Получи документы

Выработка гигиенических навыков у дошкольников

людмила бакурова
Выработка гигиенических навыков у дошкольников

Уход за волосами

Начиная с 2 лет достаточно мыть голову один раз в неделю, чаще мыть волосы нежелательно - это их высушивает, делает ломкими.

Большинство детей не любят мытье головы шампунем - это каждый раз «сеанс» плача и визга. Вот некоторые очень простые меры предосторожности, рекомендуемые опытными педиатрами и косметологами и позволяющие превратить эту процедуру если не в удовольствие, то во всяком случае во что-то вполне приемлемое.

Публикация «Выработка гигиенических навыков у дошкольников» размещена в разделах

• Посадите ребенка так, чтобы ему было удобно. Постарайтесь, чтобы вода и мыло не текли по лицу. На рынке современных игрушек есть очень простые приспособления (в виде уточек, петушков и пр., которые предохраняют лицо от воды и мыла. Обратите внимание на температуру воды: она должна быть именно теплой - волосы не любят горячей воды. Избегайте резких смен температур - это нервирует ребенка. Не выливайте на голову холодный шампунь: предварительно разведите его в стакане с небольшим количеством теплой воды.

• Намочите волосы, вылейте половину порции шампуня, взбейте пену, быстро прополощите. Вылейте остаток шампуня, взбейте пену, легко массируя кожу головы. Никогда не трите волосы, как материю, - это их запутывает.

• Тщательно ополосните волосы. Обратите внимание: стекающая вода должна быть совершенно чистой, а волосы - «поскрипывать». Такое ополаскивание придает волосам блеск; в противном случае волосы останутся тусклыми и липкими.

Кроме того, регулярный душ поможет приучить ребенка к ощущению воды на лице, избавит от необходимости тратить время на специальное мытье головы, а главное - это очень полезно для здоровья и со временем будет доставлять малышу большое удовольствие.

Уход за зубами

Основа для формирования зубов закладывается в возрасте от 6 месяцев до 12 лет. Если вы хотите, чтобы зубы вашего ребенка были красивыми и здоровыми, подумайте об их питании. Главное - кальций и его дополнение, витамин D, который задерживает кальций в организме. Полностью усваивается кальций, содержащийся в продуктах питания. Принимаемый же в виде медикаментов или БАДов, дает значительно меньший эффект. Значит, нужно сделать так, чтобы рацион ребенка был в достаточной степени богат кальцием.

Чистить первые молочные зубы можно ваткой, смоченной в кипяченой воде. Но, как только у малыша появятся четыре резца вверху и внизу, купите ему первую зубную щетку. Она должна быть маленькой, щетина - нежной, так как надо чистить и зубы, и десны. Чистка десен очень важна - она стимулирует кровообращение, укрепляет десны и делает зубы более крепкими.

Несмотря на то, что первый контрольный визит к зубному врачу должен состояться в 2,5-3 года, уже на втором году врач может определить кариес. Большой ошибкой было бы считать, что молочные зубы не надо лечить. Пораженный кариесом зуб - очаг инфекции во рту. Кроме того, глубокий кариес может повредить челюстную кость и помешать развитию постоянного зуба.

Нередки случаи, когда зубы у ребенка «выпирают» - неправильный прикус. Этот дефект может быть вызван вредными привычками. Нет ничего плохого в том, что младенец сосет большой палец. Ребенок старше года сосет палец, когда хочет спать, или ему скучно, или он возбужден, и таким образом успокаивается. К двум годам эта привычка должна исчезнуть. Однако некоторые дети настойчиво продолжают сосать палец и после указанного возраста, и вот тогда эта привычка может серьезно затруднить правильный рост зубов. Когда ребенок сосет палец, он отделяет одну челюсть от другой и, опираясь на зубы, нижние толкает назад, а верхние - вперед. Одновременно деформируется небо. Как отучить его от этой вредной привычки?

Бесполезно запрещать с помощью угроз, выговоров или тех средств, которые делают сосание пальца неприятным. Подумайте, не испытывает ли ребенок недостатка во сне, развлечениях, не беспокоит ли его что-нибудь в семейной обстановке, и устраните причину. Если вы не можете сами найти причину, обратитесь к врачу.

Чтобы отучить ребенка от сосания пальца перед сном, достаточно осторожно вынуть палец изо рта, как только он крепко уснет. Будьте осторожны, не разбудите его. Подсознание малыша зафиксирует, что можно засыпать и «без пальца». В конце концов ребенок сам откажется от плохой привычки.

ГИМНАСТИКА И МАССАЖ

Движения сопутствуют всей жизни человека. Лежащие в их основе мышечные сокращения необходимы для гармоничного физического и умственного развития человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию - особое состояние, при котором нарушается нормальная деятельность сердца, легких, нервной системы. В итоге ухудшаются защитная и приспособительная реакции организма на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Врачи утверждают: очень частой причиной отставания в росте является дыхательная недостаточность. Хорошее кислородное насыщение стимулирует быстрый рост.

Особенно неблагоприятно сказывается отсутствие или ограничение движений на растущем детском организме. Физические упражнения оказывают благотворное влияние на деятельность почти всех органов и систем. И это не удивительно. Ведь в основе физических упражнений лежит мышечное' сокращение, а мышцы составляют третью часть веса ребенка.

Особенно благотворно воздействуют физические упражнения на нервную систему. У малыша же связь между становлением движений и нервной системой особенно выражена. По уровню развитости движений врач судит о развитии головного мозга. Вот почему педиатр так подробно расспрашивает родителей, когда и как ребенок начал держать головку, поворачиваться, ползать, стоять, ходить. Правильное физическое развитие является одновременно и умственным воспитанием. Недаром говорят: гимнастика мышц- это прежде всего гимнастика нервов.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание повышает устойчивость организма к различным влияниям внешней среды, прежде всего к ее температурным изменениям. Закаленный организм обладает большей сопротивляемостью к отрицательным воздействиям и менее восприимчив к заболеваниям, особенно простудным, а также инфекционным. Сущность закаливания состоит в тренировке организма, его терморегулирующих механизмов постепенными и систематическими температурными воздействиями. Решающее значение при проведении закаливающих процедур имеет соблюдение определенных условий. В первую очередь это систематичность. Нерегулярное закаливание неэффективно, поскольку перерыв в проведении процедур не закрепляет достигнутого результата, и все приходится начинать сначала. Не менее важен при закаливании принцип постепенности. Чересчур резкие изменения внешней среды могут оказаться вредными для нетренированного организма ребенка.

В погожие дни окна по возможности держите открытыми круглые сутки. В прохладную погоду и зимой проветривайте помещение не менее трех раз в сутки - утром, днем и перед сном.

Помните: в непроветренном помещении качество воздуха ухудшается, отчего ребенок быстро устает и чаще болеет.

При закаливании ребенка необходимо постоянно наблюдать за изменениями, которые наступают в результате проведенных процедур. Особенно это относится к детям раннего возраста, поскольку они не всегда правильно и своевременно оценивают свои ощущения. Максимально осторожно следует закаливать ослабленных или физически слаборазвитых детей.

Воздушные ванны. Первая процедура должна длиться не более 5 минут, постепенно ее продолжительность доводят до 40-60 минут. На ребенка надевают легкие трусики и дают ему возможность самостоятельно играть, бегать. Начинают воздушные ванны при температуре 20°, постепенно снижая ее до 18°, а для крепких детей - до 15°. Лучше всего проводить их дважды в день - утром и вечером. Легковозбудимые дети могут получать воздушные ванны перед сном (не более 10 минут) без какой-либо физической нагрузки. Сон малыша становится спокойнее и крепче.

В случае появления малейших признаков неблагоприятного воздействия закаливающих процедур - вялости или возбуждения, нарушения аппетита и сна -следует немедленно прекратить закаливание и обратиться к врачу.

Солнечные ванны следует вводить также постепенно, но с большей осторожностью. Принимают их один раз в день через час после завтрака, так как самое лучшее время для приема солнечных ванн - с 9 до 11 часов, когда на землю падает наименьшее количество ультрафиолетовых лучей. Здоровые дети могут принимать солнечные ванны со второго года жизни. Первая ванна продолжается 2 минуты: 1 минуту ребенок лежит на животе, 1 минуту -на спине. Через день-два добавляют еще 2 минуты, постепенно доводя ванну до 20 минут. Во время процедуры ребенок ни в коем случае не должен спать. По окончании процедуры малыша уводят в тень для отдыха, ставят под душ или обливают водой температурой 28-30°.

Умывание. Это самый доступный в быту вид закаливания. С конца первого года жизни ребенка моют прохладной водой дважды в день, утром и вечером, - лицо, шею, руки до локтей. Начинать надо с воды, имеющей температуру 30-32°, постепенно снижая ее до комнатной, а затем использовать воду из-под крана (но не ниже 18°). Детям полутора лет рекомендуется обмывать и верхнюю часть груди. После этого малыша растирают махровым полотенцем до легкого покраснения.

Обтирания. Начинают обтирания теплой водой. Каждые пять-семь дней снижая температуру на 1°, доводят ее до 25-26°. Эту процедуру лучше всего проводить после ночного сна. Обтирают ребенка рукавичкой, сшитой из махровой ткани (делать это следует быстро, чтобы ребенок не озяб, а затем растирают его полотенцем.

Мытье ног. Общеизвестно: перед тем, как лечь спать, ребенок должен вымыть ноги. Это элементарное правило гигиены. Мытье ног может стать закаливающей процедурой. Сначала используется вода температурой 27-28°, постепенно - каждые 10 дней - ее снижают на 1-2°, доводя до 18°.

Обливания и душ. Обливания можно начинать с годовалого возраста, а душ - не раньше 1,5 лет. Если эти процедуры проводят в холодную пору, ребенка приучают к ним постепенно. Летом их можно начинать сразу, лучше всего на воздухе, при температуре в тени не ниже 18°. Зимой обливания и душ проводят утром, после ночного сна. Вода должна литься с высоты не более 20 см. Сначала обливают спину, потом грудь, живот, руки, после чего малыша растирают полотенцем. Начинать процедуру нужно с температуры воды 36°, каждые два дня снижая ее на 1°, доводя до 26-28°.

Купание ребенка в ванне можно завершить такой процедурой: с помощью шланга сделайте «холодное пятно» (зона более низкой температуры) и один-два раза введите в него малыша. Каждый день увеличивайте число «заходов».

Хождение босиком. Это один из древнейших приемов закаливания. Он ценен еще и тем, что тренирует мышцы стопы, а это предохраняет ребенка от плоскостопия. Начинать хождение босиком надо в комнате. В первый раз достаточно минуты, затем каждые пять-семь дней прибавляют по минуте, увеличивая общую продолжительность процедуры до 8-10 минут.

Главное помнить, что закаливание - это образ жизни.

Закаливание будет успешным, если его будут осуществлять родители при участии ДОУ.

Публикации по теме:

Купание куклы Кати. Занятие в ясельной группе Цель: Активизировать в речи название предметов, действий, качеств; ванночка, мыло, полотенце, мыльница, намыливать, вытирать, расчесывать.

Схемы-подсказки.Схемы-подсказки. НАШИ ПОМОЩНИКИ-АЛГОРИТМЫ Алгоритм "Уход за растениями" Алгоритм "Уход за рыбками аквариумом" Алгоритм "Уход за черепахой" Алгоритм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выработка гигиенических навыков у дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2013 в 17:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД