МААМ-картинки

Конспект занятия «Времена года. До свидания, Осень!»

Татьяна Шамина
Конспект занятия «Времена года. До свидания, Осень!»

Конспект занятия

«Времена года. До свидания, Осень

Воспитатель: Шамина Татьяна Андреевна

Программное содержание: Сформировать у детей обобщенное представление о временах года. Уточнить и расширить представление детей об осени, как о времени года, как и когда меняются условия жизни для живых существ: как укорачивается день, становится холоднее, как меняются растения.

Публикация «Конспект занятия „Времена года, До свидания, Осень!“» размещена в разделах

Материалы к занятию : Загадки и стихи о временах года. Магнитная доска и карточки по всем четырем временам года.

Персонажи: старичок-лесовичок.

Предметы: Три корзины с муляжами овощей, фруктов, грибов. Картина с изображением деревьев (листья к ним).

Ход занятия : Ребята, сегодня нам предстоит с вами очень увлекательное путешествие. И начнем мы его с вами со сказки-загадки. Послушайте ее внимательно:

Жили - были четыре сестрицы. Были сестры умницы, красавицы, одна другой краше. И жили они очень дружно, никогда не спорили. Каждая в свое время на землю приходила, сестрицу не обгоняла, очередь свою соблюдали. Но вот однажды заспорили что-то сестры.

- Я самая главная, -говорит старшая сестрица. Мною год начинается, да и люди меня ждут не дождутся, ведь именно в этом времени года самый любимый праздник у людей. А детишки-то как любят меня, и санки достают, и коньки, и лыжи.

- Что ты, что ты,- говорит вторая сестрица.

- Ты такая холодная, морозная, вьюжная. Буранов напустишь, дороги заметешь, зверей да птиц заморозишь. Люди, птицы, звери ждут- не дождутся когда ты закончишься и мое время настанет. Все любят меня. Птички меня пением встречают, насекомые и звери из своих нор выбираются. Все теплому солнышку радуются. Да и потомством обзаводиться надо. Красота!

- Что вы сестрицы спорите,- говорит третья сестрица. - Люди больше всего меня жаркую любят. Все вокруг зеленое, на полянках ягод видимо невидимо, голубая теплая речка так и манит. Детишек домой не загонишь, целый день на улице играют –кто в прятки, кто в догонялки, а кто на роликах и велосипедах катается. А для зверей и птиц летом еды полным полно, живи и радуйся!

- Нет, нет и нет, - говорит четвертая сестрица. - Больше всего меня все ждут. Куда ни глянь - красота неописуемая, все вокруг багряное да золотое. А в огородах-то, в огородах урожая видимо-невидимо. И ягод и овощей, и фруктов. А в лесу грибов великое множество. Все сыты - и люди и звери. Запасы делают, да и меня нахваливают…

Воспитатель (обращается к детям) :

- Ребята, вы внимательно слушали сказку? Подумайте и скажите, о чем идет речь в этой сказке-загадке? временах года.)

- А какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

- Все правильно. Всего в году 12 месяцев, 4 времени года, а в каждом времени года по 3 месяца.

(Стук в дверь)

В. : Кто это к нам, интересно, стучится? Давайте, ребятки, посмотрим.

( Из-за ширмы выглядывает старичок в необычной одежде: плащ, на котором нарисованы картинки с изображением всех времен года)

Воспитатель обращается к гостю:

- Здравствуйте, заходите, пожалуйста. Гостям мы всегда рады, только бы хотелось нам с ребятами узнать, кто Вы и как Вас зовут?

Старичок: А я именно тот гость, который вовремя оказался в нужном месте. Зовут меня старик-годовик. Обходил я свои обширные владения. Забот у меня много. Проходил мимо вашего садика. Дай, думаю, зайду к ребяткам, посмотрю, как живут, чем занимаются? Услышал, сказку читают. Стоял я и думал: отгадают ли ребята про времена года? Какие молодцы, все правильно сказали, порадовали старика. И так мне захотелось задержаться у вас.

В. : Конечно, оставайтесь. Мы с ребятами приглашаем вас. Посмотрите, как наши ребята стараются. А впереди у нас самое интересное.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, посмотрите, какой у нашего гостя плащ необычный. Что вы видите? Дети рассматривают картинки и с помощью наводящих вопросов приходят к выводу: на плаще приметы всех времен года.

Старичок: Ай, какие молодцы, все знаете. Сяду я отдохну, посмотрю на вас.

В. : Ты, гость дорогой, отдохни с дороги, а мы с ребятами продолжим. (На магнитной доске выставляются карточки по всем временам года. Воспитатель предлагает детям дать краткую характеристику по каждому времени года : зима, весна, лето, а про осень предлагает поговорить позже. Воспитатель раздает сюжетные картинки каждому ребенку по разным временам года и дети должны не просто назвать, какое время года, а обосновать свой ответ).

Ст. : А я тоже хочу проверить, как вы угадаете, какое время года. Я прочитаю стихи, а вы попробуйте угадать, какое время года они отражают :

Ст. : Она приходит ненароком,

По всем статьям беря свое.

Она должна уж быть по срокам,

А вот, поди ж ты, – нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку,

Взглянул в оконное стекло

И видишь "скатерть-самобранку" –

Везде, вокруг, белым-бело. (Зима)

Ст. : Она приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег,

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек. (Весна)

Ст. : Зеленой периной

Вдруг стала трава.

Цветы полевые

Красивый букет.

Разные по цвету,

И похожих нет. (Лето)

Ст. : Дождь и холода.

Ночью замерзает

В лужах вся вода.

Птицы улетают

Стаями на юг.

Но грустить не стоит

О природе друг! (Осень)

Ст. : Посмотрите на этих ребят! Опять справились.

В. : Стихи вы отгадали, а я вам загадки загадаю. А вы должны не только отгадать загадку, но и сказать, когда это бывает? В какое время года?

1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

2. Без досок, без топоров через реку мост готов. Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло. (Лед)

3. Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи)

4. Когда это бывает? (Зимой)

5. Крашенное коромысло через реку повисло (Радуга)

6. Светит, сверкает, всех согревает (Солнце)

7. Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)

8. Когда это бывает? (Летом)

9. Сели детки на карниз, а растут все время вниз (Сосульки)

10. На ветках плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки. (Почки)

11. Когда это бывает? (Весной)

В. : Ну что, дедушка? Понравилось тебе, как наши ребята отвечают?

Ст. : Все-то вы знаете. Даже не представляю, что у вас можно спросить. А какое время года сейчас? (Осень) - А какой месяц? (Ноябрь) - А это первый, второй или третий месяц осени? (Последний, третий месяц).

Ст. : Я так рад, что к таким ребяткам в гости попал.

В. : И ребята очень рады, что ты пришел к ним, вот они и стараются. А сейчас попробуем более подробно поговорить о таком прекрасном времени года, красивом - об осени. Многие писатели и поэты в своих произведениях передают неповторимую красоту этого времени года. Послушайте:

Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шуми свежее дыханье.

И мглой волнистого покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

В. : Что же происходит осенью? Какие изменения происходят в природе?

( По карточкам на доске дети все подробно рассказывают: День становится короче, ночь - длиннее)

- А какое основное изменение происходит в неживой природе? (Похолодание. Небо часто закрыто облаками).

- А какие осадки бывают осенью? (Дождь).

- Всегда дождь? (В конце осени бывает снег).

- Что происходит с растительным миром? (Листья на деревьях и кустарниках меняют свой цвет, становятся желтыми, красными, оранжевыми и затем опадают).

- Все деревья сбрасывают свою листву? (Нет, не меняют цвет листья хвойных деревьев. Это ель и сосна).

- Все правильно, ребята. Мы с вами в группе сделали осеннюю коллекцию из осенних листьев : гербарий, рыбок, вазочки с букетами. А вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают свою листву? (Нет). А давайте у нашего гостя спросим. Он точно знает ответ на этот вопрос.

Ст. : Все деревья, ребята, готовятся к зиме. Зимой деревья спят, они не растут зимой, а листья укрывают корни деревьев от холодов.

В. : А сейчас я приглашаю всех ребят поиграть со мной в игру, которая так и называется: "Осенние листочки" (Игра проводится 2 раза по подгруппам) :

Мы - листочки, мы листочки.

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

ветер дунул - полетели.

(Дети стоят кружком с листочками в руках, разбегаются).

Мы летали, мы летали,

а потом летать устали!

Перестал дуть ветерок,

мы присели все в кружок.

(Дети бегают, помахивая листочками, приседают, подбрасывают листья).

Ветер снова вдруг подул

и листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

и на землю тихо сели.

(Дети разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают листья вверх).

Ст. : Как вы красиво танцевали. Я тоже хочу с вами поиграть. Игра называется "Найди свое дерево". Чтобы корни деревьев не замерзли зимой, помогите мне их укрыть листочками. По отдельным признакам попробуйте назвать дерево.

(Воспитатель помогает провести игру)

Ст. : Стоит в белой одежке, свесив сережки. Что это? (Береза).

В. : Ребята, посмотрите. Здесь у нас нарисованы деревья. Около дерева кружок с цифрой. Найдите вазочку с такой же цифрой и туда поставьте листья с этого дерева.

(Дети отгадывают загадки и ставят листья в вазочки. Старичок хвалит детей)

В. : Давайте продолжим нашу беседу об осени. Что ж еще происходит, посмотрите на карточки. Что обозначает эта карточка?

(Д. : Пропадают насекомые. Одни засыпают, другие прячутся под кору деревьев)

В. : А на этой карточке что нарисовано?

(Д. : Птицы улетают в теплые края, потому что корма становится мало)

В. : А как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелетные) Какие птицы улетают? (Ласточка, грач, скворец, соловей.) А какие птицы остаются с нами? (Ворона, воробей, голубь.) А какие птицы прилетают к нам на зиму? (Синички, снегири)

- Вот здесь у нас на картине нарисованы птицы. Около каждой свой номер. Назовите, пожалуйста, этих птиц.

- Звери тоже готовятся к зиме, но по-разному. Расскажем нашему гостю об этом. (Белка, мышки, бурундуки запасаются на зиму, медведь засыпает. У зайца и белки меняется окраска шерстки: белка становится серой, а заяц - белым)

- А почему заяц и белка поменяли свои шубки? (Они маскируются. Так им удобней скрываться от врагов)

- А все звери делают себе запасы на зиму? (Нет. Зайцы, лиса, волки, лоси запасов не делают. Зайчики питаются корой и веточками молодых деревьев, кустарников, а лиса и волк охотятся на более мелких зверей и птиц)

- Мы с вами вспомнили о сменяемости дня и ночи, о6 осадках, о растительном и животном мире. А что мы, люди, продолжаем делать осенью? (Убираем урожай овощей и фруктов и храним их.)

- Как отличаются овощи и фрукты по месту произрастания? (Овощи на земле растут или в земле, а фрукты на деревьях)

- Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете овощи? (Морковка, свекла, лук, помидор, горошек, огурец, тыква, капуста.)

- А какие фрукты вы знаете? (Яблоки, груши, апельсины, бананы, лимон.)

Ст. : Ой, остановитесь, пожалуйста. Не могу больше вас слушать.

В. : Что с тобой случилось?

Ст. : Слюнки у меня текут. Мне сразу захотелось все это попробовать.

В. : Не расстраивайся, мы тебя с ребятами обязательно угостим. Фрукты ты съешь, а из овощей салат сделаешь, суп сваришь.

Ст. : Спасибо! У меня тут и корзиночки припасены для такого случая. Вот вы мне в них гостинцы и положите. Да смотрите, не перепутайте. В одну положите только овощи, а в другую - фрукты (Дети выполняют задание. Можно загадать загадки про овощи.)

Ст. : Большое спасибо. Я тоже приготовил для вас подарки. (Угощает детей орехами и грибами и, прощаясь, уходит.)

В. : Ну вот и подходит к концу наше с вами путешествие. Мне хочется пригласить вас на выставку, которая называется: "Круглый год". На ней представлены картины по всем временам года. Посмотрите и полюбуйтесь ими. Давайте вспомним стихи, которые мы с вами учили, прочитайте их, пожалуйста. (Дети подходят, выбирают картину по любому времени года и читают стихи).

Публикации по теме:

Конспект комплексного интегрированного занятия «Жили-были эльфы. Времена года. Осень» «Жили - были эльфы» Цель: Развивать память, внимание, эстетическое восприятие стихов и музыки. Закрепление знаний детьми признаков осени,.

Конспект занятия на тему «Месяцы и времена года» Тема занятия: «Месяцы и времена года» Цели занятия: формирование знания о временах года у детей старшего школьного возраста, научить их.

Конспект занятия по экологии «Времена года» (старшая группа) Ирина Черникова Конспект занятия по экологии «Времена года» (старшая группа) Автор - Черникова Ирина Петровна Цель: Систематизация знаний.

Модель занятия по ФЭМП в средней группе Тема: Сравнение чисел 3–4,счет по образцу, загадки. Времена года (осень). Модель занятия по ФЭМП в средней группе. Тема: Сравнение чисел 3-4,счет по образцу, загадки. Времена года (осень). Слева, справа. Программное.

Музыкально-литературная гостиная «Русская осень» по произведениям П. И. Чайковского «Времена года» Музыкально-литературная гостиная «Русская осень» по произведениям П. И. Чайковского «Времена года» Ход мероприятия: Дети под музыку А. Вивальди.

Оформление уголка природы «Времена года-Осень»Оформление уголка природы «Времена года-Осень» Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

План занятия по окружающему миру «Времена года. Осень» Тема «Времена года. Осень» Цель занятия: расширение знаний детей об осени, месяцах и их особенностях, подготовке к зиме. Задачи: - вспомнить.

Тематическое оформление группы «Времена года: осень»Тематическое оформление группы «Времена года: осень» Здравствуйте, я, Антипова Ирина Сергеевна, воспитатель детского сада "Рябинка", МБОУ ПГО "СОШ с. Полдневая", старшая группа. Представляю.

Конспект занятия по хореографии «Времена года» Времена года Цель: Учить выполнять танцевальные элементы русской пляски, работать в паре. Формировать умение детей следить за осанкой, координацией.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Времена года» Цель закрепить основные признаки всех времен года Задачи: обучающие учить детей различать признаки времен года соотносить каждое время года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Времена года. До свидания, Осень!»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 08:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД