Папки-передвижки

Педагогический опыт «Значение театрализованной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы»

Светлана Коваленко
Педагогический опыт «Значение театрализованной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы»

Театрализованная деятельность в МДОУ ДСКВ № 22 города Ейска МО Ейский район используется педагогическим коллективом в решении задач воспитания, развития и обучения дошкольников уже на протяжение 30 лет.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 г. Ейска основано в 1972году, построено по типовому проекту и ориентировано на оказание стандартных образовательных услуг. Детский сад расположен в городской зоне, район военного городка. В данном детском саду создаются все необходимые условия для всестороннего развития личности дошкольников, для реализации принципов, изложенных в ФГОС ДОО (Приказ № 1155 Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.) В процессе обучения и воспитания осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. В ДОУ функционируют кружки эстетической, физкультурно – оздоровительной, социально-личностной направленности (хореографический, вокальный кружок, кружок изодеятельности, танцевально – игровой ритмики, кружок «Английский для малышей», организован художественно – эстетический комплекс (изостудия, холлы с выставками детских работ, «кубанский» уголок, кабинет английского языка, театральная студия, тренажерный зал).

Публикация «Педагогический опыт „Значение театрализованной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы“» размещена в разделах

С целью расширения услуг в ДОУ, популяризации детских садов среди населения и обеспечения всем детям дошкольного возраста равных стартовых возможностей организованы группы кратковременного пребывания детей. В 2014 году создана группа семейного воспитания с целью обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих ДОУ, и поддержания многодетных семей. В данный момент группу семейного воспитания посещают трое детей.

В ДОУ функционируют 4 логопедические группы.

Учебно-образовательный процесс строится на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014 г.) Педагоги знакомятся с новинками методической и специальной литературы по данной проблеме. А так как приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения является художественно-эстетическое, то воспитатели и специалисты все чаще обращаются к использованию театрализованной деятельности как действенному механизму достижения воспитательных, развивающих и образовательных задач.

В нашем детском саду еще в 80-х годах прошлого века были заложены основы театрализации педагогического процесса. Мама автора, будучи тогда заведующим ДОУ № 22, была страстной сторонницей использования театральных игр, игр с разнообразными сюжетами, драматизаций и инсценировок с применением широчайшей палитры музыкального и художественного оформления, - для развития и становления гармонически развитого, эмоционально зрелого, высоконравственного и успешного в будущем ребенка. Эти традиции живы в нашем ДОУ и по сей день. Использование театральных техник, разнообразных игровых приемов, технологии создания проблемных ситуаций и решения их с помощью режиссерской постановки дают положительный результат в развитии и обогащении внутреннего мира ребенка-дошкольника.

Содержание современных занятий по театрализованной деятельности включает : просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности); игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики; театральные этюды; отдельные упражнения по этике вовремя драматизаций; подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность дошкольников с ОВЗ базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Цель данного опыта – доказать на наглядных фактах и примерах целесообразность использования театрализованной деятельности в работе с детьми с ОВЗ (ОНР III уровня), как фактор, стимулирующий развитие всех компонентов речи и реабилитирующий общее развитие ребенка до состояния нормы.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков воспитанников в области театральной культуры и театрализованной деятельности в частности;

- апробировать на практике систему работы по театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ (дети с общим недоразвитием речи);

- определить эффективность используемых форм и методов театрализованной деятельности и доказать их целесообразность;

- разработать методические рекомендации для педагогов и родителей воспитанников для достижения положительной динамики гармонического развития дошкольников в массовых масштабах.

Большое внимание педагогами ДОУ уделяется построению предметно – развивающей среды, подбора специальной литературы по данной проблеме, созданы и постоянно обновляются и дополняются картотеки театральных игр, режиссерских игр, микро-постановок. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к театральной деятельности во всех группах детского сада созданы театральные центры,где размещены предметы кукольного театра (2-3 вида, маски, сундучки ряжения, парики, маленькие ширмы, альбомы, иллюстрирующие театральное мастерство, рассказывающие о театральных профессиях и разнообразии видов театра.

Важно не только воплощать идею использования театрализованной деятельности в работе с детьми в ДОУ, но и пропагандировать ее среди педагогов города и района. С этой целью на протяжении последних пяти лет

были организованы выступления автора на уровне РМО воспитателей логопедических групп района, перед студентами ГБОУ СПО «Ейский педагогический колледж» (руководитель Кубышкина Л. П.) , перед слушателями стажировочной площадки «Новые модели коррекционно-логопедической работы в ДОУ» с открытыми показами, презентациями и докладами:

• РМО воспитателей логопедических групп (февраль, 2011 год) – открытый показ НОД в подготовительной логопедической группе

(образовательная область «Познание») «Возвращение волшебного кристалла».

• Открытый показ для студентов ГБОУ СПО «Ейский педагогический колледж» (сентябрь, 2013 г) НОД в старшей логопедической группе

(образовательная область «Коммуникация»)«Поиграем со сказками».

• Авторский спектакль «Разыскивается Умка» с участием детей, воспитанников театрального кружка «Мечта», с использованием мультимедийного оборудования (февраль,2014 г.)

• Авторский спектакль «Волшебное кольцо» с участием детей, воспитанников театрального кружка «Мечта», с использованием мультимедийного оборудования (июнь, 2012 год)

• Авторский спекталь «Снегурочка» с участием детей, воспитанников театрального кружка «Мечта», с использованием мультимедийного оборудования (январь, 2011)

• Открытый показ НОД «Сокровища земли кубанской «с использованием компьютерной презентации для студентов ГБОУ СПО «Ейский педагогический колледж» (март, 2013 год)

• Доклад «Использование ИКТ в системе коррекционно-воспитательной работы в ДОУ»в рамках работы стажировочной площадки (январь, 2015 г)

Традиционной формой обмена опыта на базе МДОУ ДСКВ № 22 является круглый стол для педагогов – единомышленников, где обсуждаются литературные новинки, оригинальные идеи, формы проведения занятий с элементами театрализации, вопросы культурного просвещения родителей. Следует отметить, что с целью выявления затруднений у воспитателей в организации проводимой работы и оказания необходимой методической помощи регулярно проводятся заседания педагогического и научно – методического советов. Также в нашем дошкольном учреждении регулярно проводятся открытые занятия, досуги, утренники с элементами театральной деятельности, которые помогают молодым воспитателям в дальнейшей работе, дают возможность распространять передовой педагогический опыт.

Ознакомление детей с традициями театральной культуры, с актерским и режиссерским мастерством происходит в обстановке доверия и непринужденности : во время посещения Городского Дворца культуры, просмотра спектаклей гастролирующих театров, при проведении бесед, просмотров презентаций, прослушивании аудиосказок. В этой деятельности педагог является равноправным партнером, лишь увлекающим ребят в интересный и заманчивый мир театра. Зачастую развитие сюжета театральной игры приводит к тому, что педагог уже второстепенен, его роль незаметна, а дети, увлеченные интересным замыслом на волне собственной фантазии и творчества уже самостоятельно отправляются в плавание по бескрайним просторам драматического, литературного, сценического искусства!

Публикации по теме:

Анализ работы по театрализованной деятельности «Театр и мы»Анализ работы по театрализованной деятельности «Театр и мы» Не бойся сказки, бойся лжи, А сказка…сказка не обманет Ребенку сказку расскажи- На свете правды больше станет… В. Берестов. Игры- драматизации,.

Из опыта работы «Развитие театрализованной деятельности дошкольников»Из опыта работы «Развитие театрализованной деятельности дошкольников» Дошкольное детство - это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности.

Логосказки как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушенийЛогосказки как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений Логосказки- способствуют развитию всех сторон речи,воспитанию нравственных качеств, активизирует психические процессы. Эти сказки могут представить.

Обобщение опыта «Использование нестандартного оборудования в организации театрализованной деятельности»Обобщение опыта «Использование нестандартного оборудования в организации театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность предусматривает использования различных атрибутов, декораций, костюмов. Мы предлагаем познакомиться с нестандартным.

Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиОбобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации.

Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности» В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.

Описание системы опыта работы «Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» Художественное творчество – деятельность в области искусств, технологии и организации труда, направленную на создание или открытие качественно.

План воспитательной работы План воспитательной работы в 11 «А» классе на 2014-2015 год Патриотизм и гражданственность Цель: формирование у воспитанниц соответствующих.

Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. (Из опыта работы). Театр- один из самых демократических и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогически.

Сообщение из опыта работы «Значение прогулки в жизни дошкольника» Физическое воспитание предусматривает решение трех взаимосвязанных задач – воспитательных, образовательных и оздоровительных. Оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Значение театрализованной деятельности в системе коррекционно-воспитательной работы»
Опубликовано: 10 сентября 2015 в 18:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД