Возрастная группа от 9 до 13 лет, детского дома

Татьяна Гончарова
Возрастная группа от 9 до 13 лет, детского дома

Открытое занятие.

На тему: Этикет в нашей жизни.

ВВЕДЕНИЕ.

2 слайд. Здравствуйте, наш разговор, как вы уже догадались, пойдет об этикете.

И так, ЭТИКЕТ –правила, манеры – казалось бы, хорошо знакомы нам с детства. Нас приучают быть вежливыми и тактичными, в общении, иметь аккуратный внешний вид, эстетично вести себя за столом, уверенно пользоваться столовыми приборами и т. Д. Но как писал Г. Гегель (философ конца 18 начала 19 века).«знакомое еще не есть познанное», и это в полной мере может быть отнесено к этикету.

3 слайд. Цель нашего занятия «Изучить характерные особенности этикета»

Невозможно перечислить все правила составляющие идеальный кодекс хороших манер. Но если поразмыслить, он основывается на двух основных принципах, из которых вытекают все остальные. Понять их значит получить ключ, который позволит всем, всегда и везде, при любых обстоятельствах почти инстинктивно найти выход из неожиданного положения.

Прежде всего – это уважение к самому себе, без чего не может быть подлинного уважения к другому.

И во – вторых – это принцип взаимности. Нельзя только давать или только получать.

Такая односторонность быстро заведет в тупик. Нам же важно, добиться успеха. «Поступай по отношению к другим так же, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Правила поведения в обществе называется – ЭТИКЕТОМ. Это французское слово, означающее «установленный порядок поведения где - либо». И не случайно оно стоит рядом со словами «этика» и «этикетка».

Этика занимается нормами поведения, а этикетками изначально назывались специальные карточки, на которых писались правила. Такие этикетки раздавались во Франции при королевском дворе, Людовика 14 чтобы каждый мог свериться, - правильно ли он поступает в той или иной ситуации.

Для чего существуют правила этикета или правила поведения?.

Все очень просто. Для того, чтобы люди не мешали друг другу, не вредили, не доставляли неудобств, не наносили оскорблений, не обижали. «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.» (Д. Свифт-английский писатель, жил в 1667- 1745г, автор «Путешествие Гуливера»)

4слайд. Афоризмы об этикете

Уважение других дает повод к уважению самого себя. Рене Декарт

Манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет.

И. Гете

5 слайд Что такое этикет?

Этикет- это порядок поведения в определенной ситуации. Например, деловой этикет – это правила поведения сотрудника на работе, на переговорах, на банкете с присутствием деловых партнеров. Обычный, общий этикет рассказывает, как принимать гостей и самому ходить в гости, как держаться или дарить подарки. Вплоть до того, в какой руке принято держать нож, а в какой вилку. Интересно, что каждая культура дополняет общепринятый этикет своими особенностями. Первоначально был только придворный этикет, а теперь их множество.

6 слайд А теперь поговорим

о правилах этикета! посмотрим серию из «Школа хороших манер» - как правильно знакомиться

7 слайд Правила этикета при обращении.

1. Как обращаться к людям: Есть три вида обращения:

1. Официальное (гражданин, господин);

2. Дружеское (уважаемый коллега, старина, дорогой друг);

3. Фамильярное, допустимое только среди самых близких друзей.

К старшим по возрасту нужно обращаться на "Вы".

К незнакомым ровесникам тоже нужно обращаться на "Вы".

На "ты" обращаются только к самым близким друзьям.

8 слайд 2. Общие правила приветствия при встрече

Первыми приветствуют младшие старших, мужчины - женщин, женщина приветствует мужчину, который намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий - первым прощается с остающимися.

Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или с женщиной, то он может сесть лишь после того, как сядут они, или по их позволению. Если хозяйка дома предлагает сесть, а сама продолжает стоять - садиться не следует.

Не принято здороваться через порог, через стол, через какую- либо перегородку.

9 слайд 3. С чего начинается общение

Любое знакомство, да и вообще любое общение начинается с приветствия. Каким оно должно быть?

По этикету, приветствовать человека нужно словами:

"Здравствуйте!"

"Доброе утро!" "Добрый день!" "Добрый вечер! "

10 слайд 4. Что важно в приветствии

Интонация: Очень важный элемент приветствия! Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно.

Улыбка. "Добавленная" к приветствию улыбка улучшит общее настроение.

Жесты. Приветствие принято сопровождать кивком головы, рукопожатием, поцелуями в щёчку, объятиями

11 слайд Как правильно вести себя на день рождения

Мы всегда с нетерпением ждем этого дня. Зная, что получим чудесные подарки! Но наибольшую радость приносит само празднование дня рождения.

Сейчас подростки любят шумные, весёлые Дни рождения, чтобы в программу входили конкурсы, развлечение, и танцы!

12 слайд А вести себя на празднике надо воспитанно и скромно

Нужно помнить что дурным тоном считаются следующие действия:

— пользоваться расческой и косметикой за столом;

— без особой надобности покидать свое место во время праздника;

— разговаривать с кем-то через сидящего рядом;

— читать газету (книгу, письмо

13 слайд

Подарок — это символ уважения, внимания, признательности, любви, доброго отношения к человеку

Дорогие вещи преподносят только очень близким людям.

- Не дарят то, что самим не нравится. - Плохой подарок хуже, чем отсутствие его.

- Не дарят «живые» подарки без согласия именинника: котенка, шелка, хомячка, рыбок, птиц.

- В день рождения дарят только новую вещь.

- Вручая подарок, говорят несколько теплых слов, согласно торжеству.

14 слайд Подарки делятся на две категории:

Сувенирные- книги, бумажник, кошелек, статуэтки, игрушки, косметика, игры, и другие мелкие предметы;

Ценные — сервизы, ювелирные изделия, одежда, декоративные вазы, техника.

И, конечно же, никто не жалеет улыбок!

15 слайд Искусство ведения беседы

1. По-настоящему воспитанный человек будет стараться затрагивать только те темы, которые будут интересны всем участникам беседы.

2. Слово – достаточно сильное средство. Поэтому не стоит хватать собеседника за руку, хлопать по плечу. Нужно учиться привлекать внимание словами, а не жестами. Чрезмерная жестикуляция смешна.

3. Также не стоит изображать то, что рассказываешь, если тебе не смешно, гримасничать. Даже над самой удачной шуткой не стоит громко смеяться. Не зря говорят: сдержанность – лучшая из манер. Очень неприлично привлекать к себе всеобщее внимание.

16 слайд

4. В общем разговоре о присутствующих стоит говорить по имени, неприлично употреблять слова «он» и «она».

5. Говорить надо четко, не повышая и не понижая голос, не бормотать, не торопиться, не глотать слова.

6. Когда в обществе или группе Вам захочется сказать другу какую-либо информацию, касающуюся только Вас двоих, то не стоит шептать ему на ухо. Остальные могут не то подумать и зря обидеться, лучше отложите Ваш разговор на более позднее время.

17 слайд Разговор по телефону

1. Очень важны первые слова звонившего, тон, тембр голоса. Поэтому первые слова — всегда слова приветствия, кто бы ни подошел к телефону.

2. Тот, кто звонит, должен представится, и только после этого попросить к телефону нужного человека.

3. В начале разговора хорошо бы осведомиться, не оторвал ли этот звонок от важного дела.

18 слайд

4. Избегайте пустой болтовни по телефону. Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.

5. Если случилось так, что Вы ошиблись номером, не стоит спрашивать «Какой у вас номер?», а следует вежливо спросить: «Ваш номер такой-то?».

6. Согласно правилам вежливости, нельзя беспокоить людей по домашнему телефону в слишком позднее время - после 21-22 часов вечера, а также и рано утром, когда люди еще спят

19 слайд Почему нужно заботиться о своем имидже?

Люди, с которыми мы общаемся, так или иначе, создают в своем сознании наш образ, основанный на восприятии нашей внешности, манер, поведения, речи

Какой должен быть имидж:

1. привлекательный внешний вид;

2. грамотная речь;

3. независимое естественное поведение;

4. достойные манеры;

5. спокойная реакция на похвалу и критику.

ПРИЛОЖЕНИЕ

20 слайд (заставка остается и проходит викторина)

Викторина

Примерный перечень вопросов.

1. Ваше место за праздничным столом определяет:

А) Хозяйка:

Б) Вы сами;

В) Ваши друзья.

2. Кто приглашает гостей за стол, первым садится и начинает есть?

А) Самый веселый и активный парень;

Б) Почетный гость;

В) Хозяйка.

3. Мальчики и девочки размещаются за столом:

А) Как угодно. Это не имеет значения;

Б) Девочки – ближе к хозяйке с одной стороны, мальчики – с другой;

В) ^ Вперемежку: девочка – мальчик, девочка – мальчик.

4. За столом мальчик в первую очередь уделяет внимание тому, кто:

А) Сидит справа от него;

Б) Сидит слева от него;

В) Главному гостю.

5. Вы садитесь за стол, берете с закусочной тарелки красиво сложенную салфетку и:

А) Кладете ее рядом с тарелкой;

Б) ^ Кладете ее на колени;

В) Заправляете ее за воротник.

6. Во время обеда вы:

А) Будете следить за тем, чтобы руки не лежали на столе;

Б) Положите локти на стол;

В) ^ Будете стараться, чтобы кисти рук лежали на столе.

7. На праздничном столе и справа и слева от тарелки лежат соответственно два ножа и две вилки, а за тарелкой – чайная ложка и фруктовый нож. Сначала вы пользуетесь:

А) ^ Теми приборами, которые лежат дальше от тарелки;

Б) Приборами, ближними к тарелке;

В) Теми приборами, которые лежат за тарелкой.

8. Как поступить, если в гостях подали слишком горячий суп:

А) ^ Придется немного подождать, пока он остынет, а затем начинать есть;

Б) Подуть на суп, чтобы он быстрее остыл;

В) Есть обжигаясь - вы же в гостях.

9. Доедая суп, вы:

А) Наклоните тарелку к себе;

Б) Наклоните тарелку от себя;

В) ^ Оставите последнюю ложку супа на дне тарелки.

10. Как следует держать чашку с чаем?

А) Просунете указательный палец для надежности в ушко ручки;

Б) ^ Держать чашку за ручку пальцами правой руки, не просовывая палец в ушко ручки;

В) Поддерживать чашку снизу левой рукой.

11. Что делать, если вы взяли кусок чего-либо в рот и обнаружили, что блюдо сильно пересолено?

А) Немедленно выплюнуть кусок на вилку и положить его на край тарелки;

Б) ^ Взятый в рот кусок нужно проглотить без пояснений;

В) Сделать хозяйке замечание и потребовать убрать со стола блюдо.

12. Должны ли гости, уходя благодарить хозяев:

А) Это ни к чему. Хозяева должны поблагодарить гостей за то, что они пришли их

поздравить;

Б) ^ Гости обязательно благодарят хозяев за гостеприимство;

В) Должны только в том случае, если им в гостях понравилось и у них хорошее

настроение.

«Народная мудрость»

Объясни смысл пословицы

Примерные варианты пословиц.

1.

«Гостю радуются дважды».

Каждый, кто приходит в гости, должен уметь уйти вовремя. К сожалению, это понимают не все. Поэтому, подметив то, что зачастую гости задерживаются слишком долго, наш народ придумал эту поговорку. Первый раз гостю радуются, когда он приходит, а второй раз – когда уходит.

2.

«Не дом хозяина красит, а хозяин дом».

Как бы не был красив дом, это не может сделать приятным наше пребывание в нем, если хозяин негостеприимный и невнимателен к гостям. Если же хозяин радостен, дружелюбен, любезен, его улыбка украсит любой невзрачный дом и сделает приятным пребывание в нем гостей.

3.

«Хозяин весел – гости радостны».

Гости и хозяин это одна команда, члены которой тесно связаны друг с другом. Эмоции и настроение хозяина передаются и гостям. Хозяин грустен - гостям не до веселья. На любом празднике смех и веселье – самое главное, а без улыбки хозяина они невозможны.

4.

«Сердись, бранись, дерись, а за хлебом с солью – сходись».

Выражение «хлеб - соль» стало у нас синонимом угощения, еды, гостеприимства. Во время еды должны быть забыты все обиды и ссоры. Совершенно недопустимы ссоры и перебранки во время приема пищи.

5.

«В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив».

Эта поговорка содержит четкое правило этикета: придя в гости, не разглядывай обстановку комнат, не спрашивай: «А это что … а это зачем?», не трогай ничего без позволения хозяев. А будь приветлив, доброжелателен, тактичен, скромен.

6.

«Не дорог подарок, дорога любовь».

Смысл поговорки в том, что неважно, какой тебе делают подарок – дорогой, дешевый, большой или маленький, а значима любовь, уважение и внимание.

Ведущий говорит о том, что объяснять можно не только словами, но и жестами, выразить свое отношение можно и мимикой. Существует ли еще какой-нибудь язык? Да, есть еще язык «столовых приборов». Участникам предлагается продемонстрировать знание этого языка.

Сценка «Учтивый разговор»

История очень вежливая и не слишком короткая

Один англичанин толкнул англичанина

И тут же сказал:

"Извините, нечаянно".

Второй англичанин любезно ответил:

"Простите, но я ничего не заметил". —

"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите". —

"Простите, но что мне прощать, объясните". —

"Как — "что мне прощать"? Неужели не ясно?" —

"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:

Я рад бы простить вас, но мне не понять,

Что именно должен я вам извинять".

Тогда

Англичанин

Толкнул англичанина

И сразу сказал:

"Извините —

Нечаянно".

На что собеседник любезно ответил:

"Простите,

Но я ничего не заметил". —

"Нет-нет,

Это вы, ради Бога, простите". —

"Простите,

Но что мне прощать?

Объясните". —

"Как — "что мне прощать"?

Неужели не ясно?" —

"Сэр,

Вы беспокоитесь, право, напрасно:

Я рад бы простить вас, но мне не понять,

Что именно

Должен я вам извинять!"

Тогда

Англичанин

Толкнул

Англичанина

И сразу сказал:

"Извините.

Нечаянно!"

На что собеседник

Любезно

Ответил:

"Простите, но —

Я ничего не заметил!" —

"Нет-нет!

Это вы,

Ради Бога, простите!" —

"Простите,

Но что мне прощать!

Объясните!" —

"Как — "что мне прощать"?

Неужели не ясно!" —

"Сэ-э-эр,

Вы беспокоитесь,

Право, напрасно:

Я рад бы простить вас,

Но мне не понять,

Ч т о и м е н н о

Должен я вам извинять!"

Тогда

АНГЛИЧАНИН

ТОЛКНУЛ

Англичанина!

И сразу сказал:

"ИЗВИНИТЕНЕЧАЯННО!"

.

Но тут

Собеседник

Ответил

Иначе:

"Простите,

Но я вам, пожалуй, дам сдачи".

И

В е ж л и в о - в е ж л и в о

Два англичанина

Друг друга

До ночи

Тузили

Отчаянно.

Авторская интерпретация, которая может не совпадать с читательской, или Послесловие переводчика

ПО ВКУСУ

СТОИТ

Досолить

И завтрак, и обед.

НЕМНОЖКО

МОЖНО

Пошалить —

Плохого в этом нет.

Подраться

НУЖНО

ИНОГДА —

За слабого, к примеру.

НО

Даже вежливость — беда,

Когда забудешь меру

21 слайд Подведение итогов

Еще раз отметим, что вежливое обращение с другими людьми всегда благоприятно говорит о вас. Искренняя улыбка заряжает положительными эмоциями человека на целый день, комплимент, сказанный к месту, также поднимает настроение, а взаимная вежливость и уважение помогают избежать ненужный ссор и конфликтов.

Из нашей сегодняшней беседы вы поняли, что этикет – это часть культуры любого общества, которая вырабатывалась целыми столетиями. Со временем какие-то традиции изменились, а какие-то трансформировались в незыблемые правила. Без некоторых из них мы даже не можем представить нашу жизнь. Например, как можно пройти мимо знакомого человека и не поздороваться или не поблагодарить за оказанную услугу. Сегодня этикет является одним из главных источников культурных ценностей. Многие правила этикета очень просты, а некоторым необходимо учиться. Именно представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» вы получите, если будите изучать этикет.

Публикации по теме:

Презентация (слайды) к открытому занятию «Постройка жилищ» К педсовету проводила открытое занятие по конструированию "Постройка жилищ" Целью занятия было закрепить архитектура-как вид искуства, построить.

Тема: «Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Этикет
  • Лето
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возрастная группа от 9 до 13 лет, детского дома
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 21:25
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Скоро Новый год»
Проект «Скоро Новый год» ( познавательно – творческий, краткосрочный ( 2 недели, участники - старшая группа, родители, музыкальный руководитель)...
Лепка «Угощение для дня рождения» «Торт» в средней группе
Цель: учить детей лепить торт по представлению; скатывать комок пластилина между ладонями в шар; совершенствовать умения сплющивать шарик; координировать и...
«Цветочек из гофрированной бумаги и мишуры» (мастер-класс)
Перед Днем Матери по традиции мы с детьми обычно готовим подарки. Хорошо известно, что лучший подарок - сделанный своими руками. Но когда у тебя в...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...