Встреча с родителями на тему «Психологическая готовность к школе»

полина казакова
Встреча с родителями на тему «Психологическая готовность к школе»

Тематическая встреча с родителями

«Мы идем в школу или психологическая готовность к школе»

Ход встречи:

1. Актуальность вопроса для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу д/с, собираются на следующий год в школу (а также для всех интересующихся этим вопросом родителей). За год до поступления ребенка в школу мы (родители) всеми возможными и невозможными способами пытаемся «подготовить» ребенка к школе (посещаем школу «будущего первоклассника», ходим на подготовительные занятия к будущей учительнице, занимаемся платно со специалистами, готовящими ребенка к школе – логопедами, педагогами, психологами, часто не задумываясь о результатах такой подготовки, которые кроме, безусловно, положительного результата могут иметь и негативные последствия. И часто мы не задумываемся, что мы ждем от этих встреч, от этих занятий…

2. И сейчас я предлагаю вам определиться, поразмышлять над тем, что мы понимаем под готовностью ребенка к школе, а если быть точнее, что мы понимаем под понятием «психологическая готовность к школе». Или - что должен знать, уметь, каким должен быть ребенок, чтобы мы могли сказать, что он готов к школе. [Родители высказывают свое мнение, а психолог записывает предложенные варианты на доске. Из общего списка выделяются более мелкие группы. Делается предварительный вывод о том, что родители подразумевают под психологической готовностью к школе].

3. Основная информационная часть:

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

ителлектуальный мотивационный социальный регуляционный

1. Принятие, удержание учебной задачи, умение объяснить способ решения («УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ»).

2. Умения, навыки (счёт, письмо, чтение).

3. Уровень развития психических познавательных процессов (вни-мание, память, восприятие, мыш-ление, речь). 1. Отсутствие негатив-ного отношения к школе, учителю, сверст-никам.

2. Наличие иерархии мотивов. 1. Готовность к новой социаль-ной роли – ученика.

1. Умение себя контролировать (самоконтроль).

2. Самооценка.

1. ПРИНЯТИЕ, УДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ, УМЕНИЕ ОБЪЯСНИТЬ СПОСОБ РЕШЕНИЯ (ИЛИ ЭТО – УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ).

Ряд отечественных психологов считают этот компонент одним из наиболее важных (даже самым важным). В школе (принципиальное отличие от воспитания в детском саду) перед ребенком стоит задача – верно понять задание (чаще воспринимаемое ребенком на слух, понять как его выполнять и выполнить. И вот именно то, как он умеет принять задачу (услышать, понять её) – достаточно ли ему один раз изложить инструкции к заданию либо необходимы дополнительные разъяснения и указания; как удерживает задание по ходу выполнения – помнит ли правила, может ли объяснить способ решения, проверить правильность своего решения – это составляет суть УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ.

Высокий уровень умения учиться (формированием чего и будут, в общем-то, заниматься учителя начальной школы):

Ребенок встречает задание с выраженным интересом;

Этот интерес сохраняется у него на протяжении выполнения всего задания;

Ребенку понятны общая цель и содержание задания (с первого раза);

Ребенок может рассказать правила, по которым необходимо выполнять задание;

Ребенок принимает задание и сохраняет его до конца во всех компонентах;

Работает в основном точно, но если допускает ошибки, то при проверке их устраняет;

Ребенок способен адекватно оценить свои результаты, сопоставить его с образцом;

К возможному продолжению деятельности относится положительно, с интересом.

Роль родителей в развитии умения учиться:

Словесные игры с правилами – «Да и нет не говорите, в черном, белом не ходите» (можно играть по пути в/из садика, Графический диктант разной сложности.

2. УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ, УМЕНИЯ (СЧЕТ, ПИСЬМО, ЧТЕНИЕ)

Лет 10-15 считали это самым важным компонентом: чем больше ребенок знает и умеет, тем более успешен он будет в школе.

Мнение в настоящее время (отечественные психологи и педагоги): необходим определенный уровень школьных знаний, умений, навыков, но этот уровень не является главным в успешности ребенка и тем более не определяет полностью понятие «готовности к школе» (это один из компонентов).

