Встреча с жителем блокадного Ленинграда «Девочка из блокадного Ленинграда» (подготовительная группа)

Инна Василенко
Встреча с жителем блокадного Ленинграда «Девочка из блокадного Ленинграда» (подготовительная группа)

Встреча – интервью с жителем блокадного Ленинграда.

«Девочка из блокадного Ленинграда»

Подготовительная группа. 27.01.2014 год

Встреча с жителем блокадного Ленинграда «Девочка из блокадного Ленинграда» (подготовительная группа)

ель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Познакомить детей с героическим прошлым русского народа, с понятием блокада;

Воспитывать у детей любовь и чувство гордости за свою страну.

Развивать такие чувства как сострадание, сочувствие, уважение к людям, пережившим страшные военные и послевоенные годы.

Ход занятия:

- Ребята. Сегодня у нас очень интересное занятие, на котором вы узнаете много полезной информации. Я расскажу вам историю об одной маленькой девочке, которая жила с мамой и папой в прекрасном городе Ленинграде. Она была маленькая, веселая, счастливая. Папа и мама работали на военном заводе, а девочка ходила в детский сад, когда надо было оставалась с соседками – бабушками. Они ее очень любили. И вот, в один прекрасный день, который начался как обычно, по радио на всю страну прозвучало объявление… (аудиозапись объявления о нападении фашистской Германии)

1 слайд: Мы поговорим сегодня о Великой Отечественной войне, а если точнее – о блокаде города Ленинграда (сейчас Петербург). Что вы знаете о войне? (ответы детей)

Что может быть страшнее, чем война!

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.

Война - самое страшное событие, которое только может случиться в жизни всего человечества. На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Враг наступал со всех сторон, фашистов было на много больше, чем советских воинов.

Германские войска предприняли мощное наступление, и 30 августа 1941 г. город Ленинград оказался в тисках. Совсем немногим удалось покинуть город до полного окружения. В последнем поезде, выехавшем из Ленинграда, ехала наша маленькая девочка со своей мамой. Немцы контролировали все пути к городу и из города, поэтому последний поезд не ушел незамеченным. Самолет начал сбрасывать бомбы на поезд с людьми. Люди услышали взрывы, несколько вагонов были взорваны и горели. Поезд остановился из горящих вагонов стали вытаскивать раненных, убитых. Было очень страшно. Многие дети и взрослые плакали, потому что не могли найти своих близких. Не могла найти свою маму и девочка. Ее сильно ранило осколком от бомбы. Не скоро приехали грузовые машины, а погода была уже холодная. Раненных людей повезли в ближайший госпиталь. Всех детей, оставшихся без родителей, собрали в одну машину и повезли на Кубань в детский дом.

Больше из города ни один поезд не выехал. Блокадное кольцо сомкнулось очень плотно.

- Кто из вас знает, что такое блокадное кольцо? (ответы детей)

Командование советскими войсками приказало защищать Ленинград до последнего человека. Опасаясь больших потерь при штурме, Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

2 слайд: Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов.

3 слайд: В особенно трагическом положении оказалось мирное население. К моменту полной блокады удалось эвакуировать в тыл лишь небольшую часть жителей (менее 500 тыс.). В городе остались 2,5 млн. граждан, среди которых 400 тыс. детей.

4 слайд: На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек. Вместе с взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

5 слайд: Ленинград очень красивый город. В нем находилось множество прекрасных памятников архитектуры, скульптур, парков, дворцов, построенных еще при царе Петре 1. Люди позаботились и о них. Вы видите, как укрывают памятники. Снимали их и опускали под землю, чтобы сохранить для будущих потомков.

6 слайд: Очень страшные картины видели люди во время блокады города Ленинграда. Гул вражеских самолетов, визг летящих снарядов, грохот разрывов, гул разваливающихся зданий.

7 слайд: Люди стояли не на жизнь, а на смерть. Применялись все возможные способы обороны. Большую помощь в обороне от ночных бомбардировок оказывали воздушные дирижабли. Днем они были привязаны близко к земле, а на ночь их поднимали высоко в небо, чтобы вражеские самолеты, не заметив их, врезались в дирижабли и падали.

8 слайд: Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов. Жители стали употреблять в пищу все, что могло заглушить чувство голода. Ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше.

9 слайд: По свидетельству блокадников, эта пайка хлеба представляла собой маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки.

10 слайд: кусочек хлеба был так мал, что вес его даже не ощущался в руке. В городе не было канализации, электричества, водопровода, стоял транспорт.

11- 12 слайды: Жители города истощенные голодом, обессилившие, жили в холодных квартирах с выбитыми от взрывов стеклами, а мороз был – 41 градус, за водой ходили к реке Неве.

13 слайд: Несмотря на тяжелейшее положение, жители города участвовали в его обороне. Люди работали на предприятиях, выпускали боеприпасы, ремонтировали военную технику. Мальчишки вступали в отряды и с оружием в руках, наравне с взрослыми отбивали многочисленные атаки фашистов.

14 слайд: В городе заканчивалось продовольствие, боеприпасы. И вот чтобы как - то облегчить жизнь городу с 21 ноября 1941 года начала действовать ледовая трасса по Ладожскому озеру. Эту дорогу назвали "Дорогой жизни", так как она спасла жизнь очень многим людям.

15 слайд: Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов.

Стихотворение о «Дороге жизни».

16 – 17 слайд: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога!

18 – 19 слайд: Люди, работавшие на этой дороге, находились под постоянными бомбежками, обстрелами немецких самолетов. Гибло очень много наших воинов, поэтому этот путь назвали еще и «дорогой смерти».

20 слайд: И вот 12 января 1943 года наши войска прорвали кольцо блокады, а через год 27 января 1944 год город был окончательно освобождён от блокадного кольца. В честь освобождения состоялся торжественный салют. Битва за Ленинград была закончена. За этот подвиг город Ленинград был удостоен звания Города - героя.

За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол - Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе – салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

21 слайд: 27 января все русские люди празднуют день освобождения города Ленинграда от блокады. В течение 900 дней и ночей ленинградцы боролись с врагами и отстаивали свой город.

22 слайд: В суровые дни блокады от голода и холода погибли 642 тыс. человек. Однако сейчас есть предположение, что на самом деле потери выше - до 850 тыс. человек.

Стихотворение о блокаде Ленинграда.

23 слайд: Я хочу, чтобы вы всегда гордились нашими доблестными воинами и простыми людьми, не сломившимися в самых тяжелых испытаниях, помнили, что своей жизнью мы обязаны всем тем людям, которые смотрят сегодня на нас с вами с фотографий военных лет.

В наши дни по телевидению показывают много фильмов о блокаде Ленинграда, показывают интервью с выжившими солдатами, детьми. По воспоминаниям очевидцев написано много книг. И я хотела бы прочитать вам небольшой рассказ девочки о том, как она жила во время блокады Ленинграда.

Похлебка из крапивы

". Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Варили похлебку из плиток столярного клея. В городе исчезли все коши и собаки. Родные уходили на работу, а я оставалась одна в пустой квартире и лежала на кровати. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Иногда за ним приходили крысы, я называла их "кисками". Голодная, я ползала под столом, сил не было, не могла ходить, и пыталась найти хоть крошечку хлеба. Моя мама в войну работала водителем грузовика; собирала и привозила с полей траву-лебеду, крапиву, и мы варили похлебку. Это были так необходимые всем витамины. С тех пор я берегу каждую крошку, я не знаю, что такое выбросить хлеб.

Валентина Кузьминична Грабовская (урожденная Константинова)

- Ребята, вы узнали сегодня какова цена хлеба. Как нужно обращаться с этим продуктом? Какие пословицы о хлебе вы знаете?

- Ребята, вы сегодня узнали о самых трагических событиях великой отечественной войны, о блокаде Ленинграда, о тяжелой судьбе маленькой девочки. Сегодня у нас в гостях Василенко Галина Ивановна, та самая девочка, о которой я вам рассказывала. Какие вопросы появились у вас к нашей гостье? (вопросы детей)

Беседа с Василенко Г. И. о ее воспоминаниях.

Выступление детей: песня, стихи.

Вручение цветов.

мааам. руВсе может родная земля: накормить своим хлебом,

напоить из своих родников, удивить своей красотой.

Вот только защитить сама себя не может: защита

родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб

кто пьет ее воду, любуется ее красотой».

А. Митяев

Публикации по теме:

Презентация: Блокадный Ленинград Публикация содержит фотографии о 900 днях Блокады Ленинграда. Каждая фотография сопровождается комментариями или пояснениями. В презентации.

Рисунки детей блокадного Ленинграда. Вторая часть презентации.Рисунки детей блокадного Ленинграда. Вторая часть презентации. Добрый вечер всем! ПРОДОЛЖАЮ ВТОРУЮ ЧАСТЬ презентации о рисунках детей блокадного Ленинграда. Сегодня - 27 января. Годовщина снятия блокады.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Встреча с жителем блокадного Ленинграда «Девочка из блокадного Ленинграда» (подготовительная группа)
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 01:25
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...