Всеобуч для родителей на тему «Академия пальчиковых наук»

Леся Помиркованая
Всеобуч для родителей на тему «Академия пальчиковых наук»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида «Алёнушка»

Всеобуч для родителей

Тема: «Академия пальчиковых наук»

Разработчик: Помиркованая Леся Виталиевна

Должность: воспитатель

п. Свободный

Цель: Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Научить превращать обучение в игру.

Дать основу правил поведения массажа рук и пальцев ребёнка.

Познакомить родителей с играми для развития мелкой моторики.

Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящие «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются, чтобы почувствовать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее, и шаловливее. Они уже действуют осознанно и все чаще добиваются своей цели. Но что стоит за всеми этими действиями?

В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и… умнеет.

Поэтому, чем больше внимания вы уделяете кистям малыша (поглаживание и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их, тем активней у него развиваются мозг и речь. Ведь ум ребенка сейчас сосредоточен именно на кончиках пальцев - так утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания и облизывания, в сознании младенца складывается целостное представление об их свойствах и назначении.

Средства, способствующие развитию мелкой моторики.

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всех рукой и всем телом.

Мелкую моторику рук развивают:

1. Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

2. Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

3. Игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;

4. Рисование карандашом, фломастером, кистью. ;

5. Застегивание и расстёгивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. ;

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазанья (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая мелкую моторику рук нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем левое полушарие мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем правое полушарие мозга.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно проводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

6. У малыша развивается воображения и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «говорить руками» целые истории (пример смотрите далее).

7. Врезультате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.

Массируем пальчики.

Если вы хотите чтобы ваш ребёнок благополучно развивался, был активным, любознательным, поскорее начал хорошо говорить, то кроме обычного массажа для тела обязательно проводите массаж ладоней и пальцев рук. Это очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит, и интеллектуальных способностей маленького человека, потому что, массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Запомните основные правила массажа.

Развивать мелкую моторику можно уже в младенческом возрасте – с первого месяца. Одной рукой вы производите массирующие движения, а другой поддерживаете ручку малыша.

Основные приемы массажа:

поглаживание (время от времени поглаживайте ладошки малыша с двух сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью; можно воспользоваться мягкой щеточкой.)

разминания (вращательными движениями массируйте пальчики от кончиков к запястью; в завершение обязательно погладьте кисти ручек и напоследок проведите пассивную гимнастику для пальчиков).

поглаживание тыльной стороны кисти малыша от кончиков до середины предплечья. (движения всей ладонью);

поглаживание каждого пальчика от кончика к основанию по всем поверхностям – тыльной, боковой и ладонной (движения несколькими пальцами).

растирания каждого пальчика по ладонной и боковым поверхностям от кончика к основанию (спиралеобразные движения костяшками пальцев).

повторное поглаживание.

вибрация – постукивание костей ручек ребенка (движение кончиками пальцев).

завершите массаж пассивными и активными пальчиковыми упражнениями.

Проводить массаж можно ежедневно или через день. Продолжительность одного сеанса 3 – 5 минут, курс 10 – 12 сеансов. Через 10 – 30 дней курс можно повторить.

Кроме массажа с малышом можно проводить занимательные игры, включающие в себя элементы массажа кистей рук.

Когда малыш самостоятельно разминает свои пальчики (выполняет упражнения, играет); он занимается пассивной гимнастикой (поочередное покачивание, сгибание и вращение каждого пальчика) невозможно без участия взрослых

Самомассаж усиливает кровообращение в кистях рук. Поиграйте с вашим малышом в эти веселые и полезные игры для ладошек и для пальчиков:

хлопки;

сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов;

потирание ладоней одна о другую;

перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш).

перекатывайте по поверхности стола мелких предметов двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди (можно использовать горошину, маленькую или даже маковое зернышко).

Сухой бассейн для пальчиков

Наполните половину коробки сухим горохом. Заройте какую – нибудь маленькую игрушку.

Пусть ребенок опустит ручки в сухой бассейн и найдет там спрятанный предмет.

Летом можно играть на свежем воздухе, отыскивая «клады» в сухом, теплом песке. Кроме игр с маленькими предметами очень полезно пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку.

Игры с предметами

Пальчиковые игры с различными предметами прекрасно развивают не только мелкую моторику у детей, но и тактильные ощущения. Благодаря специально подобранным стихотворениям ребенок включается в игру и эмоционально, развивает творчество, фантазию, воображение. Когда ребенок трогает, бросает, вертит в руках различного рода предметы, он ощущает их поверхность (мягкую, твердую, шершавую и т. д.).

Горох

В глубокую тарелку насыпать горох.

Ребенок перебирает его руками и при

этом рассказывает стихотворение:

В ведро насыпали горох

И пальцы окунули,

Устроили переполох,

Чтоб пальцы отдохнули.

Бусинки

Ребенок (под присмотром родителей)

берет в ладошки несколько бусин и катает их,

проговаривая стихотворение:

Я в руках перебираю

Бусинки – горошки.

Становитесь вы сильней,

Пальчики – помощники.

В поисках игрушек

Насыпать в тарелку фасоль, а на дно

предварительно положить мелкие игрушки

(например из «киндер – сюрпризов»).

Задача ребенка найти их.

В горшок насыпали фасоль,

И спрятали игрушки,

Теперь мы ручкой достаем

Забавненьких зверушек.

Друзья

Ребенок берет мягкие игрушки среднего

размера и под чтение стихотворения крепко сжимает

их сначала лапы, а затем туловище в соответствии с текстом.

После каждой строчки происходит смена рук:

Я друзей всех обожаю,

Крепко руки пожимаю

А когда прощаемся -

Крепко обнимаемся.

Мячик

Ребенок выполняет упражнения рукой в соответствии

с текстом стихотворения.

Мячик я рукой катаю,

По столу его гоняю.

Им поглажу по ладошке,

Будто бы сметаю крошки.

Я сожму его слегка.

Тренируется рука.

Каждым пальцем мяч давлю,

Затем руку заменю.

Мяч летает между рук.

Это был последний трюк.

Спички вместо карандаша.

При помощи спичек ребенок выкладывает разные рисунки и при этом разучивает с мамой небольшие стихи.

Парусник

Парусник красивый

По реке плывет.

Белизной игривой

Нас к себе зовет,

Покататься, покупаться,

С добрым ветром баловаться.

Ромашка

Ромашка, словно солнышко,

Из спичек получилась.

Хотя на небе тучка

Немного рассердилась.

Елочка

Елка, елка, елочка,

Красавица зеленая

Ветки как мизинчики,

Расставила она.

Грибочек

Гриб, седая борода и,

Плюшевая голова,

У тебя одна нога,

Да и та – без сапога!

Список литературы:

1. Данилова Е. А. Пальчиковые игры. - Москва: Росмен, 2006.

2. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. - Санкт – Петербург: Сова, 2007.

3. Светлова И. Е. Развиваем мелкою моторику и координацию движений рук. - Эксмо – пресс, 2007.

4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. –Москва: Мозаика – Синтез, 2012.

5. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. - Москва: Мозаика – Синтез, 2012.

Публикации по теме:

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Тематическая неделя по ПДД «Внимание: дети!»Тематическая неделя по ПДД «Внимание: дети!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Мензелинского муниципального.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Всеобуч для родителей на тему «Академия пальчиковых наук»
Опубликовано: 16 октября 2013 в 19:57
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...