Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в Условиях модернизации дошкольного образования»

Наталья Стулова
Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в Условиях модернизации дошкольного образования»

Значимое место в ряду социальных проблем занимает проблема воспитания и обучения детей с нарушениями развития. [2,c 212] Постоянное увеличение количества этих детей, причиной которого является негативное влияние различных экологических, социально-экономических, культурно-психологических и др. факторов, обусловливает важность и необходимость совершенствования традиционных и поиск новых методов и форм коррекционно-педагогической работы с ними.

В настоящее время в России существует широкая сеть специальных дошкольных учреждений, которая охватывает детей, имеющих выраженные нарушения в формировании сенсорной, интеллектуальной, речевой или двигательной сферы; научно обоснованы и реализуются в практической деятельности принципы и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми в данных условиях. Вместе с тем, в силу ряда причин:

-невнимательное отношение родителей и воспитателей к трудностям, имеющимся у детей;

-несвоевременное выявление и диагностика отклонений в развитии;

-недостаточное количество мест в специальных детских садах, которое не позволяет оказать помощь всем нуждающимся в ней детям и др. в массовых дошкольных учреждениях оказывается значительное число детей с нерезко выраженными отклонениями в психофизическом развитии. Это дети со снижением зрения, слуха, нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития,соматической или нервно-психической ослабленностью и др.

Совместное воспитание и обучение дошкольников с проблемами в развитии и их нормально развивающихся сверстников осуществляется практически в каждом детском саду. Литературные данные свидетельствуют о том, что до 50% детей старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в усвоении программы массового дошкольного учреждения по всем или отдельным ее разделам[5, c 224].

Воспитатели детских учреждений, как правило, не подготовлены к коррекционной деятельности и не могут оказать дошкольникам адекватную помощь в соответствии со структурой имеющихся у них отклонений в развитии, Тем более не готовы к такого рода деятельности родители, которые обычно необъективно оценивают уровень развития обоих детей. В период медицинской диспансеризации родители и воспитатели получают, в основном, рекомендации по оздоровлению детей, а особенности их умственного, психического и речевого развития уходят из поля зрения врачей или обследуются формально.

Эти или другие обстоятельства ведут к тому, что, поступая в школу, дети с отклонениями в развитии составляют "группу риска,' (группу "проблемных детей", "детей с особыми нуждами") и часто попадают в разряд неуспевающих.

Тщательное изучение воспитанников массовых детских садов с проблемами в развитии приводит к выводу о том, что у преобладающей части из них нарушения носят негрубый, парциальный характер и при создании соответствующих услоеий могут быть успешно устранены в дошкольном возрасте, когда активно происходят процессы формирования всех психических процессов и закладываются основы личности. Проведение коррекционно-педагогической работы именно в этот период способствует полноценной социальной адаптации детей, предупреждает возникновение у них вторичных особенностей развития и имеет наибольшую результативность

Каждый этап развития проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют специфику работы семьи с ребенком, а также психотерапевтической работы дефектолога (или психолога) с семьей. [1,c 38]

Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других - возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. В связи с этим дошкольный дефектолог (или практический психолог) и вообще педагоги дошкольных учреждений должны вести работу с родителями, а иногда и оказывать психотерапевтическую помощь семье. Педагоги должны проводить собрания родителей, организовывать индивидуальные разъяснительные беседы, массовые мероприятия, праздники, показательные индивидуальные и групповые занятия, оформлять тематические стенды и т. д.

Необходимо всестороннее взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с целью укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения. Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечивает наиболее благоприятные условия для полноценного развития детей. [3, c 433]

Для согласованности требований дошкольного учреждения и семьи используются различные формы взаимодействия:

-посещение педагогом семьи, а родителями - детского сада,

-беседы с родителями,

-консультации специалистов,

-родительские собрания,

-проведение открытых занятий и т. д.

В последнее время активно внедряется новая форма взаимодействия в рамках педагогики сотрудничества - организация клубов по интересам для совместной работы взрослых и детей на базе дошкольного учреждения: спортивный, фольклорный клубы и др. Практикуется руководство родителей студийными занятиями детей: танцевальные, музыкальные, театральные кружки, студии изобразительной деятельности и др.

Совместная работа педагогов и родителей - неотъемлемая часть педагогического процесса. Родительские собрания в дошкольном учреждении проводятся, как правило, не реже 3 раз в год: в начале сентября родителей знакомят со структурой учреждения, задачами и основным содержанием работы, правилами и распорядком дня детей в детском саду. Это собрание обычно проводит заведующий учреждением с родителями всех групп. В октябре предусмотрено проведение групповых собраний педагогами, логопедами, психологом. [4, c 114] Родителей конкретно ориентируют в состоянии ребенка и в той работе, которую они должны проводить параллельно со специалистами и под их руководством.

Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка.

Сотрудничество педагогов и родителей - основа успешного обучения и воспитания ребенка. Анализ, прогноз, действия -путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, особенностей поведения, вызванных ими затруднений.

Родители и педагоги должны знать возрастные закономерности формирования психики ребенка, структуру и характер возможных отклонений в процессе этого развития, приемы и методы коррекции и компенсации нарушенных функций.

Работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. [7, c 35]

В большинстве случаев дети с отклонениями в развитии нуждаются в лечебно-оздоровительном и психолого-педагогическом воздействии. Для коррекционного эффекта большое значение имеют условия воспитания ребенка в семье и раннее начало комплексных оздоровительных и обучающих мероприятий.

Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, ибо это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Установка родителей на изоляцию ребенка с отклонениями в развитии от коллектива сверстников, общения с ними является тормозом в развитии ребенка. Родители детей с отклонениями в развитии должны получать квалифицированную помощь специалистов, направленную на приобретение ими необходимых знаний и навыков в работе по преодолению имеющегося у ребенка нарушения.

В системе комплексных мер большое значение имеет правильное отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудностям, проблемам, нарушениям. Чрезмерная опека (гиперопека, равно как и отсутствие внимания к ребенку (гипоопека, в значительной мере утяжеляют общее нервно-психическое состояние ребенка, затрудняют процесс его социальной адаптации. Безусловно, во всех случаях показано раннее коррекционное воздействие, что обеспечивает максимальную эффективность работы. [6, c 176]

Список литературы

1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.: ТОО "Интелтех", 1994. - 38 с.

2. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия. - 1995. - 212 с.

3. Выготский Л. С. Детская психология //Собр. соч. ; В 6 т. -М.: Педагогика, 1984. Т. 4. - 433 с.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары,Чувашское книжное издательство,1980.-114 с.

5. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя /Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. ; Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. - 224 с.

6. Ермолаева М. В., психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. — 176 с. (Серия "Библиотека школьного психолога").

7. Методические рекомендации по организации коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с задержками психического развития /Под ред. В. Л. Шидловского. Л., 1991. - 35 с.

Публикации по теме:

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в Условиях модернизации дошкольного образования»
Опубликовано: 6 марта 2013 в 11:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...