Что происходит с детьми, кто, к моменту поступления в школе знает значительно больше, много умеет (то есть свободно оперируют сравнительно большими числами, хорошо читают, умеют хорошо писать) и идет в обычную общеобразовательную школу:

Они на уроках выполняют задания быстрее, чем все остальные, прилагая к этому минимум усилий, и вынуждены ждать пока остальные закончат. Они отвлекаются, начинают заниматься посторонними делами, читать тексты в конце учебника. Происходит выпадение такого ребенка из учебного процесса – Скучно в школе! (многое зависит от мастерства учителя, который может «держать под контролем такого ученика, давая дополнительные задания, прибегая к его помощи при проверке правильности выполнения заданий у других учеников)

Приучение детей «отбывать» часы в школе, не прикладывая к этому особых усилий»;

Несоответствие интеллектуальной и волевой, регуляционной готовности;

Привычка получать высокие оценки, не прикладывая к этому особых усилий (опора на уже имеющийся багаж знаний);

Резкое падание успеваемости таких детей к 3-5 классам (т. к. там начинается незнакомый материал, а дети не привыкли проявлять волевое усилий при изучении материала, привыкли получать хорошие оценки без усилий, тем более переход к подростковому возрасту);

Отрицательны последствия для формирования личности ребенка, в частности для самооценки.

Что должен знать ребенок к 6-7 годам:

Свой адрес (город, деревня, улица, док, квартира);

Название своей страны, столицу;

Имена, отчества родителей (место их работы, разбираться в ближайших родственных связях – понимать, сто бабушка и дедушка это родители его мамы и папы;

Ориентироваться во временах года, понимать их последовательность, основные признаки; месяцы, дни недели, текущий год;

Основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

(Т. Е. ОРИЕНТРОВАТЬСЯ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ, СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЯХ) Более подробно требования к умениям, навыкам можно узнать в программах дошкольного воспитания и образования, у воспитателя, у учителя начальных классов.

3. УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

Психические познавательные процессы – это то, что лежит в основе успешности (или неуспешности) овладения нами разной деятельностью. Это то незаметное, что помогает нам помнить материал, слушать внимательно или отвлекаться. Это:

Внимание,

Восприятие,

Память,

Мышление,

Речь.

(БЫЛА ПРОВЕДЕНИА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВСТРЕЧАХ С РОДИТЕЛЯМИ).

ПОДРОБНО НЕ ОСТАНАВЛИВАЕМСЯ.

4. ОТСУТСТВИЕ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ, УЧИТЕЛЮ, СВЕРСТНИКАМ. (признается одним из важных компонентов)

Мотивация (в нашем случае) – желание идти в школу, осознание важности и необходимости учения.

Мотивация может быть:

Внешняя

Привлекают внешние атрибуты школьной жизни (новый пенал, красивый рюкзак, красивая новая форма, перемены). Опасность формирования только внешней мотивации (например, ребенок не хочет идти в школу, ему родитель: «Ну, что ты, мы тебе купили такую красивую форму!») Внутренняя

Осознание важности, необходимости учения, цели учения приобретают самостоятельную ценность и привлекательность. Хочет в школу, т. к. хочет учиться, знает, что это сложно, но ему всегда готовы помочь учитель, родители. Знает, что узнает там много нового, интересного…

Часто этот компонент упускается из вида.

Большую (решающую) роль в его формировании играют родители.

Примеры формирования «+» и «-» мотиваций:

Формирование «-» мотива Ребенок в этих словах слышит, его ощущения Формирование «+» мотива Ребенок в этих словах слышит, его ощущения

1.«Вот пойдешь в школу, там тебе покажут…»

2. Опасно рисовать школу только в радужных тонах. Когда ребенок столкнется с трудностями, он будет разочарован. 1. Страх перед школой, нежелание учиться, я плохой, неуспешный.

2. убежденность в очень высоких своих способностях, а в школе – тревожность, чувство неполноценности, отказ ходить в школу. Спокойный тон, объективная информа-ция о школе. Настрой на совместное преодо-ление трудностей, на возможность всегда найти помощь у родителей. Осознание необходимости учения. Да, я знаю, что будет в школе, но я хочу туда пойти т. к. учится нужно, интересно, а к маме и папе я всегда смогу обратиться за помощью.

Установка ребенка: «Я не хочу идти в школу. Я боюсь – там будут ставить двойки, там злая учительница, которая ругается. Ничего интересного там не будет и даже ожидать не следует. Школа – это наказание»

Фразы родителей, способствующие формированию такой установки (отрицательной):

«Как тебе не стыдно, ты уже такая большая (ой) девочка/мальчик. Ты уже на следующий год идешь в школу… А так себя ведешь!»;

«Ты же двух слов сказать не можешь, как же ты будешь учиться в школе

«До сих пор в страшных снах вспоминаю свою первую учительницу, как же я не хочу, чтобы ты пошел в школу. Моя бы воля…»

Установка ребенка: «Я хочу в школу…»

Как родители могут формировать такую установку (положительную):

Объективная, достоверная информация о школе (все – и + школьной жизни, возможность обратиться за помощью.

Совместное (семейное) чтение художественной литературы по теме школьной жизни, изучение пословиц, поговорок, где славится труд, ум, подчеркивается значение книг, знаний, учения) организация уголка «школьной жизни», где может находится то, что относится к школьной жизни.

Диафильмы, фильмы, телепередачи о школьной жизни с возможным последующим их обсуждением.

Привлечение ребенка к школьным мероприятиям у старших детей (школьные конкурсы, праздники, открытые занятия, выставки).

Рассказы родителей о своих любимых учителях, сопровождаемые показом фотографий, грамот…

Игры ребенка в школу, участие его в различных ролях (ученика, учителя)

Отвечайте на вопросы ребенка, поддерживайте естественный его интерес к новому (в нашем случае к школе).

5. НАЛИЧИЕ ИЕРАРХИИ МОТИВОВ.

Это соответствие деятельности ситуации, т. е. ребенок понимает как надо вести себя в той или иной ситуации, умет выбрать поведение, уместное в данной ситуации даже проигнорировав более яркое и желанное поведение:

Звенит звонок на урок, это означает, что нужно заканчивать игры, отдых, надо пройти в класс, занять свое место за партой.

Звенит звонок с урока, это сигнал для учителя, а не знак того, что можно начать заниматься своими делами (идти на перемену). И лишь когда учитель закончит урок и разрешит идти на перемену, это можно делать.

Формирование – см. предыдущий пункт.

6. ГОТОВНОСТЬ К НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ УЧЕНИКА

Это готовность принять новую позицию – ученика, школьника (вместо воспитанника детского сада, которую отличают специфические права и обязанности, иное положение в обществе (признание в обществе важности и необходимости учения, умение оказать помощь сверстнику, умение организовать совместную деятельность, основанную на взаимопомощи, соревновательный момент в деятельности.

(Можно увидеть, организовав совместную деятельность детей, где необходимо умение договориться, поделиться, создать совместный план действий. Например, игра «Ковер», где необходимо выложить одну аппликацию при достаточном количестве деталей, но одним листом, на который будут помещены они, одним клеем … Или задание построить что-то одно (башню, дом из конструктора) для 2-3 детей из одного набора конструктора). Наблюдение за ходом деятельности откроет секрет общения ребенка со сверстником.

7. УМЕНИЕ СЕБЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ.

У ребенка 6-7 лет должен быть сформирован итоговый самоконтроль, т. е. умение проверить правильность выполнения задания по итогам его осуществления Т. е. «закончил, а теперь посмотри, все ли верно – нет ли ошибок, все ли аккуратно».

8. САМООЦЕНКА

Самооценка – целостное отношение к себе, оценка человеком своих возможностей, качеств, способностей, места в системе отношений с другими людьми.

У ребенка 6-7лет – репродуктивная – т. е. оценка себя по итогам деятельности.

Самооценка дошкольника в норма немного завышена.

Неадекватно завышенная самооценка («Я все знаю, и даже проверять не буду – у меня все правильно») отсутствие объективного контроля за деятельностью. Будет вызывать обязательно трудности при поступлении в школу.

Публикации по теме:

План работы с неполными семьями. План работы с неполными семьями по кварталам. Сентябрь- Октябрь- Ноябрь 1. Изучение индивидуальных особенностей семей, ее воспитательных.

Программа клуба для родителей «Первоклашка» В программе представлено тематическое и перспективное планирование заседаний клуба, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Встреча с родителями на тему «Психологическая готовность к школе»
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 22:32
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Выставка поделок и открыток ко Дню Матери. Старшая группа
К празднику – День Матери в нашем детском саду была организована выставка поделок и открыток из подручного материала. Родители творчески отнеслись к...
«Северная Зимушка с Новым годиком на руках».  Новогодняя игрушка для ёлочки
Хочу с вами поделится новогодним настроением: сделала новую куколку ( это моё хобби) "Северная Зимушка с Новым годиком на руках" . "Я надену кукле фартук,...
Всех лучше и краше любимые мамочки наши!
Конечно, и мы не могли обойти вниманием такой замечательный праздник, как День Матери в России. В этом году в нашем саду была организована выставка...
Сценарий познавательно-речевого развлечения «Путешествие в книжное царство» для детей...
Сценарий развлечения, как итог познавательно-речевого проекта "Книги нашей группы" «Путешествие в Книжное царство, волшебное государство» Цель:...