры для дома, родители приглашаются на консультации, стимулируется желание обращаться за советами, поделиться собственным опытом.

Взаимодействие с семьями воспитанников можно выстроить через следующие формы и методы:

родительские собрания, консультации, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, наглядная агитация, соревнования, конкурсы, викторины, совместные мероприятия, консультации, беседы, педагогическая литература, наглядные пособия, папки – передвижки и многое другое. (Слайд 9)

Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. (Слайд 10)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможные трудности при организации взаимодействия с семьями. Мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 16:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД