Выездные мероприятия как эффективный способ реабилитации воспитанников в социальных учреждениях

Татьяна Карпова
Выездные мероприятия как эффективный способ реабилитации воспитанников в социальных учреждениях

Выездные мероприятия как эффективный способ

реабилитации воспитанников в социальных учреждениях

Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу поделиться с вами своим опытом. Я работаю в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении социальный приют для детей «Транзит». Наше учреждение оказывает комплексную медико-психологическую, социально-правовую помощь несовершеннолетним, а также предоставляет место для временного проживания детям и подросткам, не имеющим регистрации в городе Санкт- Петербурге. Приют производит прием несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении или сложной жизненной ситуации. Целью учреждения является возвращение воспитанников по месту регистрации или проживания, передача их родителям (законным представителям). С несовершеннолетними, попавшими в наш приют, проводится большая реабилитационная работа силами высококвалифицированных специалистов.

Я работаю воспитателем на отделении социальной реабилитации с группой мальчиков в возрасте от 10 до 17 лет. Это сложный контингент воспитанников. Ни для кого не секрет, что дети, попадающие в детские социальные реабилитационные учреждения, имеют ряд психологических особенностей. Многие из них имеют негативный жизненный опыт. Некоторые воспитанники попадают к нам из социально- неблагополучных семей, другие имеют тягу к бродяжничеству, третьи имеют опыт приема ПАВ, наркотиков, алкоголя и т. д. Многие мои воспитанники имеют зависимость от табакокурения. Каждый ребенок – это отдельная печальная история. Большинство ребят – это сироты при живых родителях, которые не верят никому и ничему. Только попав в детское социальное учреждение, некоторые воспитанники впервые сталкиваются с заботой и вниманием, с честностью взрослых людей, с теплым и добрым отношением к себе.

Наиболее сложным для ребенка является период адаптации, когда поступивший воспитанник привыкает к новым условиям проживания, правилам, требованиям, а также к коллективу воспитанников и их традициям. Некоторые ребята легко привыкают к жизни в приюте, другим требуется довольно длительный период. В это время мобилизуются все силы сотрудников разных отделений приюта, чтобы сделать адаптационный период более легким, а жизнь воспитанника содержательной, интересной и насыщенной событиями. Ежедневно с детьми проводятся занятия арт–терапевтической направленности: рисование, бисероплетение, лепка, театральная студия, пение, обучение игре на музыкальных инструментах и т. д. С воспитанниками проводятся разнообразные спортивные мероприятия. Благодаря усилиям администрации наши ребята часто посещают музеи, театры, кинотеатры, всевозможные экскурсии, мастер–классы. Они частые гости роллердрома, боулинга, скалодрома и ледового катка. В рамках работы Клуба интересных встреч воспитанники общаются с артистами, спортсменами, бизнесменами, офицерами, менеджерами, полярниками, геологами нашего города.

Но, несмотря на проведение большого числа мероприятий обучающего, познавательного и развлекательного характера, многие дети и подростки теряют ко всему интерес. Это часто вызвано отсутствием познавательных интересов у наших воспитанников, желанием вести прежний, часто асоциальный образ жизни. Почти у всех воспитанников уровень образования не соответствует возрасту, так как многие годами не посещали школу. У большинства воспитанников отсутствуют элементарные навыки самообслуживания. Их сведения о реальной жизни оторваны от реальности, они не знают цену деньгам, не умеют взаимодействовать с другими людьми, налаживать позитивные социальные контакты. У многих наших воспитанников сформирован стереотип поведения и мышления, который можно выразить фразой «мне все должны». Как с этим бороться? Как поменять взгляды и мировоззрение воспитанников, если разговоры, беседы, тренинги и разнообразные занятия не помогают? Какие направления реабилитационной работы использовать?

Несколько лет назад нам поступило предложение от учителей МОУ «Громовская СОШ» организовать совместный трехдневный экологический поход учащихся школы и воспитанников приюта «Транзит». Мы долго обсуждали предложение с заместителем директора Е. М. Шумилиной и решились принять его. Выбрали наиболее достойных, и в поход отправилось пять воспитанников: две девочки и три мальчика.

Несмотря на мои уговоры, ребята перед выездом были напряжены и сильно переживали, как встретят их «благополучные» дети, хорошо ли будут относиться к ним. Машина, на которой мы ехали, недалеко от стоянки лагеря застряла. Каково было изумление воспитанников, когда учащиеся школы ринулись нам на помощь! Юные туристы помогли нам выгрузить вещи и донести до стоянки. Ребята быстро перезнакомились, стали вместе устанавливать туристические палатки и распределили дежурство по столовой. Все страхи воспитанников были напрасными! Сначала группы детей еще были несколько изолированными, ребята присматривались друг к другу. Но вскоре группы школьников и воспитанников перемешались по интересам. Мои поначалу несколько инертные воспитанники были втянуты в круговорот событий и старались не отставать от новых друзей. В туристическом походе нет специальных сотрудников, которые бы готовили пищу, мыли посуду после еды, собирали разбросанные вещи, развлекали и привлекали к деятельности. Все это пришлось делать самим. Наши воспитанники, которые с большой неохотой убирают за собой в привычных условиях, принимали активное участие в уборке прибрежной территории вблизи стоянки нашего палаточного лагеря.

Наибольшую пользу в изменении мировоззрения наших подростков принесли вечерние посиделки у костра, когда ребята делились своими историями, знаниями, опытом, обменивались мнениями по разным вопросам. Учащиеся школы узнали, что бывает другая жизнь, и нужно ценить то, что имеешь: теплый уютный дом, красивую одежду, а главное, любовь и заботу родителей. Наши воспитанники увидели, что не весь мир настроен против них, что не все «благополучные» люди плохие и злые, что бывают хорошие семьи, где близкие люди любят и заботятся друг о друге, а у каждого члена семьи есть свои обязанности. Для ребят стало открытием: если ты открыт для общения, то и окружающие тебя люди готовы общаться с тобой, принимают тебя и твои интересы.

Вернувшись из поездки, наша туристическая группа охотно делились впечатлениями с другими воспитанниками. Все дружно рассматривали фотографии и еще долго вспоминали самые интересные моменты похода.

В последующие годы мы еще не раз ходили в совместные экологические походы с «громовцами», и всегда наши воспитанники уезжали с большим списком электронных адресов новых друзей, с которыми на протяжении долгого времени вели переписку.

Из-за трудностей с документами, отсутствием регистрации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, очень небольшое число наших воспитанников имеют возможность отдохнуть летом в оздоровительных и трудовых лагерях. Поэтому мы стараемся самостоятельно организовать им полезный и содержательный отдых.

Так, в 2015 году в начале мая 6 наших мальчишек от 13 до 17 лет с руководителем физического воспитания ездили на скальный фестиваль в п. Кузнечное. Несмотря на то, что не всегда было солнечно и порой лил дождь, ребята удачно проходили трассы, многому научились и познакомились с разными людьми, которые ведут здоровый образ жизни.

Принять участие в туристическом слете на турбазе «Лена» в Лосево нас пригласил БФ «Апрель». 10 воспитанников с воспитателями провели там три дня в конце июня: сплавлялись на лодках, проходили задания на скалодроме, участвовали в разных спортивных эстафетах и соревнованиях. Вечером сидели у костра, пели песни, общались.

Следующей базой выезда на две смены по 10 дней стал палаточный лагерь «Окуневая бухта» на берегу Финского залива. Уже несколько лет мы участвуем в проекте организации отдыха для особых подопечных БФ «Перспективы». Мы стараемся быть полезными: носим воду, помогаем на кухне, сопровождаем людей с ограниченными возможностями здоровья на прогулках, участвуем в праздниках и мастер-классах, играем в спектаклях. Организаторы лагеря всегда выражают нам благодарность за участие и помощь. Для старших воспитанников это хороший шанс попробовать себя в качестве волонтера.

Летний выезд в социальную деревню «Светлана» (Волховский район ЛО) стал уже традицией. Мы разбиваем палаточный лагерь рядом с кэмпхиллом, и оказываем помощь жителям деревни – инвалидам и волонтерам. «Светлана» - особое место, жизнь там строго структурирована, и наша задача научиться взаимодействовать с жителями деревни и помогать им таким образом, чтобы не нарушить распорядок дня деревни, режим труда и отдыха. Вместе с воспитателями наши воспитанники пекли хлеб в пекарне, работали на грядках, разбирали подвал со старой картошкой, готовили пищу, помогали ухаживать за домашними животными, пасли коров, кололи дрова, нянчились с маленькими жителями деревни… Ребята ездили на фольклорный праздник, участвовали в творческих мастер-классах, приготовили чудесную стенгазету. Директор деревни Сара Хагнауэр на прощание сказала воспитанникам и сопровождающим взрослым: «Спасибо, люди!». И это дорогого стоит.

После таких поездок воспитанники становятся более веселыми и оптимистичными, они перестают ныть и жаловаться на жизнь. Подростки начинают ценить свое здоровье и возможность помогать другим. Общаясь в «Светлане» с людьми с ограниченными возможностями ребята заражаются их неутомимой жаждой жизни и оптимизмом. Волонтеры подают им пример бескорыстной помощи нуждающимся.

В самом конце июля 10 воспитанников на 12 дней ездили на хутор «Елки» рядом с п. Рускеала (Карелия). Один подросток Слава Ш. так отозвался о поездке: «Никогда так здорово я не отдыхал!». Ребята купались, ходили в походы, посетили Мраморный каньон и парк в Рускеале, прыгали с роупджампинга, любовались водопадами, переходили горную речку и ползали по горам. Также они с радостью общались с домашними животными, пасли лошадей, гуляли с собаками, помогали по хозяйству хозяевам хутора.

Младшие и старшие воспитанники в августе 2015 года стала участниками социального проекта «В гости к батюшке». Целую неделю они гостили на храмовом подворье в д. Надкопанье (Волховский район ЛО). В этой поездке воспитанники и воспитатели жили не в палатках, а в гостевом доме с удобствами. Погода стояла хорошая, малышам удалось вдоволь погулять, покупаться, порезвиться в песке, посмотреть на домашних животных, покушать лесные ягоды. Старшие воспитанники оказывали помощь в хозяйстве (помогали на кухне, на огороде) и отдыхать не забывали (загорали и купались, катались на лодках).

Лето заканчивается быстро, а воспитанники находятся в приюте на протяжении всего года. Зимой с палатками никуда не поедешь. Администрация нашего учреждения тесно взаимодействует с волонтерами из общественных организаций и благотворительных фондов. Они систематически посещают наших детей, помогают в организации различных мероприятий, помогают ребятам в учебе. Мы обратились к волонтерам из организации «Петербургские родители» за помощью в подборе места для выезда воспитанников на отдых в течение учебного года, разработали проект «Уроки жизни». Волонтеры нашли для нас комфортабельный дом в живописном месте на берегу реки Вырица. Единственным недостатком была некоторая информационная изоляция, так как в доме не было ни телевизора, ни компьютера. Чтобы наш коллектив чувствовал себя безопасно, дом охраняли две собаки, за которыми мы должны были ухаживать. И вот я вместе с 7 воспитанниками разного пола и возраста на 10 дней выехали в п. Вырица (Гатчинский район ЛО).

Перед поездкой я сильно беспокоилась, как воспитанники переживут отсутствие СМИ, поэтому вооружилась большим количеством методической литературы, а также ноутбуком, на котором были записаны фильмы на разные темы. По приезду на место нашего проживания, я пробовала использовать опыт организации жизни ребят в туристических походах, но оказалось, что он не подошел для условий проживания в доме. Так, четко распределить дежурства по кухне, по уборке помещений, по уходу за животными и т. д. не получилось: начались взаимные замены. Мы оказались в условиях большой семьи, где у каждого есть свои предпочтения. Кому-то понравилось готовить на кухне, а кому-то быстро навести порядок и заниматься своими делами. Оказалось, что среди воспитанников есть большие любители животных, которые были готовы без устали ухаживать за собаками, заботиться о них, играть с ними. В отсутствие педагогов, которые постоянно организуют досуг воспитанников в приюте, у нас образовалось большое количество свободного времени, которое надо было чем-то заполнить.

В первый же вечер мы дружно распланировали наш отдых. Постановили, что в первой половине дня будем заниматься хозяйственными делами, затем будем гулять, играть на свежем воздухе, а вечера будут проходить за развивающими занятиями или тренингами. Договорились также о времени просмотра фильмов с последующим обсуждением и о свободном времени для рисования, чтения, игротеки. Почти каждый день мы устраивали диспуты за чашкой чая с обсуждением наиболее важных для подростков тем.

В отсутствии телевизора и компьютера, а ноутбук я выдавала только вечером, воспитанники быстро сдружились, много общались и хорошо узнали друг друга. Для того, чтобы развлечь себя, они даже сами стали придумывать разные игры, инсценировать сказки.

Но не все было так уж гладко. В первые дни нахождения на отдыхе некоторые мои «ленивцы» отказывались от выполнения возложенных на них обязанностей. Они привыкли, что в приюте за ними все ухаживают и грязные вещи, брошенные в тумбочке, вдруг оказываются чистыми на полке в шкафу, а уборку всех помещений за них выполняют взрослые люди. Пришлось решительно требовать выполнения ребятами своих обязанностей. Я была очень благодарна тем воспитанникам, которые имели опыт проживания в семье, за поддержку. Совместными усилиями мы «погасили» конфликтную ситуацию, и она больше не повторялась. Ребята поняли, что во взрослой жизни за ними никто не будет ухаживать, и все делать им придется самим. Во время поездки у нас возникала необходимость докупать некоторые продукты в магазине. Сумма имеющихся у нас денег была ограниченной. Для подростков эта сумма казалась очень большой, и у них возникали всевозможные нереальные желания. Мне пришлось учить воспитанников распределять бюджет, определять сумму денег, которую мы можем потратить на один день, составлять список необходимых покупок. Все ребята по очереди ходили в магазин, учились выбирать продукты с учетом цены и качества товара.

Меню каждого дня мы составляли с учетом пожеланий каждого. Булочки, испеченные ими самими под моим руководством, оказались очень-очень вкусными, а приготовленный борщ был съеден моментально!

Чтобы мы не скучали, нас навещали педагоги приюта и волонтеры. Они проводили занятия и мастер-классы. Ребята вновь оказались в непривычной для себя роли – в роли гостеприимных хозяев. Они учились встречать гостей, ухаживать за ними, угощать самым вкусным (чего порой очень не хотелось делать, а затем так провожать гостей, чтобы они захотели вернуться еще.

Время отдыха пролетело незаметно, всем ребятам поездка понравилась. Многим очень тяжело было расставаться с четвероногими любимцами, которые стали на короткое время членами нашей большой семьи.

Я считаю, что наш проект «Уроки жизни» был успешно реализован. Наши каникулы не прошли даром для воспитанников. Они приобрели важный жизненный опыт, научились общаться и доверять друг другу, увидели, что жизнь без гаджетов может быть веселой и полной событий. Они поняли, что семья – это не только получение каких-то благ для себя, но и большой каждодневный труд для других, который доставляет радость тебе и окружающим тебя людям. Ребята приобрели неоценимый опыт, который пригодится им жизни: научились готовить некоторые блюда, ухаживать за собой и своей одеждой, делать покупки, распределять денежные средства и рационально их использовать. Воспитанники приобрели также опыт в построении личных взаимоотношений, научились прислушиваться и считаться с желаниями и мнением окружающих.

Учитывая положительный опыт поездки, мы решили повторить мероприятие с другим составом детей и на более долгий срок.

Но это уже другая история!

Публикации по теме:

Проектный метод как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД Вид проекта: познавательно-игровой, информационно - ориентированный Продолжительность проекта: краткосрочный с 16.11 по 27.11.2015 гг. Участники.

«Стартуем вместе!» Спортивные соревнования для воспитанников центра реабилитации несовершеннолетних Целевая аудитория: несовершеннолетние 7 – 13 лет. Форма и методы работы: чтение стихотворения, эстафета, конкурс, отгадывание загадок. Цель:.

Гарденотерапия в составе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями Гарденотерапия – происходит от английского: гарден – растение, терапия – лечение, т. е. лечение растениями. Гарденотерапия – это особое направление.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Доклад Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. Основой.

Планирование образовательной деятельности в дошкольных учреждениях Повышение качества дошкольного образования в современной образовательной практике, согласно ФГОС ДО, подразумевает повышения качества трех.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста в условиях детского сада Задачи моей работы 1. Вооружить необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками в вопросах физической реабилитации родителей,.

Программа социальной реабилитации детей из семей «группы риска» посредством досуга в ДОУ Программа социальной реабилитации детей из семей «группы риска» посредством досуга Системно-целевой подход в сфере досуга дошкольников реализуется.

Вертикализатор как способ реабилитации детей с ДЦП 1 слайд Специальные приспособления требуются ребёнку с детским церебральным параличом во всех сферах его жизни. Даже для того, чтобы ребенок.

Взаимодействие с родителями воспитанников посредством вовлечения в совместные мероприятия (фотоотчёт)Взаимодействие с родителями воспитанников посредством вовлечения в совместные мероприятия (фотоотчёт) В нашей группе стало доброй традицией участие родителей в совместных праздниках. Не один праздник или досуг не обходится без их участия.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Выездные мероприятия как эффективный способ реабилитации воспитанников в социальных учреждениях
Опубликовано: 15 марта 2016 в 22:53
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Культурно-досуговая деятельность в работе ДОУ»
Консультация для родителей «Культурно - досуговая деятельность в работе ДОУ» Культурно-досуговая деятельность в работе МАДОУ «Детский сад №4 «Золотая...
Сценарий выпускного праздника для подготовительных к школе групп «Волшебная книга...
Сценарий выпускного праздника для подготовительных к школе групп «Волшебная книга сказок» Действующие лица: Ведущая, Жар – птица, Кот ученый, Емеля –...
Конспект занятия «Играем в математику» в средней группе
Программные задачи: -закрепление знаний прямого счета в пределах пяти -умение находить последующее и предыдущее число от и обозначенного -продолжать...
Фотоотчет «Огород на окне»
нашем детском саду «Улыбка» стартовал конкурс « Огород на окне»! Хотим выразить огромную благодарность родителям нашей группы за их активное...
Конспект НОД по формированию целостной картины мира (ОО «Познавательное развитие») в...
Тема: Наш город Задачи: 1. Воспитывать любовь к родному городу, желание узнавать о нём больше нового и интересного. 2. Дать детям обобщающие знания о...