«Встреча с ежиком». Занятие по обучению грамоте. Звуки [п] и [п’]

Надежда Рябко
«Встреча с ежиком». Занятие по обучению грамоте. Звуки [п] и [п’]

Программное содержание

1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.

2. Развивать у детей фонематический слух.

3. Учить слышать интонационно выделенный в слове звук и называть его изолированно.

4. Обучать самостоятельному интонационному выделению звука в слове.

5. Учить сравнивать слова по протяженности.

Демонстрационный материал. Леска с привязанными к ней бумажными птичками; большой и очень маленький мячи. Ежик. Две полоски длинная и короткая.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию.

Дети собираются около воспитателя.

Ребята скажите, есть ли у вас друзья?

С друзьями вы, конечно, встречаетесь, иногда ходите к ним в гости.

И у меня тоже есть друг - ежик. Он пригласил меня к себе в гости.

Хотите пойти со мной?

2. Актуализация знаний.

А можем ли мы прямо сейчас пойти к нему в гости?

Прежде чем пойти нужно собраться?

Дети собираются в гости. (Умываются. Логопедическое упражнение «Почистим зубки». Одеваются.)

Приходят к ёжику на полянку. Садятся на стульчики.

Ёжик очень любит играть. Он хочет поиграть с вами в своих птичек.

Дыхательное упражнение «Подуем на птичек». Воспитатель называет одновременно четверых-пятерых детей, и по его сигналу дети начинают дуть на бумажных птичек, привязанных к леске. Группа решает, чья птичка улетела дальше. Упражнение продолжается, пока не будут вызваны все дети.

2 .Расширение представлений по теме занятия

Педагог предлагает воспитанникам поиграть в ежиков. Напоминает, как пыхтят ежики, когда сердятся: «П-п-п.» (звуки произносятся раздельно). Дети ходят по комнате низко опустив головы и пыхтят. Воспитатель показывает, как пыхтят добрые ежики: «Пь-пь-пь.» Дети поочередно «становятся» то большими, то маленькими ежиками — по команде воспитателя меняют звук «п» на «пь».

Педагог спрашивает, какой звук произносят сердитые ежик, а какой — добрый.

3. Воспроизведение нового в игровой ситуации

Дети вновь занимают свои места. «Ежик убежал домой, — говорит

воспитатель. — Но он оставил свои звуки „п" и „пь" в стихотворении,

которое я сейчас вам прочту:

Паровоз пускает пар,

Топит печку кочегар».

Стихотворение читается дважды, без интонационного выделения звуков «п» и «пь». Желающие повторяют его. Затем воспитатель читает стихотворение еще раз, уже с интонационным выделением необходимых звуков, и просит назвать слова, в которых «спрятался» звук «п». Слова со звуком «пь» называет только воспитатель. Спрашивает, какой из этих звуков «добрый», а какой «сердитый братишка». Снова просит назвать слова с «добрым братишкой», потом — с «сердитым».

Воспитатель показывает детям два мяча, которые тоже оставил ежик. Дети определяют, что один мяч большой, а другой — совсем маленький. Педагог спрашивает, каким словом можно назвать маленький мяч, чтобы сразу стало понятно, что он маленький («мячик»).

Воспитатель предлагает детям проверить, какое слово длиннее — «мяч» или «мячик». Вызывает одного из детей, соединяет его ладошки и, произнося вместе с ним отрывисто слово «мяч», слегка раздвигает ладошки ребенка: это слово коротенькое (показывает короткую полоску, ладошки чуть-чуть раздвинуты. Затем подобным образом «измеряется» слово «мячик» (показывается длинная ладошка). Рядом с длинной полоской кладётся, маленький мяч, а с короткой – большой.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что мяч большой, а мячик — маленький, но слово «мячик», наоборот, длиннее, чем слово «мяч».

4. Итог

С кем вы сегодня играли?

В какие игры вы играли?

Какие звуки оставил нам в подарок ежик?

Ребята скажите, есть ли у вас друзья? С друзьями вы, конечно, встречаетесь, иногда ходите к ним в гости.

И у меня тоже есть друг - ежик. Он пригласил меня к себе в гости на лесную полянку.

Хотите пойти со мной?

3. Актуализация знаний.

А можем ли мы прямо сейчас пойти (отправиться?

Прежде чем пойти нужно собраться?

Дети собираются в гости. (Умываются. Логопедическое упражнение «Почистим зубки». Одеваются.)

Приходят к ёжику на полянку. Садятся на стульчики.

Дыхательное упражнение «Подуем на птичек».

Ёжик очень любит играть.

Он хочет поиграть с вами в своих птичек.

Если на них подуть они полетят.

Дуть на птичек будем так: делаем глубокий вдох носом и выдыхаем через нос не надувая щеки.

Показывает и пробует вместе с детьми. Воспитатель называет одновременно четверых-пятерых детей, и по его сигналу дети начинают дуть на бумажных птичек, привязанных к леске. Группа решает, чья птичка улетела дальше. Упражнение продолжается, пока не будут вызваны все дети.

3 .Расширение представлений по теме занятия

Следующая игра, в которую мы будем играть, с ёжиком называется «Сердитый и добрый ежик»

Педагог предлагает воспитанникам поиграть в ежиков. Вы будете ежиками сперва сердитыми, которые пыхтят вот так «П-п-п.», затем добрыми- Пь-пь-пь.

Как пыхтит сердитый еж, как добрый?

Дети ходят по комнате низко опустив головы и пыхтят. Воспитатель показывает, как пыхтят добрые ежики: «Пь-пь-пь.» Дети поочередно «становятся» то большими, то маленькими ежиками — по команде воспитателя меняют звук «п» на «пь». Ежики убегаю домой.

Педагог спрашивает, какой звук произносят сердитый ежик, а какой — добрый.

3. Воспроизведение нового в игровой ситуации

К сожалению моему другу пора домой, готовить свою норку к зимней спячке. Дети прощаются с ним.

Дети вновь занимают свои места. «Ежик убежал домой, — говорит

воспитатель. — Но он оставил свои звуки „п" и „пь" в стихотворении,

которое я сейчас вам прочту:

Паровоз пускает пар,

Топит печку кочегар».

Стихотворение читается дважды, без интонационного выделения звуков «п» и «пь».

Сейчас я прочитаю стихотворение ещё раз, а вы будете искать слова, в которых «спрятался» звук п., а потом вам нужно будет назвать их.

А сейчас я назову слова, в которых спрятался звук «пь».

Звук п и пь братья.

Спрашивает, какой из этих звуков «добрый», а какой «сердитый братишка».

Снова просит назвать слова с «добрым братишкой», потом — с «сердитым».

Воспитатель показывает детям два мяча. Дети определяют, что один мяч большой, а другой — совсем маленький. Педагог спрашивает, каким словом можно назвать маленький мяч, чтобы сразу стало понятно, что он маленький («мячик»).

Воспитатель предлагает детям проверить, какое слово длиннее — «мяч» или «мячик». Вызывает одного из детей, соединяет его ладошки и, произнося вместе с ним отрывисто слово «мяч», слегка раздвигает ладошки ребенка: это слово коротенькое (показывает короткую полоску, ладошки чуть-чуть раздвинуты. Затем подобным образом «измеряется» слово «мячик» (показывается длинная ладошка). Рядом с длинной полоской кладётся, маленький мяч, а с короткой – большой.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что мяч большой, а мячик — маленький, но слово «мячик», наоборот, длиннее, чем слово «мяч», так как там меньше звуков.

4. Итог

С кем вы сегодня играли?

В какие игры вы играли?

Какие звуки оставил нам в подарок ежик?

В работе использовались материалы Журовой Л. Е. Подготовка к обучению грамоте дошкольников

Публикации по теме:

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
«Встреча с ежиком». Занятие по обучению грамоте. Звуки [п] и [п’]
Опубликовано: 17 марта 2013 в 23:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...