Лучший педагог года

Всеобуч для родителей «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка 2–3 лет»

Лилия Беденко
Всеобуч для родителей «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка 2–3 лет»

Уважаемые родители! Ранний возраст человека является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни.

Публикация «Всеобуч для родителей „Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка 2–3 лет“» размещена в разделах

В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития. Поэтому отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияющих на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, является причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.

Контроль за нервно-психическим развитием детей необходим, чтобы определить уровень развития каждого ребенка. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальные психолога – педагогические воздействия.

Система контроля, за развитием ребенка разработанная в нашей стране в 30- е годы в клинике профессора Н. М. Щелованова, затем усовершенствованная Н. М, Аксариной, К. Л. Печорой и другими, имеет методологическую основу, которая отличает ее от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за НПР. А это, в свою очередь, служит основанием для создания необходимых условий – «социальных ситуации», которые обеспечивают «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условии», необходимых для формирования новых качественных достижении в психическом развитии детей.

Контроль за НПР ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития», он должен своевременно и правильно определять задачи для дальнейшего его хода.

На третьем году жизни оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельности; развитие общих движении; воспитание навыков самостоятельности.

Диагностика психического развития ребенка 3 года жизни.

1. АКТИВНАЯ РЕЧЬ.

Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы: почему, когда?

Задание 1. Методика. Взрослый не принужденно беседует с ребенком на любую, близкую ему тему. Важно, чтобы ребенок хотя бы раз употребил в своей речи придаточное предложение.

Задание 2. Методика. Взрослый наблюдает за проявлением речевых реакций у ребенка во время кормления, одевания, самостоятельной деятельности. Необходимо, чтобы ребенок хотя бы раз употребил вопрос: «почему?» или «когда?».

2. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Подбирает к образцу плоскостные геометрические формы и воспроизводит предмет. Называет основных четыре цвета.

Задание 1. Материал. Плоскостная геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором, в основе которых лежат основные геометрические формы одного цвета.

Методика. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает составить соответствующий предмет, накладывая мозаику на образец.

Задание 2. Материал. Восемь разнообразных предметов, по два одного цвета (например, красный кубик, красная чашка, желтый цыпленок, желтый шар и др.).

Методика. Взрослый показывает ребенку поочередно один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шар?» Малыш должен правильно назвать четыре основных цвета.

3. ИГРА. (Появляются элементы ролевой игры.)

Задание 1. Материал. Разнообразные сюжетные игрушки.

Методика. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый в течение 20-30 мин наблюдает за игрой ребенка. Он отражает какой-либо сюжет, выполняет роль и определяет её словом.

Задание 2. Методика. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?». Ребенок должен назвать свою роль в игре в соответствии с выполняемым действием.

4. КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Появляются сложные сюжетные постройки.

Материал. Строительный материал (10-14 шт.) по два предмета каждой формы. Величина материала зависит от места игры ребенка (за столом или на полу). Можно дополнительно дать машину, мелкие игрушки.

Методика. Ребенку дают строительный материал и предлагают построить, что он хочет. Малыш делает сюжетную постройку (например, гараж, дорогу к нему, играет с ней.

5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

С помощью пластилина, карандаша, красок изображает простые предметы и называет их.

Задание 1. Материал. Кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см., диаметром 1,5-2 см.

Методика. Ребенку дают кусок пластилина в виде цилиндра и предлагают что-нибудь слепить. Он лепит предмет и обязательно называет, что слепил. При этом работа должна иметь сходство с названным предметом.

Задание 2. Материал. Лист бумаги (размером с тетрадь, карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).

Методика. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать. Малыш рисует предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с предметом.

6. ДВИЖЕНИЯ.

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.

Материал. Палка или веревка длиной 1,5-2м., поднятая на высоте 30-35 см.

Методика. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.

7. НАВЫКИ.

Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере необходимости без напоминания.

Проверка осуществляется в естественных для ребенка условиях (во время выполнения режимных процессов).

По материалам сайта intellportal.ru, ejeweek.ru, nsportal.ru

Публикации по теме:

Педагогическая диагностика Предлагаю вашему вниманию способ оформления педагогической диагностики в ДОУ на примере младшей группы. Для каждой образовательной области.

Педагогическая диагностика действия сравнения в старшем дошкольном возрасте Задачи: развивать умение сравнивать предметы по разным основаниям, т. е. находить разные линии сравнения как с опорой на предмет, его изображения,.

Педагогическая диагностика по программе «Детство» Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Педагогическая.

Педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития (развития жизненных компетенций) у старших дошкольников с ОВЗ Критерии составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и программы Е. А. Екжановой.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на комиссию ПМПК Предлагаю вашему вниманию пример написания психолого - педагогической характеристики на ребенка старшего дошкольного возраста. Настоящая.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с ТНР Имя ребенка дата рождения ХХ. ХХ. ХХХХ Заключение ОПМПК от ХХ. ХХ. ХХХХ ТНР Речевая среда. Благоприятная, умеренный контроль за процессом.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с ТНР Имя ребенка и дата рождения___ Заключение ОПМПК от ХХ. ХХ. ХХХХ ТНР Группа здоровья 2 В детский сад Сережа.

Психолого-педагогическая викторина для родителей: «Растём вместе!» .

Всеобуч для родителей «Игра — это серьезно» Всеобуч по теме: «Игра – это серьёзное» Цели родительского собрания: 1. Познакомить родителей с понятием игра, воспитание и развитие ребёнка.

Всеобуч для родителей «Жизнь и здоровье ребенка — в наших руках!» Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей. Задачи: Познакомить родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Всеобуч для родителей «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка 2–3 лет»
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 14:09
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД