Папки-передвижки

Выступление для педагогов детского сада «Детское творчество»

Таня Лавриненко
Выступление для педагогов детского сада «Детское творчество»

Детское творчество

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Дошкольный возраст сензитивен,наиболее благоприятный для развития не только образного мышления,но и оображения,психического процесса,составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества-одна из главных задач воспитания. Творческая деятельность-одна из содержательных форм психической активности детей.

Публикация «Выступление для педагогов детского сада „Детское творчество“» размещена в разделах

Под творческой деятельностью надо понимать такую деятельность,в результате которой приобретается нечто новое,оригинальное,в той или иной мере выражающее индивидуальные склонности,способности и индивидуальный опыт ребёнка.

Творческий процесс-особая форма перехода от известного к неизвестному,к новому.

Потребность в творческой деятельности формируется у детей с раннего возраста. Психической основой творческой деятельности является воображение. Воображение является его фокусом,центром. Новый продукт,получаемый личностью,в творчестве может быть объективно новым (т. е социальнозначимым открытием) и субъективно новым (т. е открытием для себя).

У большинства детей чаще всего продукты творчества второго рода. Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий.

В настоящее время сложилось несколько основных направлений в понимании процессов формирования творчества. Одно из них представляет творчество как качество личности,присущее человеку от рождения;из этого следует,что творчеству нельзя научить;оно либо есть,либо нет у человека. Авторы,поддерживающие данное направление предлагают создавать условия для формирования творчества,упражняя детей в «созерцании» окружающей жизни. (А. В. Бакушинский,В. Глоцер,Ф. Шмит и др).

Представители второго направления утверждают:творчество-это самовыражение личности,которое развивается самостоятельно при создании определённых условий для его формирования.

Исследователи 3 направления подчёркивает,творчество-процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью,творчеству можно научить и следует учить,оно не является врождённым качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врождёнными могут быть задатки,на их основе при определённых условиях формируются художественно-творческие способности человека,черты творческой личности (Т. Комарова,С. Я. Рубинштейн,Я. А. Пономарёв).Исследователи данного направления подчёркивают,что творчество ребёнка не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества,активными участниками процесса развития. Чем раньше ребёнок будет вовлечён в творческую деятельность,тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественнном развитии.

В детском творчестве,окружающий его мир открывается по-разному,в зависимости от его внутреннего состояния,только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета,формы,невероятностью событий.

Развитие творческого процесса обогащает воображение,расширяет знания,опыт и интересы ребёнка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества,ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности,так и от полученного результата. Творческая деятельность спопобствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций,таких,как память,мышление,восприятие,внимание. последние,в свою очередь,определяют успешность учёбы ребёнка. Творческая деятельность развивает личность ребёнка,помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы-различать добро и зло,сострадание и ненависть,смелость и трусость. Создавая произведения творчества,ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей,свои личностные свойства,по-новому осмысливает их,проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру,оценка прекрасного.

Важную роль в развитии творчества играют воспитатели,родители организующие и направляющие эту деятельность. Чем они могут

помочь?Прежде всего расширением и обогащением опыта

ребёнка,побуждением его к творчеству. Ведь новые образы,образы

воображения возникают не на пустом месте,не из ничего,а на основе уже

имеющихся у человека опыта и представлений

памяти,материала,приобретённого в процессе жизни.

В работе Л. Хаскелла педагогические аспекты формирования детского

творчества рассматриваются в связи с отработкой определённых личностных

качеств,которые,по мнению ряда психологов,являются составными

компонентами творчества (оригинальность,беглость,гибкость,восприимчивость).

Оригинальность предпологает внесение чего-либо нового в имеющийся материал,способность выдавать необычные реакции,неординарность мышления. Например: творческие задатки ребё нка могут проявляться в ответах на вопросы типа: «Кем бы ты стал,если бы у тебя вдруг выросли ещё 4 ноги?

Беглость предпологает способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени. Автор полагает,что именно в графических видах продуктивной деятельности ребёнка-дошкольника проявляется беглость. Комбинирование линий и форм предполагает богатство зрительных впечатлений. Развитие беглости может достигаться также и тренировкой быстроте задумываясь отвечать на вопрос: «Как можно использовать этот предмет иначе?»(Например,бумажный мешок)

Гибкость озаначает способность ребёнка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации. Если краска залила готовый рисунок и испортила егодо как дети могут реагировать?Они могут заинтересоваться формой получившейся кляксы и приспособиться к новой ситуации,а могут просто расплакаться и опустить руки. В этом случае из нельзя считать творческими личностями.

Восприимчивость-это способность увидеть необходимые свойства обычных предметов и явлений. Понятие восприимчивости тесно связано с расширением и пополнением словаря ребёнка,что так же должно учитываться при составлении программ.

Для детей младшего возраста важным побудителем к творчеству являются разнообразие и привлекательность используемого материала. Природа-естественный поставщик объектов для творческой деятельности. Орешки,семена,шишки,листья,песок,гравий-чем разнообразнее внешний вид и свойства предмеов,тем интереснее детям с ними работать.

Для детей старшего дошкольного возраста способ побуждения к творчеству усложняется. развитию их творческихвозможностей способствует такой вид деятельности,как,например,сопостовление символического изображения предмета и его реального изображения. Здесь побуждение к творчеству достигается на основе тренировки зрительного внимания и совместного с ребёнком обсуждения различных сторон предлагаемой темы.

Побуждением к творчеству может быть и знакомство с картинами известных художников. Наблюдение за оттенками цвета,способами наложения краски впоследствии существенно обогащают рисунки самих детей. Автор рекомендует и такие приёмы,как демонстрацмя детям последовательности действий при изготовлении какого-либо предмета (например,карнавальной маски).Наблюдая за этапами работы,дети создают основу для заданного образца,а затем начинает действовать их творческое воображение.

Огромную роль в развитии детского творчества играет личность педагога. Каждый ребёнок должен решать свои проблемы и оправдывать свои ожидания,а не ожидания взрослого. Поэтому наиболее выгодная позиция взрослого-позиция заинтересованного,хотя и пассивного слушателя. Педагог должен заинтересовать ребёнка и побудить его к выполнению этого задания. Детей следует учить в первую очередь наблюдать,исследовать,размышлять и манипулировать идеями. Такая свободная игра подготавливает почву для творчества,а исскуство непосредственно стимулирует творческое мышление, умение собирать информацию,анализировать ситуацию и преобразовывать её.

Самовыражение посредством искусства-существенный компонент творчества. Все дети,особенно старшие дошкольники,любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют,лепят и рисуют,сочиняют сказки,занимаются народными ремёслами и т. д. Творчество делает жизнь ребёнка богаче,полнее,радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от места и времени,а также от личностных комплексов. Дети способны искренне проявлять себя в художественной деятельности.

Таким образом детское творчество рассматривается в тесной связи с

эмоциональным,познавательным и социальным развитием

ребёнка. Косвенное вмешательство педагога через планирование занятий и материальное обеспечение деятельности детей,использование несловесных средств общения дают богатые возможности для стимулирования творческой активности детей дошкольного возраста.

Подготовила:

педагог-психолог МДОУ №1

Лавриненко Т. В

Публикации по теме:

Изучение правил дорожного движения. Выступление агитационной бригады детского сада «Золотой ключик» Видео Пешеходный переход Под марш выходит команда ЮИДД 1. Внимание! Внимание! 2. Вас приветствует Команда ЮИД детского сада «Золотой ключик» 3.

Консультация для педагогов ДОУ «Народное искусство в быту детского сада» Народное искусство в быту детского сада. Есть много предметов русского народного творчества которые могут украсить наш быт. Изобразительное,.

Мини-музей МКДОУ детского сада «Веснушки». Детское творческое объединение «Юный экскурсовод»Мини-музей МКДОУ детского сада «Веснушки». Детское творческое объединение «Юный экскурсовод» Детское творческое объединение «Юный экскурсовод» Здравствуйте, дорогие друзья! В своей статье детские творческие объединения как условие.

Роль семьи в успешной подготовке детей к школе. Выступление на городском семинаре «Преемственность детского сада и школы» Роль семьи в успешной подготовке детей к школе подготовила: воспитатель ГБДОУ № 108 Невского района Чеботарева Е. Н. 1Квалификационной.

Семинар для педагогов детского сада «ТРИЗ технологии в дошкольном образовании»Семинар для педагогов детского сада «ТРИЗ технологии в дошкольном образовании» Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения.

Семинар-тренинг для педагогов детского сада «Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов» КГКП Детский сад-ясли №45 «Болашак» акимата города Усть-Каменогорска Подготовила: педагог-психолог Слукина Лилия Геннадьевна Семинар-тренинг.

Выступление на родительском собрании: «Режим дня и его значение. Режим дня в старшей группе детского сада» Выступление воспитателя Андрияхиной И. Г. на родительском собрании на тему: «Режим дня и его значение. Режим дня в старшей группе детского.

Выступление на семинаре «Работа с родителями по вопросу преемственности детского сада и школы»Выступление на семинаре «Работа с родителями по вопросу преемственности детского сада и школы» Тема: «Работа с родителями по проблеме преемственности детского сада и школы» Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,.

Выступление на семинаре «Возможности инклюзивного образования»: Построение инклюзивного процесса в группе детского сада Второй год нашу группу посещает ребенок с ОВЗ. С момента поступления ребенка в группу со всеми специалистами и родителями был разработан.

Выступление воспитанниц детского сада на празднике в честь пожилых людейВыступление воспитанниц детского сада на празднике в честь пожилых людей Выступление воспитанниц детского сада на празднике в честь пожилых людей в Епархии г. Россошь Во всем мире этот праздник стали отмечать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление для педагогов детского сада «Детское творчество»
Опубликовано: 5 декабря 2016 в 18:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД